Член Политбюро СССР: смерть в собесе
Автор
Виктор Сбруев
В верхушке ЦК КПСС, как всегда и везде во власти, шла напряжённая борьба между властными группами, в 1980-х от исхода противостояния зависела судьба государства. Многие, даже из бывших в Политбюро, тогда этого не понимали. Большая группа высшей партийной, государственной, силовой и хозяйственной номенклатуры, жаждущие передать наследникам «завоёванные» блага, стремились опрокинуть великую страну в беспредел капитализма, опрокинуть любой ценой. На противников реставрации капитализма выливались потоки чудовищной лжи…
Среди бессовестно оболганных оказался и член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь МГК КПСС Виктор Васильевич Гришин, возглавивший московскую партийную организацию в 1967 году.

«Москве нужен был именно такой человек - сильный, авторитетный, знающий её проблемы», - вспоминает Юрий Изюмов, - «Город находился в очень тяжёлом положении. Промышленность десятилетиями не получала серьёзных вложений, а следовательно, не реконструировалась, не обновляла оборудование и технологию. В руководстве давно привыкли, что москвичи и так всегда выполняли и перевыполняли. Сильно отставало от требований времени городское хозяйство, строительство. Обеспеченность москвичей жильём, школами, больницами, детсадами, магазинами, столовыми и прочими жизненными благами была на порядок ниже, чем во многих областных центрах, не говоря уже о столицах союзных республик. Виктор Васильевич взялся за решение всех этих сложнейших проблем со свойственными ему энергией, настойчивостью и обстоятельностью. И для начала напомнил всем союзным и российским хозяйственным руководителям, где они состоят на партийном учете. Дело шло непросто. Инерция прежнего отношения к Москве преодолевалась с большим трудом. Но к делу была подключена вся городская партийная организация, и результаты не замедлили сказаться. Вот только две цифры. За первые 10 лет работы Гришина объем валовой продукции промышленности удвоился. А за всё время его пребывания на посту первого секретаря МГК КПСС было построено столько же жилья, сколько его было в городе до революции».
Гришин, возглавлявший почти миллионную партийную организацию столицы, был оболган самым бессовестным образом. Либералы из Политбюро, стремящиеся реставрировать капитализм, действовали в стиле геббельсовской пропаганды. О Гришине, кристально честном и щепетильном человеке, распускали слухи один нелепее другого:
что он бросил семью, что он женился на Татьяне Дорониной, и что теперь «молодожёнам» ежедневно доставляют из елисеевского гастронома всякие бесплатные яства; что он замаскированный еврей и покровительствует всем подпольным дельцам этой национальности, что он организовал и возглавляет криминальные предприятия столицы, что Гришин – главный коррупционер Москвы. И - так далее, далее, далее…
А Виктор Васильевич работал, работал на благо москвичей, организуя масштабное жилищное строительство, заботясь об экологической чистоте вверенного ему города. В1967 г. больше половины москвичей жили в коммуналках и даже в подвалах. Гришин настоял на том, чтобы до полной ликвидации подвалов квартиры «высокопоставленной лимите» не давали.
Жителей подвалов расселили в считанные месяцы. Он настоял, чтобы построили театр зверей Дурова, детский театр Натальи Сац, кукольный театр, новое здание современной архитектуры (по замыслу Юрия Любимова) театра на Таганке. Это Гришин категорически воспротивился и не допустил строительства АЭС недалеко от Москвы…
В 1985 году произошло очередное наступление либералов во власти, и Гришина на посту первого секретаря МГК КПСС сменил Ельцин.
Впоследствии Президент России Ельцин в книге «Исповедь на заданную тему» скажет: «Соглашался я на этот пост с трудом. И не потому, что боялся трудностей, я отлично понимал, что меня используют, чтобы свалить команду Гришина. Гришин, конечно, человек не высокого интеллекта, без какого-то нравственного чувства, порядочности - этого у него не было».
Это кто толкует о нехватке ума и порядочности?!
Оболганный «коррупционер» Гришин был отправлен на пенсию, не нажив ни дачи, ни машины, ничего, кроме – чистой совести…
Дискредитация Гришина в средствах массовой информации была продолжена и в дальнейшие годы…
Выйдя на пенсию, Виктор Васильевич много работал над своей книгой «Катастрофа. От Хрущёва до Горбачёва: политические портреты пяти генсеков и А. Н. Косыгина». Книгу писал лично, никто ему не помогал. Гришин всё предпочитал делать сам. В семье до сих пор хранится рукопись. Глава в книге Гришина, про последнего Генсека называется «М.С. Горбачёв. Шесть лет предательства». Гришин посвятил и Ельцину несколько страниц, но когда в 1996 году книгу издавали, страницы про Бориса Николаевича изъяли...
Скончался Гришин 25 мая 1992 года в собесе Краснопресненского района, куда пришёл для перерасчёта пенсии.
Про этот день рассказывает вдова Ирина Михайловна Гришина:
«Мы приехали с ним в тот день в собес, что на улице 1905 года, привезли документы, удостоверяющие, что Виктор Васильевич - Герой Социалистического Труда. В этом случае ему полагалась надбавка к пенсии. Инспектор, которая нас встретила, спросила: «Вы же были у нас недавно, почему не сказали, что вы - Герой?» А он: «Даже дважды».
«Ну, давайте удостоверение», - сказала инспектор. Муж спросил: «Оба?» А она: «Да нет, одного достаточно». А у мужа была папка с документами. Он полез в эту папку... И вдруг начинает падать…»
Так в собесе внезапно закончилась жизнь человека, много доброго сделавшего для Москвы и её жителей. Он не был вором и коррупционером. Воры и коррупционеры пришли ему на смену, громко крича о борьбе с коррупцией и привилегиями, ратуя о всяческих свободах и «демократии»…
Хочется закончить словами Владимира Ивановича Калиниченко, бывшего следователя по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР, адвоката:
«Борис Николаевич Ельцин клялся, что будет бороться с такими коррупционерами, как первый секретарь московского горкома партии Гришин и другие. Простите меня, но Виктор Васильевич Гришин умер в районном собесе, куда пришёл оформлять мизерную пенсию. Никаких денег, особняков и ценностей у него и в помине не было, этот человек - я подчеркиваю! - скончался в полной нищете!»
Комментарии