Еще недавно столь далекая от Татарстана гражданская война на Украине спустя всего несколько месяцев стала напрямую затрагивать жизнь населения республики. Татарстанцы не остались равнодушными, откликнулись на трагедию жителей Новороссии, начав собирать гуманитарную помощь, помогать беженцам. Возглавил народное движение "Помогаем Новороссии" председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов.
По мере того, как стали прибывать беженцы, общественные активисты заметили, что в Татарстане появилась негласная практика сегрегации переселенцев, когда одним оказывается забота, а другие предоставлены сами себе. В частности, в СМИ получил резонанс случай Виктории Эсауленко, которая промучилась хождением по бюрократическим инстанциям в Казани, ночуя на вокзале с дочерью, а когда устроилась работать, была уволена "по звонку" за то, что рассказала через СМИ о своих мытарствах.
Этот случай обнажил проблему, которая все отчетливее проявляется в последние годы. Близкая к Казанскому кремлю интернет-газета "Бизнес Онлайн" поспешила опубликовать свое видение этой истории с разъяснениями, данными от лица неизвестных представителей власти. Следует сказать, что интерфейс этого СМИ позволяет оставлять комментарии читателей под каждой публикацией. И, как можно убедиться, в них на общественных активистов, на самих беженцев, обрушился настоящий шквал ненависти, хамства, грубости, в основе которых лежит неприкрытая русофобия.
Это не первый пример подобной реакции на любые благородные действия патриотических общественных организаций в Татарстане. Дело не только в чиновниках, которые пытаются препятствовать инициативам волонтеров по сбору гуманитарной помощи (СМИ уже сообщали об инциденте с директором Татарского государственного академического театра им. Г. Камала во время благотворительного концерта в поддержку беженцев). И дело даже не в том, что есть в Татарстане люди, которые равнодушны к проблеме беженцев и ко всему, происходящему на Украине, живущие по принципу "моя хата с краю". Проблема куда печальнее: в Татарстане выросло поколение татар, которое всё, что ассоциируется с Россией, стремится унизить и оскорбить.
Их возраст колеблется от 18 до 35 и выше, однако есть общая черта - они росли во время правления Минтимера Шаймиева, в эпоху разгула сепаратизма и борьбы "за суверенитет". Они - это мои соплеменники, но те, кто впитал мировоззренческие установки учебников и литературы по истории Татарстана, подготовленных местными историками, с посылом о "вечной освободительной войне татарского народа" и "русских оккупантах". Все они приняли "философию" татарского национал-сепаратизма, которая была мейнстримом общественно-политической жизни республики того времени.
Самое печальное, что у этих интернет-русофобов в Татарстане, спешащих оставить хамский комментарий на сайте (модераторы татарстанских СМИ обычно лояльны к таким проявлениям "гражданской активности"), предки в 1941 году принимали беженцев с территории того же юго-востока Украины и других западных территорий СССР, и никто даже не помышлял обидеть обездоленных. Тогда Казань принимала вынужденных переселенцев, многие из них осели и стали жителями нашего региона. А вот теперь их внуки и правнуки изменили принципу человечности своих дедов и прадедов: человеку в беде помоги.
Успокаивает только то, что большинство татар, живущее как внутри, так и за пределами Татарстана, не оказалось под идейным влиянием Казанского кремля: это те мои соплеменники, кто воспринимает Россию как свое государство, свою Родину, русских считают за своих братьев, и беженцы из Новороссии для них не чужие люди, они им сочувствуют и понимают их трагедию. Это видно даже по тому, как татары оказывают гуманитарную помощь. Они делают это щедро и искренне. И это внушает надежду, что нам, татарам, удастся преодолеть то идейно-мировоззренческое наследие эпохи этнократического безумия и националистического реванша в Татарстане, которая длилась последние 20 лет, хотя еще долго придется пожинать горькие плоды того времени.
Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии
Комментарии
Аналогичная ситуация давно сложилась в респубриках Северного Кавказа, Башкирии, Калмыкии и др.
Насколько долго будет продолжаться это противостояние - вопрос существования государства.
Я бы не осуждал национализм или стремление к независимости
этих республик. Это не их вина, а наша общая беда.
Отсутствие внятной и прозрачной как внешней, так и внутренней политики и экономики руководства России, разобщенность народов, отсутствие культурных связей (где Дни культуры республик в Москве и такие же в их столицах?),
дороговизна проезда и др. приводят к таким плачевным результатам.
Нужно строить социализм!
«Татарские ученые должны высказать свое компетентное мнение в отношении татарской истории. Так как идет процесс «раздачи» наших исторических земель, простирающихся от Кавказа до Татарского пролива, индоиранцам, славянам и прочим народностям, никогда не проживавшим на этих территориях. А татарские ученые молчат! А ведь пришло время открыто заявить всему миру, что Евразия — это древняя Татария, что во главе тюркских каганатов стояли татарские вожди, что Чингисхан был татарином, а не монголом, а Золотая Орда — татарским государством! Любой другой народ, имеющий такую великую историю, как татары, кричал бы об этом на весь мир. А мы, татары, до сих пор не можем во всеуслышание заявить о своих правах на историю. Только постоянно напоминая народу о его великом прошлом, исторических корнях, можно пробудить в нем национальное самосознание и поднять на борьбу за независимость. Эта работа ложится в первую очередь на плечи татарских ученых». («Татарские ученые и нация», «Звезда Поволжья» №48, 2007 год.)
Автор этих строк - Байрамова, ученый-историк, член Исполкома Всемирного конгресса татар
Под твои вековые крыла,
От свободы своей обессилев,
Что обчистила нас догола.
От бредовых своих вожделений,
Под кликушеский западный вой
Мы придём и уткнёмся в колени
Непокрытой своей головой.
Побеждая в боях эпохальных,
Об униженных братьях скорбя,
Ты жалела и ближних, и дальних,
Никогда не жалея себя.
Ты несла это бремя отроду,
Как венец из терновых ветвей,
Положив за чужую свободу
Миллионы своих сыновей.
Сколько стоили эти победы
Крови, пота, отваги, труда,
Если с запада – немцы да шведы,
Золотая – с востока – Орда!
Быть бы нам бессловесной прислугой,
С очерствелою коркой в горсти,
Если б ты не надела кольчугу
И не встала у них на пути.
Мы укажем своим демократам
Дальний путь в долговую тюрьму:
Лучше быть на Руси «младшим братом»,
Чем холопом в чужом терему.
Мы столы вкусной снедью накроем,
В кубки вина златые нальём,
По былому поминки устроим,
Наши лучшие песни споём.
Нас отрезали и не спросили,
Нужно ль нас от тебя защищать…
И когда мы вернёмся, Россия,
Ты простишь, ты умеешь прощать..."
(Константин Фролов-Крымский).
а так же в украине, северном кавказе, таджикистане, туркмении, азербайджане...... Очень потрудился Шаймиев...
Вы так увлеклись теориями, что кровь и смерть не видите.
экспертом по вакхабизму и прочим ислмским радикальным течениям.
Видимо поэтому ему известны эти, видимо глубоко законспирированные, люди.
Я не встречал их в жизни, не слышал от знакомых, не встречал на просторах интернета,
не читал о них в местной и другой какой прессе. Есть на МП один бабай, который все гундосит,
про то как "старший брат" плохо себя ведет. Может быть, есть интернет тусовка, где пасутся татарские свидомые.
Но я о таких не слышал. Когда Шаймиев пугал Москву сепаратизмомом, этих националистов автобусами
свозили из районов, чтобы набрать хоть-кого. Хотя, насколько я понял это были гопники из группировок, а
не убежденные националисты.