Вафа Султан: “Бог, который ненавидит”

На модерации Отложенный

 

мохаммад, мухаммед, ислам, мохаммед
 Вафа Султан - психиатр, уроженка Сирии, получила всемирную известность после того, как открыто сообщила на канале Al-Jazeera о подавлении женщин в исламском мире, и также когда заявила своему оппоненту-мужчине: “Помолчите, сейчас моя очередь!”

Её новая книга “Бог, который ненавидит”, - это увлекательное и отчасти автобиографическое путешествие по миру, в котором паранойя, заговоры и подавление женщин считаются в порядке вещей, а достойная в западном понимании жизнь просто исключена. 240 страниц книги читаются очень легко.

В книге как под микроскопом рассматриваются условия жизни в арабском мире, особенно в Сирии. Это насыщенная информация, из которой можно много понять об арабском менталитете, что может быть полезно политикам и другим людям, имеющим дело с арабским миром и исламом.

Рождённые в подчинении.

Вафа Султан родилась мусульманкой. В течение 12 веков Сирия была христианской страной, но сегодня большинство населения там - мусульмане. Ислам - это религия, регулирующая каждый шаг в жизни своих последователей.

Тем, кто отрицает свободу и личную ответственность, это может оказаться приемлемым, но это совершенно не способствует взаимоуважению и доверию.

Вафа Султан - неправильная мусульманка, потому что ведёт себя честно. Она разъясняет мусульманский способ мышления, разъясняет, как мусульманскому менталитету свойственно всё, вплоть до деталей, смешивать с чем-то негативным, даже о позитивных событиях отзываться в тёмных тонах. Они превращают в войну всё в своей повседневной жизни. В мусульманском обществе все кричат и рычат друг на друга, и так было всегда.

Она связывает такое поведение с тем фактом, что ислам зародился в пустыне, где было мало природных ресурсов, и где постоянно грозила опасность нападения. Вафа не очень удивляется тому, что Мухаммед и другие мусульмане того времени жили тем, что грабили своё окружение, но ей кажется серьёзной проблемой то, что этот воровской менталитет был канонизирован в текстах, и что это стало вневременным примером для всех мусульман.

Убить дракона.

Узнаваемая метафора - дракон, внушающий всем страх. Его все боятся, и потому все соблюдают правила, провозглашённые им.

Но когда кто-то решается отправиться и сразиться с драконом, он его не находит. Существование дракона зависит от людей, верящих в него и страшащихся его - без веры и страха у него нет власти над другими.

Так молодой отважный юноша взбирается на гору и спрашивает (стр. 3):

“Кто ты?”

 “Я страх” - отвечает чудовище;

“Страх чего” - спрашивает юноша?

“Это зависит от того, кто ты. Каждый видит меня так, как представляет. Некоторые боятся болезней и тогда видят меня как болезнь. Другие - бедности и видят меня как бедность. Третьи - власти и видят меня как власть. Четвёртые - воды и видят меня как поток, тот, кто боится войны, воспринимает меня как армию, оружие или что-то похожее”.

“Но почему они думают, что ты больше, чем реальность?”

“Каждому я являюсь настолько большим, насколько велик его страх передо мной. Пока они не решаются подойти ближе и встать рядом со мной, они никогда не узнают моей истинной величины”.

Если возвратиться в реальную жизнь, это как раз то, что делает важными террористов. Они производят впечатление на тысячи, миллионы, иногда на миллиарды людей, совершая относительно простые действия. Ведь без страха нет и порабощения. 

11 сентября было поворотным моментом - днём, когда Запад окончательно был вынужден воспринять ислам всерьёз. Об этом Вафа Султан говорит следующее (стр. 7):

После теракта 11 сентября американцы спрашивали себя: “Почему они нас ненавидят?”

Мой ответ на это: “Потому что мусульмане ненавидят своих женщин, любая группа, ненавидящая своих женщин, не может никого любить”.

Люди спрашивают: “Но почему мусульмане ненавидят своих женщин?”

Я могу лишь ответить: “Потому что так делает их Бог”.

Роль женщины в исламе.

Тема, к которой Вафа вновь и вновь возвращается в своей книге, даже в тех частях, где говорится о других реалиях, - это положение женщины в исламе. Вот что она констатирует в начале главы 6 (стр. 71):

КОНЕЧНО, СТРАХ в мусульманском мире распространяется и на то, как мужчины обращаются с женщинами. Это отвратительное, полное ненависти обращение, с которым мусульманский мир атакует других.

Работая ассистентом в гинекологической клинике в Алеппо, Вафа Султан имела реальную возможность наблюдать положение, в котором находятся женщины в современном сирийском обществе. Эта ситуация не единожды задокументирована: побои, изнасилования, обман, неверность и даже пьянство. Многие реальные трагедии, через которые она помогла пройти женщинам, говорят сами за себя, они никого не могут оставить равнодушным. Зная об этих случаях, легко представить, что университетская статистика в Алеппо - это не что-то из ряда вон выходящее. 

Вафа Султан из собственного опыта рассказывает об обстановке в исламских странах, положении женщин и мнении мужчин, она знает, что вымысел, а что - правда. Её книга - это не академическая диссертация, скорее практическое сообщение человека, основанное на опыте собственной жизни. На протяжении 30 лет её жизнь немногим отличалась от жизни других сириек, хотя она смогла оценить причины проблем женщин в мусульманском обществе с психиатрической точки зрения.

Такой трезвый подход смущает, так как становится совершенно очевидно, что миллионы и миллионы арабок и других мусульманок страдают в таких же, а порой и худших унизительных условиях существования. Что особенно больно – видеть роль женщин, участвующих в этом порочном круге подавления и поддерживающих его. Если женщина сама не позволяет себе жить свободно, её разочарование в жизни легко выливается в потребность наносить вред другим - дочерям, невесткам, племянницам, - им тоже прививается страх перед попыткой отстаивать свои права, не говоря уже о том, чтобы сопротивляться традиции подавления.

Ситуация этих женщин похожа на ту, которую описывает Людвиг фон Мизес в 1922 году в своей книге “Социализм”, когда говорит об условиях жизни в варварском обществе:

«Там, где господствует принцип насилия, общепринята полигамия. У каждого мужчины столько жён, сколько он может защитить. Жёны - это форма богатства, и в данном случае, чем больше - тем лучше. Мужчина стремится иметь больше женщин – так же, как он стремится иметь больше рабов или коров, и его моральный взгляд одинаков и на рабов, и на коров, и на жён. Он ждёт, что жена будет ему верна, он - единственный, кто может распоряжаться её телом и работой, однако, сам он свободен от любых оков».


Вафе Султан удалось этого избежать благодаря двум счастливым обстоятельствам: во-первых, она любила писать и читать и, таким образом, узнала, что есть альтернативные варианты жизни, а во-вторых, она вышла замуж за мужчину, которого сама выбрала. Это был тот, кто поддерживает её и уважает как личность. Она получила редкий подарок - право выехать в США, где она смогла найти действительно свободное общество.

Картина Бога в исламе.

Концепция Бога в исламе детально проработана. Ислам возник в пустыне, местности, бедной на природные ресурсы, чтобы выжить, там всегда нужно было быть начеку. Мухаммед и его сподвижники прославились своими набегами, которые в то время были обычным делом и само по себе это не проблема. Что представляет интерес сегодня - это общий сложившийся менталитет, где отношение к набегам, рабам и женщинам закреплено в Коране и хадисах, и которое Мухаммед всегда приводил в качестве примера для верующего мусульманина (Коран 33:21).

Если бы речь шла о специфической ситуации, это было бы смешно и неважно, но эта ситуация - страх. Страх перед соседями, осуждающими неисламское поведение, страх перед свекровью, называющей других женщин в семье “шлюхами”, если те не закрывают лицо паранджой. Страх быть отвергнутой семьёй, страх перед мужчинами, которые считают, что имеют право на изнасилование, и не видят в этом проблемы. Все эти страхи можно приравнять к дракону, с которым никто не хочет бороться.

Предрассудки и реальность.

Итак, Вуфе Султан и её мужу Мораду посчастливилось бежать из Сирии в США. 

Она была врачом по образованию, и ей было нелегко начать всё сначала, работая на заправке. Но это была хорошая возможность изучить язык и познакомиться с американцами. И вот что её поразило: американцы вели себя дружелюбно по отношению друг к другу.

С самого начала, когда она прилетела в аэропорт Лос-Анджелеса, в различных учреждениях, и в том числе в местной школе, она заметила, насколько дружелюбно обращались к ней незнакомые люди, что очень отличалось от того, к чему она привыкла. Это абсолютно не соответствовало тому, что ей рассказывали в школе об аморальных и деградирующих американцах.

Через какое-то время она обнаружила у себя какую-то параноидальную ненависть к евреям. Так же как и в других арабских странах, в школе её учили, что евреи - дети зла, и ей потребовалось какое-то время для того, чтоб понять, что это абсолютно не так. Сложно представить, что образованная современная женщина с криками выбегает из обувного магазина только потому, что обнаружила, что владелец магазина - еврей. Так работает сила концепций и верований, переданных ребёнку с пелёнок.

“Кто эта женщина на канале Al-Jazeera?“

Помимо того, что она выучила английский и подтвердила своё право работать врачом, Вафа Султан нашла новый путь самовыражения: она стала писать в газеты и журналы об исламе, роли женщины в исламском мире и преимуществах свободного общества. Она писала одну статью за другой и через какое-то время стала известным критиком ислама и ситуации с правами человека в исламских странах.

Тогда её пригласили на телеканал Al-Jazeera, по-видимому, с тайным намерением втиснуть обратно в роль, больше подходящую женщине, они хотели, чтобы она вернулась домой пристыжённой и перестала себя выражать настолько открыто. Результат этой знаменитой встречи увидели тысячи людей на Youtube.

Приглашение поговорить напрямую с арабским миром оказалось стратегической ошибкой. Вместо того чтобы вежливо отвечать “да” или “нет”, она сказала правду о подавлении женщин в исламских странах, об исламе и терроризме и прямо, без обычной типично арабской неоднозначности, которой от неё ждали, переложила ответственность на ислам. У неё хватило смелости даже бороться за своё время в эфире, несмотря на то, что её оппонентом был мужчина. Это действительно встряхнуло людей во всём арабском мире. Люди поняли: она была сыта по горло и стала бесстрашной.

Ислам: закупоренная бутылка.

Как психиатру, Вафе Султан есть что сказать о психологическом воздействии ислама, она наносит ему удар, но не грубыми словами. Когда читаешь её главы об исламе, будто читаешь Герта Вилдерса, Айаан Али Хирси или других, но её слова действуют сильнее. Вафа Султан говорит о своём собственном народе, об арабах и их религии - исламе. Иногда выводы и субъективная оценка практически пересекаются, но важно, что говорит первоисточник, и её книга быстро становится популярной.

Вафа говорит об очевидной ловкости и изворотливости ислама по сравнению с Западом, где признаны логика, рассудок и наука, и где признаётся индивидуальность каждого человека, обладающего стабильными правами. Она объясняет исламскую структуру власти, где ты или раб или господин, - будь ты обычный прохожий, имам, или муфтий, который по-прежнему называет себя “рабом Аллаха”, но выворачивает тексы ислама на изнанку, чтобы властвовать над другими. Она уверенно говорит о нашей “войне против террора”:

«Война против терроризма бессмысленна, если мир не объединится для того, чтобы заменить эту культуру, пренебрегающую жизнью, побуждающую людей жертвовать своей жизнью, на что-то гуманистическое и осмысленное.»

Интересно, что себя она видит всё ещё мусульманкой. Родившаяся и воспитанная в мусульманском обществе, она полагает, что никогда не сможет освободиться от всех предрассудков, впитанных с воспитанием. Но она надеется, что её дети вырастут немусульманами. С такой отважной матерью на это у них есть все шансы.

Война культур и личная ответственность.

Вафа Султан заканчивает свою книгу, ссылаясь на классика Хантигтона и его книгу “Война культур”. Шокирующим, хотя и неудивительным для неё фактом стало то, что 19 юных арабов решили принести в жертву своему Богу свои жизни, а также жизни 3000 случайных людей и 4 самолёта. Что-то подобное случилось бы рано или поздно.

Самое главное различие состоит в личной ответственности.

Арабы, и в целом все мусульмане, систематически перекладывают ответственность на кого-то другого. Это могут быть женщины, евреи, американцы или их Бог - и такой менталитет лаконично заключён в крошечном слове: Иншаллах - «если пожелает Аллах». Такой фатализм позволяет лишь немногим масульманам разобраться в том, как функционирует этот мир. 

Мало кто готов отвечать за свои слова, мало кто самостоятельно разбираться, где правда, мало кто настолько доверяет себе, чтобы взбунтоваться и показать свою независимость. Но Вафа Султан доверяет себе. Она действительно взволнована печальным состоянием исламского мира и бесконечным перекладыванием ответственности, тем, что теперь проблемы исламского мира стали проблемами мира западного, хотя стоило бы взглянуть, откуда они произрастают.

Иммиграция и распространение ислама на Запад сделали исламские проблемы мировыми, но, похоже, за 9 лет после 11 сентября наши политики так и не поняли их природу и глубину.

Эту книгу должны прочитать политики, журналисты и все, кто любым образом соприкасается с исламом.