Разумеется, рост ставок в условиях промышленной стагнации выглядит достаточно странно. Если стагнирует реальный сектор, то кредиты в большом количестве ему не нужны, поэтому цена кредита, т.е. процентная ставка, тоже должна быть невысокой и стабильной. Но она почему-то идет вверх.
Существует, как минимум, четыре расхожих объяснения этого роста. Первое — это инфляция. Поскольку цены на товары и услуги постоянно растут, пусть даже и небольшим темпом, банки вынуждены повышать ставки, по которым они предоставляют капитал своим клиентам, чтобы компенсировать падение его реальной стоимости в будущем. И чем выше прогнозируемый рост цен, тем выше должна быть процентная ставка.
Второе объяснение - это исчезновение с российского финансового рынка средств пенсионных накоплений. Поскольку Правительство России уже второй год подряд не собирается переводить на пенсионные накопительные счета необходимые суммы, то пенсионные фонды не могут инвестировать эти накопления и, соответственно, лишают финансовый рынок необходимых ресурсов.
Третье объяснение — это финансовые санкции Запада, из-за которых российские компании были вынуждены отложить размещение своих ценных бумаг на международных рынках, и стали искать ресурсы на внутреннем рынке, создавая дополнительный спрос при сокращающемся предложении капитала.
И четвертое объяснение роста процентных ставок — это отток депозитов из банков на протяжении нескольких последних месяцев, который сначала был вызван отзывом лицензий у нескольких хорошо известных банков, потом девальвацией рубля, а еще позже — событиями на Украине. Вкладчики испугались растущих рисков, и изъяли свои сбережения из банковской системы, лишив ее кредитных ресурсов в самый неподходящий момент, что и привело к росту ставок.
Безусловно, все эти факторы оказали очень сильное влияние на ситуацию на кредитном рынке России. Однако, надо отметить, что часть из них, вроде оттока депозитов, носит быстропроходящий и краткосрочный характер, а другая часть, вроде невозможности получить ресурсы на международных рынках, еще никак себя не проявила;и,может быть, и не проявит.
Что же касается нехватки средств пенсионных накоплений, которое тоже, якобы, негативно влияет на процентные ставки, что в это заявлении есть большая дол лукавства. Дело в том, что хотя средствами этих накоплений и управляли негосударственные пенсионные фонды, однако львиную долю ресурсов они вкладывали в государственные ценные бумаги. То есть, получая из бюджета Пенсионного фонда (то есть, фактически из государственного бюджета) средства для зачисления на пенсионные счета, они возвращали их государственному бюджету, покупая его долговые обязательства.
Уже на этом основании говорить о том, что финансовый рынок лишился средств пенсионных накоплений совершенно невозможно, потому что до сих пор никаких средств из пенсионной системы он и не получал; соответственно, и терять ему было нечего.
Поэтому правильнее было бы говорить, что пенсионные фонды недополучили часть ресурсов, на которой рассчитывали неплохо заработать, но у них из этого ничего не получилось;а вот российский финансовый рынок здесь совсем не причем.
Теперь, для полноты картины, необходимо сказать несколько слов о еще одном факторе роста процентных ставок, который уже не является таким простым и понятным, как все предыдущие. Дело в том, что не стоит забывать, что в последнее время основным каналом денежной эмиссии Центрального банка России являются кредиты коммерческим банкам. Возможностью рефинансироваться в Центробанке обладают практически все кредитные учреждения страны, если у них есть соответствующие залоги. Разумеется, они активно пользуются такой возможностью, привлекая кредитные ресурсы Центробанка на финансирование разного рода операций. И одной из таких операций является спекуляции на валютном рынке.
Схема этой спекуляции достаточно проста. Вы (банк) берете рублевый кредит в Центробанке и покупаете на него валюту. Позже, если курс купленной валюты вырастет,можно ее продать, вернуть кредит ЦБ и зафиксировать прибыль.
Понятно, что такого рода операции становятся очень распространенными в периоды сильного колебания валютного курса. А такой период у нас как раз и начался после наступления Нового года. Курс рубля постоянно скачет, и не грех, разумеется воспользоваться этими скачками, и неплохо на них заработать.
Но, разумеется, Центральный банк России прекрасно видит эти операции, и понимает, что его кредиты используются для финансирования спекуляций, на которых зарабатываются неплохие деньги. И у него, естественно, появляется желание перераспределить в свою пользу часть спекулятивных прибылей; что он и делает, повышая процентные ставки по кредитам,которые он предоставляет коммерческим банкам.
При этом, что самое интересно, повышением процентных ставок Банк России эти валютные спекуляции сдерживает. Если раньше курсу рубля было достаточно упасть чуть более, чем на 5%, то банки уже могли фиксировать прибыль. Но теперь так легко заработать не получиться. Теперь банкам надо ждать, когда курс рубля снизиться более, чем на 8%, и только тогда закрывать позиции. Но хорошо понятно, что время ожидания увеличивается, и далеко не все банки могут позволить себе сидеть с открытыми позициями в ожидании выгодного для них курса; и тогда им вообще приходиться отказываться от спекулятивных операций с валютой.
С учетом этих обстоятельств для конечных заемщиков из реального сектора (или для домохозяйств) ситуация сейчас крайне неблагоприятная. Рост процентных ставок ухудшает их финансовое положение, но повлиять на него они никак не могут, и поэтому вынуждены принимать рост расходов на кредит как данность.
Комментарии