Русско-украинский конфликт: посеявший ветер пожнет бурю

 

 

http://www.lragir.am/index/rus/0/comments/view/37692

 

 

 

 

 

Русско-украинский конфликт врывается в наши сердца страшными цифрами убитых и раненых, пустыми глазницами окон сгоревших домов. Но картина гуманитарной катастрофы обретает цивилизационное звучание, когда приходит осознание того, что конфликт прерывает процесс утверждения   европейской культуры в России.

 

Действительно, эпоха  обновления, нацеленная на  преодоление тоталитарной  культуры, в России не успела завершиться, она лишь частично снесла  устаревшие формы, но на этом оборвалась. Историки засвидетельствуют, что  Запад, и в первую очередь Америка, не смог набраться терпения и дать россиянам время, чтобы завершить эпоху обновления, начавшуюся с перестройкой. Возможно, США испугались возрождения России и прервали незакончившийся процесс смены эпох. 

 

Европа не смогла противостоять этому, хотя отчетливо понимала, что с ослаблением России теряется защитный щит Европы. Более того,  столкновение с Россией грозит Европе потерей альянса культур и экономик,  приобретенного интеграционными усилиями последних десятилетий. Именно этим объясняется  нерешительность и робость европейских ответов на воинственные санкции заокеанского глашатая прав Украины. 

 

Итак, приходится констатировать тот исторический факт, что в 90-х годах ХХ  века Россия вступила в европейский период своего развития, но не успела утвердиться в нем. В эпоху обновления Россия не успела преодолеть свою «азиатчину», как выразился великий Блок, она не смогла постичь родную «азиатчину» с высоты европейской культуры и европейского сознания.

 

Запад сам не дал России реализовать шанс стать национальным государством.   Теперь Западу придется пожинать плоды своей поспешности: он получит ощетинившуюся, повернувшую вспять авторитарную Русь,  консолидировавшуюся под флагом русского национализма и комплекса жертвы, приобретенного в результате этнической чистки, проводимой на Украине.

 

Но события на Украине и вокруг нее уничтожили плоды эпохи обновления не только в России, но и на всем постсоветском  пространстве. Ненависть и ярость, с которой украинцы отстаивают собственное право на  независимую государственность, уничтожает саму эту государственность, ростки демократии  и европейское будущее Украины.  Ибо  враждебность  к русским, которая более двух десятилетий прививается украинцам политикой идентичности  есть орудие разрушения. Оперируя этим орудием, Украина раскалывает собственную    страну, разрывая ее глубинными рвами межнациональной неприязни и обид.

 

Солидарность европейцев  быстро улетучивается, уступив  место головной боли и усталости от трудноразрешимых украинских проблем. Эта усталость возрастает с  рассеиванием  иллюзий сломить  Россию силами Украины. Что же касается России, то она выходит из текущего раунда стратегического противостояния более консолидированной и мобилизованной, психологически окрепшей и демографически обогащенной. Но придержим узды оптимизма - плоды конфликта считают по осени.

 

Что касается происходящего на Южном Кавказе в этот судьбоносный период, то здесь знакомая картина. Армяне, как принято, затаились, они не дискутируют   об историческом предназначении русско-украинского конфликта как средства окончательного передела постсоветского пространства. В армянском самосознании нет акцента на важности смены эпох, мы сконцентрированы  лишь на  идее  национального освобождения.

 

Эпохи проходят мимо нас, не меняя нашей единственной, но пламенной страсти. Иначе и не может быть, ибо история продолжает держать нас в плену  идеи национального освобождения. Разумеется, национальное самосознание    пока не меняет своей колеи, поскольку задача национального освобождения до конца не разрешена. Однако проблема не только в особенностях национального самосознания, но главным образом в действующей элите и лидерах.

 

Пока не явилась та элита и тот лидер, который мыслит эпохами истории и эпохальными задачами, действующая армянская элита озабочена лишь  умножением  собственного  богатства и благополучия  своего клана, замерзнув на этапе позднего средневековья.

Азербайджанцы живут в том же историческом периоде  –  они обогащаются, вооружаются и бомбят, но попадают прямиком в свое будущее, ибо продолжают упускать важнейшие исторические вехи.

 

Грузины верны своей мечте, за которую заплатили территорией и значительной частью выхода к морю. Они продолжают строить из себя европейскую нацию, напрочь забывая, что европейскость - это система определенных ценностей и институтов, но не конгломерат красивых тостов, произносимых в атмосфере   «имперского дурмана» и средневековой практики попрания прав  национальных меньшинств и собственных граждан.

 

К миру на Кавказе принуждают лишь миротворческими усилиями. Поэтому мир  на Южном Кавказе весьма хрупок и зависим от намерений великих мира сего.  Американцы, чувствуя приближение развязки украино-русского конфликта,  вплотную занялись поиском следующего конфликта, в который они ввяжутся, чтобы заполнить новостные страницы СNN и занять своих военных. 

 

По всем признакам, следующим объектом манипуляции будет Карабахский конфликт, который американцы решили разморозить и призвать к жизни, с тем, чтобы придать ему роль нового аккорда в борьбе за передел постсоветского  пространства. Расчет прост: Россия занята слизыванием ран, полученных в ходе  украинской кампании, и не сможет вновь ввязаться в конфликт.

 

Хотя, вполне возможно, что, вопреки американской логике, Россия, в силу тех же обстоятельств, может не дать карабахскому конфликту разморозиться и поддержит его тление на долгие годы: ведь нужно же продолжать продавать оружие и военное снаряжение. В таком случае нас впереди ждет невеселая перспектива долгого пребывания  в тлеющем конфликте  в состоянии  ни войны ни мира.

 

Значит, нам придется еще долго слушать путаные байки генерала-латифундиста   об оставшихся в Баку незаконченных делах. Если бы История имела право голоса, она сказала: бы, что незавершенной осталась эпоха экономического, политического и социального обновления, прерванная  в самом начале, не достигнув требуемой высоты и не решив модернизационных задач. Но Истории  не свойственен диалог с акторами, она лишь запоминает и отсчитывает историческое время, напоминая, что времени у нас в обрез.

 

Следовательно, История может нам  лишь подсказать, что сейчас самое время вернуться к процессу обновления и завершить несостоявшуюся смену эпох. Это актуально особенно сейчас, когда мы томимся в очереди за евразийством, и стрелки компаса нашей судьбы застыли на отметке неопределенности. Чтобы выйти из этой неопределенности, тревожное ожидание войны должно уступить место решительному модернизационному порыву, который способен вернуть  живость нашему скованному страхом уму и заставить армянские сердца биться в унисон с предпочтениями и вызовами двадцать первого века.

 

Действующая элита уже не раз свидетельствовала, что не желает никакой модернизации и не в состоянии ее претворить в жизнь. Элите тепло и уютно в болоте первоначального накопления капитала. Единственная  надежда на то, что возмужавшее армянское общество сможет вдохнуть жар в поникшие меха  армянской истории и, освободив руки от текущих задач, стать локомотивом  процесса смены эпох, освободив национальное самосознание от  парализующего страха перед обновлением и коренными переменами.

 

Чтобы надежду сделать явью, нужно как минимум слово «модернизация» внести в словарный запас политических мужей и общественный дискурс.  «Какова модель армянской модернизации?» и «Кто сможет стать  локомотивом процесса модернизации?»  Вот вопросы, которые должны стать топиком общественного дискурса, перенося общественное внимание с бесплодного переписывания текста бессовестно переписанной нежизнеспособной конституции на разработку целевой программы и действенных шагов, способных разрешить исторически важную задачу армянской модернизации.

 

Людмила Арутюнян доктор  философских наук, профессор

 

Социологии Ереванского государственного университета

 

lyudmilah@ysu.am