Многие израильтяне утратили гуманитарную восприимчивость
На модерации
Отложенный
Юлия Амалия Хайер
«Многие израильтяне утратили гуманитарную восприимчивость»
материал предоставлен DER SPIEGEL
Профессор Ева Иллуз (53 года) родилась в Марокко и росла в пригороде Парижа Сарселе. Сегодня она преподает социологию в Еврейском университете в Иерусалиме и изучает взаимосвязи между эмоциями, экономикой и коммуникацией. Автор нескольких книг (последняя из которых — «Почему любовь ранит?» — вышла в 2011 году) регулярно пишет колонки и эссе, в которых размышляет над природой израильско-палестинского конфликта и его последствиями для собственного общества.
— Почему так много израильтян одобряют нынешнюю войну в секторе Газа, унесшую уже сотни детских жизней?
— Мы, израильтяне, отличаемся шизофреническим восприятием самих себя. Мы постоянно культивируем собственную силу, но не прекращаем считать себя слабыми и находящимися под угрозой. Как в обществе, так и в политике все время обсуждаются вопросы нашей собственной безопасности. А многие израильтяне считают сектор Газа прежде всего оплотом террора, поскольку это родина исламских радикалов из ХАМАСа. Трудно сострадать тем, кто тебе угрожает.
— Возможно, это отчасти обусловлено растущей милитаризацией общества?
— Израиль предстает в двух амплуа одновременно: военной колониальной державы и демократического государства. Армия контролирует палестинцев с помощью блокпостов и военных судов; к ним применяются другие законы, чем к израильтянам. Армия может дать палестинцу разрешение на работу, а может снести его дом. Израильское гражданское общество тоже милитаризовано, почти в каждой семье кто-то служит в армии.
— Похоже, обороняясь в этой войне, Израиль утратил чувство соразмерности.
— Думаю, многие израильтяне утратили то, что я бы назвала «гуманитарной восприимчивостью» — способностью поставить себя на место другого, почувствовать его страдания. За прошедшие годы изменилось отношение израильтян к палестинцам. Наши соседи для нас – это почти исключительно «террористы» без лица и без имени.
— Чем вы это объясняете?
— Не так давно палестинцы были частью наших будней, они могли свободно перемещаться по стране. Но потом выросла стена. На дорогах на Западный берег реки Иордан появились блокпосты, палестинцам дают все меньше разрешений на работу. За короткое время они исчезли из израильского общества. Теракты с участием смертников второй интифады закрепили данный процесс. Одновременно изменился и характер наших властей: мессианские правые, до этого влачившие периферийное существование, упрочили свои позиции. Радикалы заседают в Кнессете, контролируют государственный бюджет, задают тон политической дискуссии. Многие израильтяне попросту не понимают, насколько крайних взглядов придерживаются такие политики, поскольку те скрашивают свои радикальные тезисы такими понятиями, как «еврейство» и «патриотизм».
— Почему именно сегодня правые пользуются такой поддержкой, хотя количество терактов по сравнению с прежними временами заметно сократилось?
— Целые поколения израильтян не знают ничего другого, кроме оккупации, растет количество поселенцев, многие из которых идейные. Поселения систематически стимулируются — они освобождаются от налогов, в них устанавливается низкая арендная плата, создается инфраструктура, превосходящая ту, что есть в остальном Израиле. Дошкольные учреждения и школы тоже получают все более религиозный и все более националистический характер. Сегодня мы должны сделать выбор между либеральным существованием и строгим «еврейством». В 60-х годах еще можно было одновременно считать себя сионистом и социалистом. Сегодня это уже невозможно. Большую роль играет и еврейская диаспора, прежде всего в США. Она покупает редакции ежедневных газет, финансирует различные исследовательские центры и религиозные учреждения, транслирующие правонационалистические установки.
— Евреи в диаспоре иначе смотрят на Израиль, чем израильтяне еврейского происхождения?
— Восприятие, существующее у евреев в диаспоре, формируется памятью о холокосте. Подчас евреи там сталкиваются с антисемитскими нападками и стремятся усилить свою еврейскую идентичность, демонстрируя «произраильские» взгляды. Правда, большинство из них живут в странах, где демократические права гарантированы, и не понимают, с какими трудностями встречаются сами израильтяне, которые видят, как демократическая составляющая в их стране все больше улетучивается.
— Что будет, если демократические принципы продолжат размываться?
— Полтора года назад в опросе, проведенном газетой «га-Арец», около 40% израильтян признались, что задумываются об эмиграции. Государство преуменьшает число уезжающих из страны, но я еще никогда не встречала так много людей, у которых вызывает неприятие собственная страна. У нерелигиозных жителей Тель-Авива сегодня меньше общего со своими религиозными соотечественниками в Иерусалиме, чем с людьми в Берлине.
— Вы описываете страну, живущую в страхе и лишенную уверенности в завтрашнем дне.
— Страх глубоко укоренился в нашем обществе. Страх перед холокостом, страх перед антисемитизмом, страх перед исламом, страх перед террором, страх перед истреблением. Каким бы сильным и богатым ни был Израиль, этот страх остается.
— Столь неодинаковое восприятие угрозы и конфликта являет собой проблему. В то время как Израиль видит себя жертвой, в мире его все больше считают агрессивной оккупационной державой.
— Представьте себе, что вы — девушка, с которой жестоко обращался отец.
Вы долго еще не сможете доверять никому из мужчин. Если вы продолжительное время проведете в миролюбивом окружении, рано или поздно недоверие станет ослабевать. Но если атмосфера у вас дома будет неспокойной, такой, что в любой момент может произойти все, что угодно, вскоре это перерастет в одержимость. Вы не сможете различать добро и зло. Все дело в исторической травме еврейского сознания: израильтяне разучились разграничивать реальную опасность и воображаемую.
— Этот страх оправдывает жестокие действия против гражданского населения, как в секторе Газа?
— Конечно же, нет. Но чтобы понять душу Израиля, нужно помнить об этом страхе. Впрочем, сегодня такие политики, как премьер-министр Биньямин Нетаньяху, цинично используют это в своих целях. Они внушают, будто все хотят нас уничтожить: ХАМАС, ООН, Иран. Через такую призму среднестатистический израильтянин видит конфликт с ХАМАСом. Враг, палестинец, «расчеловечивается», он — террорист, и никто больше. Он отправляет своих детей на войну и предпочитает вкладывать свои деньги в строительство наступательных туннелей, а не школ. Израиль же убежден, что обладает моральным превосходством, поскольку израильская армия рассылает SMS с предупреждением об ударах и, прежде чем атаковать цели, разбрасывает листовки.
— И, тем не менее, в Газе гибнут прежде всего мирные жители, воздушные удары наносятся по жилым домам, школам и больницам.
— Для израильтян важна интенция. Мы твердо верим в свое моральное превосходство, в то, что в этом конфликте мы на стороне добра.
— Новое в нынешней ситуации — это ненависть в обществе, которая становится очевидной в контексте войны. Она направлена не только против палестинцев, но и против части еврейского общества.
— Такое изменение тона меня тревожит. Раввины и парламентарии открыто натравливают народ на арабов. Табу было нарушено потому, что на сегодняшний день целые поколения получили ультранационалистическое воспитание. Мне не кажется, что эта ненависть в Израиле выражена сильнее, чем где-то ещё, расисты есть и во Франции, и в Германии. Но когда в Париже палестинцы вышли на улицы и стали скандировать: «Смерть евреям!», премьер Мануэль Вальс осудил их и дал понять, что правительство не намерено терпеть такие вещи. В Израиле такой реакции быть не может. Нашему обществу недостает властей, которые устанавливали бы моральные нормы.
— Чем вы объясняете такое противоречие: с одной стороны — эта ненависть, с другой — тот факт, что Израиль неизменно подчеркивает приверженность собственным либеральным ценностям?
— Израиль начинал как современное государство, обладающее демократическими институтами. Но одновременно он форсировал и развитие отнюдь не современных учреждений, призванных обеспечить еврейский характер этой демократии. Он предоставил большую власть раввинату и институционализировал неравенство между еврейским большинством и нееврейским меньшинством.
— Еврейское наслаивается на демократический характер государства?
— Совершено верно. Еврейское захватило в заложники демократию с ее универсальными ценностями. В школьных учебниках представлен в основном еврейский взгляд на вещи, МВД хочет избавиться от иммигрантов — из страха перед смешанными браками. О правах человека сегодня говорят с презрением.
— Вы рисуете весьма мрачную картину.
— Единственным ответом на это могло бы стать объединение тех, кто хочет отстоять демократию. Сегодня речь идет уже не только о правых или левых, а о чем-то куда более важном: о сохранении демократии в Израиле. Ведь радикалы уже не стесняются вслух заявлять о своих взглядах и угрожать инакомыслящим. При этом такие расистские и фашистские элементы являют собой не меньшую угрозу для безопасности Израиля, чем наши внешние враги.
— Противники Израиля тоже аргументируют свою позицию мнимой недемократичностью Израиля. Вас это не смущает?
— При всей моей критике и моем неприятии надменности Израиля меня нередко возмущает, когда к Израилю начинают применять особые мерки. Ведь что творится в Сирии, в Ираке или в Нигерии? Почему люди не выходят на демонстрации протеста в этой связи? Даже у Соединенных Штатов за пределами их границ дела с правами человека обстоят крайне плачевно. И где все те представители интеллектуальных кругов, которые бойкотировали бы США?
— Вы поддерживаете военную операцию в секторе Газа?
— Нет, не поддерживаю. Я вовсе не пацифистка: применить военную силу иногда необходимо. Но я против нынешней операции, поскольку её не предварял никакой политический процесс. Нетаньяху не заинтересован в политическом компромиссе. Он чинил препятствия палестинскому президенту Махмуду Аббасу, где только мог. Я лично отказываюсь считать всех палестинцев врагами. Я не хочу, чтобы мы продолжали доминировать над ними, и я не хочу, чтобы мы отказывали им в праве на нормальную жизнь. Израиль не задумывался как предприятие по строительству поселений; сионистский замысел был полностью извращён. Между тем, большая часть израильтян верит, будто мы можем в долгосрочной перспективе контролировать и подавлять палестинцев.
— Должно быть, чувство, что больше никаких уступок делать не нужно, обусловлено 47 годами оккупации?
— Да, но мы, израильтяне, платим за это высокую цену, даже не замечая того: мы забыли, как это — жить в мире и спокойствии. Мы отказываемся видеть связь между тем обстоятельством, что поддерживать привычный уровень жизни становится все труднее, и оккупационным режимом, поглощающим львиную долю налоговых поступлений. В психологии это называется когнитивным диссонансом. Большая часть израильского общества очерствела. Причем в отношении не только чужих, но и собственных страданий.
Перевод: Владимир Широков
Комментарии
То-то в МП столь много истеричных и злых израильтян. Оказывается, это у них массовая деформация психики.
- «Нам кажется почти невозможным без естествоведения воспитать действительно мощное умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду и, что еще важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы; им бы мы начинали воспитание для того, чтоб очистить отроческий ум от предрассудков, дать ему возмужать на этой здоровой пище и потом уже раскрыть для него, окрепнувшего и вооруженного, мир человеческий, мир истории, из которого двери отворяются прямо в деятельность, в собственное участие в современных вопросах»...
http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7981145
И прошу заметить - сколько представителей именно еврейской нации у нас в России воспитывают молодое поколение.
Шовинисты и антисемиты - куда вы смотрите? :-)
Как посмотришь на этих экстремистов с пейсами в лапсердаках - оторопь берёт, что таким психически ненормальным дали участвовать в управлении страной.
Российский народ (в целом) хорошо "переваривает" все шовинистические идеи - иначе просто нельзя в таком многонациональном государстве.
Поэтому национализм в плане поддержки национальных традиций - благо, а нацизм, как экстремистское течение - вред.
Ну это априори, поэтому ультранационализм так любят использовать для организации всяких переворотов.
Надо только сказать "спасибо" киевским властям, когда они просто "штампуют бойцов ополчения", которые из пассивных наблюдателей превращаются в бойцов сил самообороны когда у них разрушено всё и убиты родные люди.
Но именно люди с такими деформациями начинают навешивать диагнозы и обвинять в фобиях. Достали своим перекладыванием с больных голов на здоровые.
Ту же самую привычку к смертям и ожесточение, очерствение и отупение культивируют сейчас и на Украине и почему-то тоже граждане Израиля. По образу и подобию ткскзть
Дальше вывод - эта нация "вырожденцы" или "кукушата", которые выталкивают тех, кто был рождён родителями?
Почему у человека 26 парных. а других животных 28?
Почему у человека "лишних" 200 "кирпичиков" в генах?
Объяснить только с позиций теории Дарвина - невозможно.
Значит есть другое, пока ещё не понятое объяснение.
Отсюда все теории о "вырождении" вида (социума) надо пересматривать.
Есть "точка турбулентности", после которой все идёт не совсем та (совсем не так) как было теоретически предсказано.
И в этом плане даже древняя теория Дао Дэ оказывается более стройной и непротиворечивой. Такого рода всеобъемлющих систем пока не создано. А потому мы не знаем многих законов развития социума, как они связаны с физиологией и подсознанием.
Они были первыми, кто провозгласил свою богоизбранность и назначили себя быть надо всеми другими народами. По этому принципу жили и живут. На основании этого поставили задачу отменить и размыть все остальные нации. Исходя из этого убеждают русских, что их нет вовсе. Ради этого чернеет Европа.
Есть простые "прагматичные отростки" и правы были те, кто говорил, что эти науки себя исчерпали к концу 19-го века.
Но процесс познания остановить невозможно, так как в этом случае всё обратится во "вселенскую печаль" - знаю всё о обо всём.
Поэтому "законы социума" непостижимы - они меняются по мере развития самого социума.
Самое смешное в том, что евреи обожают презрительно называть русских поцреотами и нацистами, хотя бОльших поцреотов (квасных патриотов, черносотенцев) и националистов-экстремистов, чем израильтяне, трудно найти.
http://maxpark.com/user/1730141712/content/785478
Из неё видно, что китайская философия не есть абстракция, как в Европе, а весома практичная вещь. :-)
Вы правы насчёт непрерывности процесса. Но в нём есть некие ступеньки, переход количества в качество. Думаю, что мы сейчас как раз стоим перед такой очередной ступенькой. А это требует именно глобального философского осмысления.
- Может быть, человеческий разум способен изобрести лишь очень небольшое число разных стилей физического мышления ...
Думать надо вне какого-то учения :-)
"Смысл любой деятельности находится за пределами этой деятельности"
Тогда:
- Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.
/Блез Паскаль/
там ещё есть:
http://www.newacropol.ru/Alexandria/aphorism/life/
Человек приписывает деятельности сугубо свой смысл, исходя из своих знаний, культуры и воспитания. А объективное смысловое содержание деятельности совсем другое и проявляется в условиях прямой и обратной связи с другими явлениями Юниверсума, что никак не ограничивается субъективными оценками человека. Даже в том, случае, если он сам осуществляет эту деятельность.
То же и с пресловутым смыслом жизни. Любые рассуждения об этом - есть субъективный опыт субъективного восприятия. А с позиции планет, не говоря уже о Юниверсуме - смысл совсем не таков. Отвечу тоже Дхаммападой:
Уходят мудрые от дома,
Как лебеди, покинув пруд.
Им наша жажда незнакома -
Увидеть завершенным труд.
Им ничего не жаль на свет -
Ни босых ног своих, ни лет.
Их путь непостижим и светел,
Как в небе лебединый след.
Грусть мудрых мыслей о добре
Освобождает от оков.
Так тает в лунном серебре
Холодный пепел облаков.
Может и в этом смысл - на основе духовного самосовершенствования "воспитывать" общество с каждой сменой поколений наращивая положительные черты его членов.
в СССР у меня было много знакомых евреев. Но отчего-то советские евреи не были столь хамовиты, наглы и истеричны. Наверное, потому что "советский" было важней и сильней, чем "еврей".
Так нужна ли дисциплина и порядок евреям?
Поймите, я спрашиваю без всякой "задней мысли" :-)
А порядок есть любая форма организации, при этом Природа стремится к хаосу.
Природа, как мне видится, стремится к равновесию. По малости сознания человек воспринимает этот процесс как хаос.
Ну а "реально управляющие процессами" сами идеи формулируют и "внедряют" в массы.
И уж если Природа стремится к равновесию, то следует, что любая позитивная идея сразу уравновешивается негативной :-)
Вопрос - следует ли выдвигать позитивные идеи ? :-)
Так что правы азиаты, что жить надо в гармонии с природой.
2) Пожалуйста, приведите пример "закона природы"
Если с его точки зрения - то где "позитив"?
А если со стороны жертвы этого плотоядного?
Тогда всё зависит от "точки зрения".
Для тех кто хочет прочесть: "О ПРОЦЕССАХ ПОЖИРАНИЯ ОДНОГО ВИДА ДРУГИМ" - хотя это и специальная литература.
http://www.ggause.com/gaurus06.htm
"... мы ожидали обнаружить "классические" колебания численности, возникающие вследствие непрерывного взаимодействия между хищниками и жертвой, как предполагалось Лотка и Вольтерра. Однако, немедленно стало ясно, что такие колебания в популяционной модели, которую мы исследовали, оказываются невозможными..."
Вот так :-)
Неужели не понятно?
Именно сейчас большинству жить вполне комфортно. Хотя "комфортно" - не совсем удачный термин, потому что с точки зрения советского человека "комфорт" - это уже хорошая жизнь. )))) Я это пишу без всякого зла на СССР, просто сравниваю понятия.
Так что большинство сегодня вполне удовлетворены жизнью, хотя по привычке и сильно нудят и ругаются. И, конечно, желают лучшего. Однако не столь сильно, чтобы рискнуть хорошим.
А качественные изменения произойдут тогда, когда государство (как аппарат) перестанет выполнять большинство своих обязанностей и одновременно попытается решать проблемы за счет населения. Первым звонком будет массовое недовольство бюджетников, которые сейчас живут лучше многих других.
А что касается отклонений от нормы, то это вопрос скорее медицинский.
Что касается нормы и отклонений, то как скажете. :)))) Лечить можно в любую сторону. :))))
Поинтересуйтесь - как организован устный счет у китайцев. А заодно сравните их тройную логику с европейской логикой "исключённого третьего".
Насчёт субатомного уровня я давно читал. Интересно, но на уровне голой гипотезы, как мне кажется.
В своё время прочитал всего Кастанеду, а некоторые тома - по 2-3 раза. Особенно заинтересовала пара "тональ-нагваль". Представляется что это не совсем идентично нашей паре "сознание-подсознание". Но в любом случае налицо процесс обучения и воспитания. Я нескольких парней обучаю практическому мордобою и за более, чем десятилетний опыт преподавания возникли методики перевода сознательных действий в бессознательный стереотип. То есть обучение в состоянии тоналя - действиям в нагвале.
А Кастанеду-то очень много кто читал. :) Раздвоение сознания и мозга практиковала и европейская нейрофизиология. Даже скальпелем делили. :)
И все-таки биология имеет приоритет. Т.е. пока у ЦНС хватит сил и энергии командовать по-своему будет так, но некоторые барьеры даже так не перепрыгнешь. Например, без кислорода не выжить. :) А вот когда у ЦНС силы кончатся, тогда биология и патфизиология с патанатомией возьмут свое.
Наливай! :-)))
Алан Уотс, автор замечатальной "Дао - путь воды" и других книг, отметил, что китайский письменный язык идеально подходит для компьютеров. Поскольку каждый иероглиф - образ. И нет никаких приставок, суффиксов и прочего. К тому же строго определён порядок слов в предложении - сначала подлежащее, потом сказуемое, а затем всё остальное. Ясный перец, что это сильно повлияло на китайскую ментальность. В том числе на креатив, так как традиция и ритуал у них - превыше всего. Китайцы не хуже и не лучше, они - просто другие.
Обратите внимание, что у индусов со времён Вед - сплошные битвы богов. А у китайцев - мелкие драчки на уровне хулиганства с перепоя.
Кастанеду многие читали, да мало кто понял - о чём он. Ибо он на самом деле совсем не о том, что подумало большинство прочитавших.
Безусловно это так. ЦНС зачастую только вред биологии приносит. Отце у меня на глазах больше месяца умирал (чуть до 90 лет не дотянул). И когда поражения головного мозга окончательно убили личность, то физиология взяла своё - пульс, давление и прочие параметры стали идеальными. И в таком состоянии он почти месяц лежал.
Хохол останется хохлом
Хоть ты пусти ЕГО в Европу
Где надо действовать умом,
Он напрягает только жопу.
И потому-то на Руси
Завещано аж Мономахом:
«Связаться Боже упаси!
С тремя — жидом, хохлом и ляхом «.
Коварен жид, хотя и слеп ;
Кичливый лях — похуже бляди,
Хохол же — съест с тобою хлеб,
И тут же в суп тебе нагадит.
«Хохлы» Т.Г.Шевченко 1851г.
Удивительно!
Учтите. Антисемитизмом не страдаю и считаю, что к протестантам претензий намного больше можно предъявить. Мне просто интересно внести ясность в этот вопрос.
В целом я даже согласен с тем что еврейскую карту часто разыгрывают политики с подставной целью.