Американо-турецкие отношения и Ближний Восток

 

 

 

http://www.lragir.am/index/rus/0/comments/view/37689

 

  • Комментарии - 14 Августа 2014, 10:09
    • На Ближнем Востоке в особенности выявляются соглашения между США и Турцией, которые достигнуты между этими государствами в июне – июле 2011 года. На протяжении второй половины 2011 года происходили интенсивные контакты между различными ведомствами США и Турцией по политическим и военно-техническим проблемам. В этих переговорах в какой то мере ощущались усилия Великобритании, которая достигла главной цели в отношении Турции, то есть занять место «генерального посредника» между Турцией и США.

       

      К 2013 году сложились более-менее стабильные отношения между США и Турцией, хотя в американском истеблишменте все чаще возникала обеспокоенность по поводу «капризов» и все более системного нарушения Турцией демократических норм. Конечно, эта позиция США отражала и интересы Израиля, но не это конечно стало нарастанием анти-турецких настроений в США.

       

      События в Украине стали для Турции периодом испытаний, так как США и НАТО решили усилить свое военно-политическое присутствие в черном море, что совершенно недопустимо для Турции.

       

      Данный регион играет определяющую роль в отношениях между Турцией и США. США предложили Турции переформатировать рычаги влияния на арабские государства. По взаимной договоренности фактор Израиля как влияющий на арабов практически исчерпал себя и более содержательным фактором является Сирия. Израиль уже не интересует арабские государства, а в Сирии имеется кардинальная задача арабской национальной политики – устранение от власти алавитского (шиитского) клана.

       

      По проблеме Сирии проведены не только непосредственные американско-турецкие переговоры, но и тройственные и четырехсторонние, то есть между США, Турцией, Саудовской Аравией, США, Турцией, Египтом, Иорданией. Важные переговоры на последнем этапе были проведены в столице Иордании – Аммане, где и были подведены итоги предыдущих договоренностей между арабами, турками и американцами. Американцы в процессе переговоров вели себя достаточно жестко и это стало важным элементом тактики переговоров.

       

      Эти договоренности имели синтетическое значение и по мнению экспертов данные договоренности включали в себя три условия и обстоятельства: договоренности по применению усилий по устранению правящего режима в Сирии; по усилиям в части ограничения роли и влияния Ирана на Ближнем Востоке; по характеру и направлениям сотрудничества Турции и арабских государств.

       

      Турция пыталась добиться в Аммане согласия от Саудовской Аравии и отчасти Египта не ограничивать ее влияния и присутствия на Ближнем Востоке, так как до данного периода именно саудовцы и египтяне совместно с Иорданией мобилизовали арабские усилия в направлении ограничения турецкого влияния в регионе. Это не может не беспокоить Турцию, так как она столкнулась с провалом своей политики в отношении арабских государств. При этом, американцы играли роль партнера арабов в ограничении присутствия и влияния Турции. США и Саудовская Аравия обещали Турции пересмотреть свое отношение к ее устремлениям в регионе, если она содействует в устранении правящего режима в Сирии.

       

      Эксперты отмечают, что, несмотря на заинтересованность арабов в поддержке Турции их планов в отношении Сирии, арабские государства вовсе не намерены соглашаться с намерениями Турции по осуществлению экспансии в регионе. Считается, что арабы в перспективе будут следовать политике и интересам США, которые сейчас рассматриваются в качестве главного партнера и единственного гаранта безопасности арабских государств, но в отношении Турции интересы США и арабских государств в целом совпадают.

       

      Это означает, что Турция должна оставаться в орбите стратегии США и способствовать американцам на Ближнем Востоке, но не может претендовать на роль лидера и тем более доминирующей державы на Ближнем Востоке. Это, несомненно, было сообщено Турции и она видимо в целом согласилась на эту роль, все же надеясь на лучшее.

       

      Вместе с тем, между США, Турцией и Саудовской Аравией (при согласии большинства арабских государств) имеются гораздо более сложные и важные договоренности, нежели решение проблем в Сирии. Имеются согласования по геополитическому и экономическому блокированию и изоляции Ирана, сокращению его влияния на Ближнем Востоке. Турция пока не согласилась на какие-либо силовые приемы в отношении Ирана, хотя видимо Саудовская Аравия выступила с предложениями по данному вопросу. Но считается, что в Анкаре понимают, что если произойдут военные действия, она будет вынуждена реагировать на данные события, иначе утратит надежды на приобретение более весомого и значимого статуса в регионе.

       

      По оценке экспертов, вопрос о совместных действиях Турции и арабских государств в отношении Ирана остается открытым. Вместе с тем, совершенно не понятна возможная реакция Турции в случае применения Израилем боевых действий в отношении Ирана. В связи с этим, следует отметить, имея в виду вполне надежный источник, что между Израилем и Саудовской Аравией имели место переговоры на тему совместного отражения военных действий Ирана, которые происходили при содействии Иордании весной и летом 2011 года.

       

      Позиция США в этой ситуации выглядит весьма умеренной и осторожной. США никак не потворствуют каким-либо планам боевых действий в регионе без должного согласования с ними и считают, что нынешняя ситуация вовсе не соответствует задачам применения силовых приемов в отношении Ирана. Американцы считают проблематичным столь форсированное сближение Израиля и Саудовской Аравии, когда совершенно не понятно, как на это может отреагировать арабское общество, имея в виду состояние продолжающихся протестных акций в Египте.

       

      Таким образом, если в отношении Сирии имеются достаточно уверенные договоренности в рамках отношений США – Турция – Саудовская Аравия (при подтверждении согласия других арабских стран), то в отношении Ирана до данного момента таких договоренностей нет. Имеется мнение, что США пытаются разработать план действий против Ирана, с учетом сохранения и отсутствия ущерба по добычи нефти в Персидском заливе, в том числе и в Иране. Это означало уничтожение 14 объектов ядерной программы Ирана, без создания хаоса в стране и вызов к началу масштабных военных действий.

       

      Турция очень хорошо понимает, что она может быть вовлечена в данные события и не торопиться заявить о своем согласии. Турция ощутила свою «инструментальную» роль в стратегии США на Ближнем Востоке, когда американцы в сентябре – октябре 2011 категорически заявили, что против военного вмешательства Турции в Сирии. Более того, турки под давлением США вынуждены были отвести воинские подразделения от границы с Сирией.

       

      По оценкам, Турция не собиралась начинать крупные военные действия в отношении Сирии, но могла бы продемонстрировать готовность к этому и создать крупный пограничный конфликт, а также попытаться уничтожить военно-воздушные силы и системы ПВО Сирии.

       

      Как и в отношении Ирана, американцы предпочитали провести в отношении Сирии локальные удары, например действия по уничтожению президента Б. Асада и его окружения, военного командования. Сейчас США приняли решение о нанесении ракетно-бомбовых ударов по адептам саудовского проекта – Исламского государства Леванта и Ирака, что означает продолжение тактики «не вмешательства» в военные события.

       

      2014 год стал началом переформатирования геополитических связок на Ближнем Востоке, что приведет к следующим последствиям: усиление шиитского блока во главе с Ираном, о чем уже имеется ряд договоренностей; присутствие России в регионе будет минимальным или символическим; Турцию ожидает перспектива утраты статуса региональной макродержавы; Израиль перестал выполнять роль и функции геостратегического партнера США, будет признано палестинское государство; начнется формирование курдского суверенного государства; все региональные альянсы и линии поведения, противоречащие данным планам, ожидает существенное ослабление.

       

      Не ранее 2015 года США предложат свое видение в отношении Южного Кавказа, но это непременно произойдет.