Самосбывающиеся прогнозы

 

Мы воспитаны на материализме: идеи только отражают материальную, весомую, грубую, зримую реальность. Это понимание половинчато, что заметили еще самые яростные материалисты: охватив массы, идея становится материальной силой.

В нашем мире есть идеи-зеркала, отражающие, осмысляющие мир, а есть и идеи-прожектора, освещающие и тем самым творящие мир. Казалось, такие прожектора трудно не заметить – мы-то знаем, что натворили идея коммунизма, или, не будь помянута рядом, идея фашизма. А ведь  обе идеи начинались со слов, со скрипа перьев, а еще раньше – просто с бесплотных мыслей...

В народе этот феномен известен, как "Смотри, накличешь!". Психологи же знают его как самосбывающиеся прогнозы (пророчества) – self-fulfillingprophecy. Например, врач думает о пациенте "Неизлечим" – и пациент умирает. Или учитель считает ученика тупицей и тем самым делает его тупицей. Вы легко придумаете десятки примеров такого рода. Начиная с самых простых, вроде превращения бесплотной мысли "Я пойду в магазин" в плотно набитый продуктами холодильник.

Принцип всегда один и тот же – идея захватывает человека, и он начинает своими действиями ее реализовывать. Когда идея захватывает много людей, их совместные действия могут вести к очень масштабным последствиям.

Я рассказываю всё это к тому, что слова далеко не безобидны – дела растут только из слов, больше им расти не из чего. И мысли тоже отнюдь не безобидны. И настроения. И желания. Всё это – стадии воплощения идеи. Иногда маленькой идеи. А иногда – большой. Иногда – созидательной, а иногда – разрушительной.

Сегодня общество всё больше и больше захватывается идеей войны. Смотрите сами – такие антиподы во всем, кроме "-овский" в конце фамилии, как Жириновский и Пионтковский, фактически хором, одно и то же говорят о 3-й мировой войне и сценариях ее начала.

Бред? Я бы тоже хотел так сказать. Но вслушайтесь в то, чем дышит общества. Сколько здесь ненависти к абстрактному врагу – не то укру, не то пиндосу-гейвропейцу, но, конечно, в любом случае –  жиду. Сколько готовности смело встать и идти в(на) смертный бой.

И даже перспектива как один умереть мало охлаждает горячие головы – во всяком случае, пока они не остаются наедине с самими собой.

Любопытно и другое – госпропаганда льет в этот разгорающийся огонек бензин. Зачем? Почему? Разве это диктуется прагматической необходимостью? Трон стоит твердо. Нефть дорогая. Что побуждает власть к раздуванию милитаристской истерики? Вокруг враги, которые только и думают о том, чтобы нас обидеть и унизить.

Конечно, объяснять такие вещи эмоциональной неуравновешенностью правителя можно только в том случае, когда никаких иных объяснений не остается. Но в том-то и дело, что сегодня этих самых "других объяснений" как раз и не видно. Зато видно другое.

Видно, как темное облако заволакивает души людей, наполняя их (души) агрессией и желанием драться. Это относится ко всему народу за исключением нескольких процентов самых высоких, до которых агрессивный смрад подняться не может: на то он и смрад, чтобы оседать внизу.

А наши правители, наши пропагандисты – они ведь плоть от плоти народа. И хотя большинство из них люди профессиональные и в своем деле способные, но это отнюдь не самые высокие наши люди – не самые добрые, не самые честные, не самые мудрые... Были бы самые – мы бы и жили по-другому.

Вот это – то, что видно. А дальше всё просто. "Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке". Вот и раздаются все чаще разговоры о войне. Да – и не только разговоры. Война незаметно и без всякой, казалось бы, причины уже пришла к нам. Война с Украиной идет уже. Без войны государственные границы не меняются. Огонь уже разожжен. И в него старательно подбрасывают горючий материал.

Вопреки, к слову сказать, нашему же УК. Статьи 353,  354, 356, 359, 360 – кто их сегодня воспринимает серьезно? Они как статьи о мужеложестве (ст.121) или "спекуляции" валютой (ст.88) в УК РСФСР, отменить которые у постсоветской России несколько лет не доходили руки. На бумаге есть, но никто на них не обращает внимания.

И это еще один серьезный симптом прогрессирования нашей болезни.

Сама пройдет? Как знать. Может оказаться и несовместимой с жизнью.