Стратег.
Знаменитого на весь мир маршала Михаила Тухачевского ныне считают гением военно-оперативного искусства и невинной жертвой "сталинизма".
Его считают чуть ли не автором стратегии глубокой операции,хотя это довольно спорный вопрос.
Был ли маршал образованным человеком--ответ однозначно нет,кроме Александровского пехотного училища, из которого вышел подпоручиком, более, нигде, никогда и ничему в своей жизни не учился.
Но сам Тухачевский стал автором 120(!!!) теоретических работ по вопросам военной стратегии,а также работ по вопросам....мировой революции и марксизма-ленинизма.
Раньше в основном Тухачевского обсуждали по ывопросам вооружений армии,а вто его работы по вопросам стратегии известны меньше.
А жаль,потому что в них написано много интересных вещей которые по своему характеризуют маршала.
ВЫДЕРЖКИ
Вот ряд цитат из работ Тухачевского.Эти работы с цитатами есть в сборнике
«Тухачевский М.Н. Избранные произведения. В 2-х т»

М.Тухачевский ситает лекцию в академии им.Фрунзе.
В этих избранных произведениях есть множество цитат гениального маршала.
Перво-наперво маршал всегда говорил о важности морального качества советских военных кадров:
«Многое - даже недочеты в обучении, в тактическом воспитании - будет покрываться тем моральным элементом, который присущ одной только Красной Армии».
Вот так--нехватка тактического обучения заменит образцовый морально-устойчивый советский солдат,который ради дела марксизма-ленинизма жизнь отдаст.
Сегодня все это назвали бы просто--трупозакидательство,неопытных и плоховооруженных солдат с успехом заменят образцовые марксисты-ленинисты.
Ну да ладно,вот пример того как Тухачевский видел один пример введения боя
«В 1914 г. русская пехота, развертывалась поротно и повзводно, когда артиллерия еще не начинала обстреливать. Раз предстоял вход в сферу артиллерийского влияния — пехота развертывалась.
Новый Устав пехоты исходит из других положений. Мы считаем, что командир батальона, идя во главе своей колонны, должен лично разведать расположение противника…
Высказываются иногда сомнения, сумеет ли батальон, подойдя по скрытому подступу на расстояние одного километра от противника, — а может быть, и ближе, — развернуться из этого подступа, причем, как это ни странно, скрытый подступ часто рассматривают непременно в виде прямого коридора.
Если бы это был действительно прямой коридор, из него развертываться было бы, конечно, не так удобно.
Но не нужно забывать, что если бы это был прямой коридор, то он не мог бы быть скрытым подступом, потому что он был бы наблюдаем противником. Скрытый подступ избирается в косом, зигзагообразном или змееобразном направлении по отношению к противнику.
Следовательно, расчленение и развертывание батальона в боевой порядок будет происходить не из какой-нибудь перпендикулярной по отношению фронта противника линии, а из некоей кривой, находящейся в косом направлении.
Немцы тоже стараются подойти к противнику как можно ближе, не развертывая своих батальонов. Но они чрезвычайно грешат в отношении вопросов скрытности и маскировки.
Поэтому немцы и в будущей войне будут нести крупные потери, как они их несли и в 1914 г. Это является их минусом, и в этом отношении Красная Армия никоим образом не должна копировать немецких навыков.
Наша установка дает возможность скрытно подойти к противнику, внезапно развернуться в наиболее выгодном для наступления боевом порядке и тем самым обеспечить безостановочность и успех наступления
Командир батальона должен идти впереди и лично разведать расположение противника.
На основании полученных данных батальонной и личной разведки командир батальона принимает общее решение для боя батальона, т. е. намечает направление главного удара, делает построение ударной и сковывающей групп, распределяет артиллерию для поддержки стрелковых рот, намечает план развертывания батальона.
Это развертывание должно произойти для обороняющегося противника внезапно, причем еще до развертывания стрелковых рот пулеметная рота и артиллерия должны открыть огонь по обнаруженным огневым очагам».
И всё это на дистанции от противника менее 1 км...противник должен быть слепым и глухим.
По мнению Тухчевского:
1.Батальон должен в походном порядке, да ещё при этом и скрытно, со своим командиров во главе,подойти на километр к противнику
2.Застыть в позе невидимки
3.Терпеливо ждать, когда командир лично проведёт разведку(!),вернётся к ним и поставит всем подразделениям батальона конкретные задачи.
И дальше Тухачевский уже приводит образцовый пример начала боя:
«Практика показывает, что для того, чтобы атаковать обороняющегося противника, командиру батальона и другим связанным с ним командирам требуется до начала атаки не менее двух — трех часов светлого времени для личной разведки, увязки вопросов взаимодействия и т. п.»
Вот это да.....
Только после этого батальон начнёт разворачиваться в боевые порядки...
Причём батальон ещё должен обождать, когда развернётся его артиллерия и пулемёты и откроют огонь по разведанным комбатом лично огневым точкам противника.
И вот только потом… чтобы такое получилось нужно иметь:
1.Слепоглухонемого противника не видящего и и не слышашего ничего вокруг
2.Противника неозаботившегося такой формальностью как боевое охранение своих позиций
3.Противника обеспечившего успешное обнаружение своих огневых точек лично комбатом, идущим во главе колонны батальона....
Согласитесь что на войне такое не бывает--и предполагать такое мог только тот кто понятия не имел что есть настоящая война.
СТРАТЕГ О РЕЗЕРВЕ
Михаил Тухачевский писал о важной рои резерва.Вот его цитаты:
«Наконец вопрос о резерве. Уставом резерв предусматривается небольшой, но зато с определенным предназначением — для парирования непредвиденных случайностей. Новый боевой порядок и эшелонное построение исключают необходимость выделять большой резерв. Зачастую он и вовсе не нужен
Разговоры о том, что командир, не имея в своих руках сильного резерва, не может влиять на развитие боя, — все эти разговоры совершенно неосновательны
Нередко приходится сталкиваться с товарищами, не усвоившими ни ПУ — 29, ни БУП — 27, но которыми волей-неволей, в соответствии с уставом, задача решается так, что слово «резерв» и не упоминается.
Говорится только об эшелонах.
Но если вдуматься в сущность решения, то зачастую видишь, что задача второму эшелону фактически превращает его в резерв, ему не указывается общая цель действий, ему не дается свобода действий, он зажимается в руках старшего командира.
Подобно тому как мы имеем дело с лжекооперативами, где красуется вывеска «Кооператив», а на самом деле сидит частник, так же мы встречаемся и с лжевторыми эшелонами. Написано «Эшелон», а на деле имеется резерв.
Несомненно, наследие старого преподавания не так легко с себя сбросить, не так легко усвоить новые прогрессивные требования ПУ-29 и БУП-27, но именно поэтому и необходимо обратить на этот вопрос особое внимание и методическими усилиями изжить имеющиеся недочеты.
Наполеоновская схема использования резервов, когда таковые двигались по полю боя вне сферы огня, все еще внедряется в современные условия, где она абсолютно неприменима».
Что хочет сказать "выдающийся" стратег?
А хочет он сказать что никакие резервы не нужны,а та 1/10 часть войск, что всё же выделяется в «резерв» по Тухачевскому,для настоящей войны сущий пустяк.
По его гениальной стратегической мысли (воплощённой в уставе 29 года), войска идут в бой двумя эшелонами – почти без разрыва дистанции, в затылок друг другу,.
Стратег между тем продолжает:
«Встречаются еще командиры, которые не овладели построением боевого порядка по ПУ-29: эшелонирование боевого порядка, отказ от резервов, построение ударной группы двумя-тремя эшелонами, с тем, чтобы вторым или третьим эшелонам, одновременно с первым эшелоном, ставились конкретные тактические задачи.
Были случаи, когда говорят эшелону:
«Я вам дам задание тогда, когда вы дойдете до такого-то места».
Говорить так — значит не дать командиру второго эшелона никакого приказания.
Такое отношение ко вторым эшелонам сводит их, по сути дела, к резервам образца наполеоновской тактики, на которой воспитывали военные школы старой армии.
Отсюда-то и вытекало то решение, которое вложено в наш Боевой устав пехоты и которое закреплено в нашем Полевом уставе 1929 г.: второй эшелон должен получить тактическую задачу одновременно с первым эшелоном, и командир второго эшелона, получив эту задачу, действует совершенно самостоятельно.
Нужно, чтобы начальствующий состав все внимание сконцентрировал на этом вопросе и в конце концов изжил эти резервистские настроения. Этот вопрос — один из крупнейших вопросов, который не допускает никаких, даже «некоторых», исключений».
Каждое слово вызывает удивление--как такое мог писать высокопоставленный военный?
В европейских армиях того времени, резервы могли включать до половины боеспособных частей,гарантировали устойчивость от любых неожиданностей.
Тухачевский считал что резервы не нужно,но милостиво разрешил если очень нужно, придерживать один взвод в составе батальона.
2-3 эшелона без каких либо резервов по Тухачевскому же, которым заранее были поставлены чёткие боевые задачи, ничего кроме как переть на пролом, уже физически не могли.
Этот и принято называть «таранной тактикой».
Тухачевский дальше продолжает свои гениальные мысли:
«Немалую сложность представляет и вопрос управления вторым эшелоном.
Его командир должен лично наблюдать за ходом боя, поэтому зачастую ему придется быть где-то в расположении или двигаться на фланге первого эшелона».
Мало того что резервов нет, а второй эшелон идёт в наступление наступая на пятки первому, так ещё и командование второго эшелона он загоняет под огонь, в расположение первого эшелона.
А стратег подумал что будет твориться в тылу этих наступающих эшелонов, если противник внезапно опрокинет фланги или прорвав фронт на участке соседей, ударит в тыл?
Бьюсь об заклад что нет...
Ни обороняться, ни командовать некому – все впереди. Резервов нет принципиально....охренеть.
СТРАТЕГ О ОБУЧЕНИИ
Тухачевский имел свое компетентное мнение о обучении батального состава,во что он говорил:
«Быстрота действий, самостоятельность, полная инициатива и стремление безостановочно прорываться в глубину полосы охранения противника должны быть усвоены нашими войсками.
Вряд ли есть надобность организовывать такие учения в масштабе больше батальонного отряда».
Каждый раз "гениальный" стратег все удивляет и удивляет....
У него 2-3 эшелона прут вперёд, без каких либо тактических изысков,не считая деления каждого эшелона на отвлекающую и ударную группы.
Тут уж действительно, «вряд ли есть надобность организовывать такие учения в масштабе больше батальонного отряда».
Тухачевский считает что учения в масштабе больше батальоного отряда и не нужны....эх,сам не учился и другим не даёт
«Разбрасывать свою подготовку по всем направлениям, считать обязательным прохождение всех уголочков устава, всех возможных видов боевых столкновений и проч. — это значит не знать, как надо воспитывать и обучать свое соединение.
В ходе тактической работы различные положения Устава проходятся сами собою».
И то верно. Зачем военному теория? Главное практика, на которой уставы изучаются "сами собой".
Проблема только в том, что из своего окопа или места в цепи, солдату порой абсолютно ни черта не понятно в окружающей обстановке и действиях своего командира.
Но стратег далее продолжает:
«Дальше, товарищи, вопрос действия наших батальонов. Тут сдвиг в хорошую сторону имеется более резкий. Батальоны уже усвоили требования Боевого устава пехоты. Они уже не разворачиваются за 3–4 километра в боевом порядке.
Они идут теперь общим строем, закрытыми подступами и стараются сблизиться, с тем чтобы поближе сделать развертывание на основе принятого решения о бое.
Но у некоторых комбатов и тут имеются дефекты. Если батальон движется закрытым подступом, то командир батальона должен выйти вперед.
Прежде чем повести свой батальон в бой, он должен разведать подступы, разведать расположение противника самым элементарным образом. У нас же этого еще нет».
По мнению Тухачвского не все ещё сознательные комбаты готовы идти впереди своих идущих походным порядком батальонов прямо к окопам противника.....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К сожалению работы М.Тухачевского плохо известны современным читателям и как говорил зря.
Так всплывет много странностей и откровенного маразма который источал маршал.
Комментарии
2) И никто его не считает гением. У автора устаревшая информация...
Хотя что я там такого написал что было бы ранее неизвестным--я честно сам не понял...глупость какая-то.
Но вряд ли можно на веру воспринимать подобные оценки--учитывая что мемуары Жукова это смесь противоречий и откровенного абсурда.
Тем более что ничего конкретного о Тухачевском Жуков сказать не мог так как тесно с ним не работал,а Уборевич был более компетентен и имел военное образование.
Уборевича ещё можно назвать компетентным специалистом(хотя и не чистым),но Тухачевского нет.
Если внимательно посмотреть редакцию мемуаров Жукова от 1972 года и 2005 года ясно что многое просто добавили и так во многих мемуарах.http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CB0QFjAA&url=http%3A%2F%2Fmaxpark.com%2Fcommunity%2F14%2Fcontent%2F2712597&ei=o4jhU97NEci_ygP2mIHoAQ&usg=AFQjCNFbo64LO1HEuh45BgwcxXyLi7599Q&sig2=KT0maAh-TQ6ZetqI-s7tUQ&bvm=bv.72197243,d.bGQ
А просто так расхваливать тухачевского жуков не стал бы.
Будет правильней написать "...на создание репутации репрессированным военным, как жертв сталинских репрессий...", т.е. сделать их образ «былым и пушистым». А восстанавливать было нечего, сплошь пьянство, воровство, злоупотребление властью, предательство.
Они конечно потом были не работали вместе,не общались.
А расхваливала его цензура а не Жуков
Никогда он крестьян массово не убивал,не придумывайте.