Какие там санкции, когда уже давно против нас ведут войну...
На модерации
Отложенный
Какие там санкции, когда уже давно против нас ведут войну. Пока без прямых боестолкновений
Не назвав вещи своими именами, не ответив адекватно, Россия обречена
|
|
|
ЕС окончательно одобрил секторальные санкции против России. Теперь европейцам запрещено инвестировать в проекты в Крыму и Севастополе в области транспорта, инфраструктуры, телекоммуникаций, энергетики, а также в сфере добычи нефти, газа и минеральных ресурсов.
Российские компании подсчитывают предполагаемые убытки, эксперты, исходя из политических симпатий, прогнозируют разные формы вероятного будущего, а Россельхознадзор начинает находить страшные яды в продуктах, производимых в недружественных нам странах.
В происходящем присутствует некоторая странность, которая не позволяет до конца поверить в реальность происходящего и в серьезность намерений двух сторон. Принимая решения, которые принесут многомиллиардные убытки всему миру, США, Европа и Россия усиленно делают вид, что ничего страшного не происходит.
И очень хотелось бы в это поверить, но почему-то не получается. Вспоминается «Странная война» 1939–1941 годов. Тогда, наверное, тоже кому-то казалось, что все скоро закончится.
Вероятный ответ
На страницах газеты ВЗГЛЯД опубликована колонка вице-президента компании «Золотой монетный дом» Алексея Вязовского, в которой он скрупулезно перечисляет варианты вероятного ответа России на вводимые санкции.
Да, они не выгодны и нам тоже, но ведь и Европе не выгодны санкции, которые она ввела против нас. Банки, аудит, фастфуд, платежные системы, автомобилестроение, бытовая химия, и прочее, и прочее. Если Россия на самом деле начнет вводить санкции против транснациональных корпораций, то мало не покажется никому.
Но на официальном уровне об этом пока что даже не говорят. Фактически, по состоянию на вечер 31 июля Россия ответила на санкции США и Европы только запретом ввоза польских овощей и угрозой вероятных проблем у «Макдональдса».
Все. Ну и, возможно, будут какие-то санкции против испанской говядины, точнее даже не говядины, а говяжьего тримминга – это мерзко выглядящая обрезь, из которой потом делают аппетитные колбасы и сосиски.
Виноделы Крыма призвали запретить ввоз европейских вин в ответ на санкции против «Массандры», «Нового Света» и «Магарача», но пока что нет никаких свидетельств того, что Москва их услышала.
Возможно, кому-то кажется, что, не вводя ответных санкций, Россия демонстрирует миролюбие и готовность к переговорам. Но свободная и независимая западная пресса уже назначила Россию ответственной за все плохое в этом мире, поэтому подобное «миролюбие» мало того что не будет замечено, в него просто никто не поверит.
В картине мира западного обывателя, которой, разумеется, четко следуют западные политики, «миролюбивая Россия» – это такой же оксюморон, как волк-вегетарианец или сухопутный кит.
Либеральные авторы сейчас любят сокрушаться по поводу того, что присоединением Крыма Россия перечеркнула имидж «нормального государства», который выстраивался последние двадцать с лишним лет.
Но проблема в том, что они нам не верили никогда. Знаменитый эпизод мультсериала «Симпсоны», в котором Россия волшебным образом превращается в СССР, был нарисован в марте 1998 года, задолго до разворота самолета Евгения Примакова над Атлантикой.
И, кстати, если какой-то момент в постсоветской истории и можно назвать поворотным – то это именно атака НАТО на Югославию вопреки мнению России.
До этого могли быть какие-то иллюзии того, что Россию «приняли в мировое сообщество».
После этого – привычная еще советскому обывателю череда напряженностей и разрядок, которые стали называть перезагрузками. При президентах-демократах отношения традиционно портятся, при республиканцах – улучшаются. Вопрос в том, удастся ли миру дождаться смены Обамы на республиканца до тех пор, пока не случится нечто непоправимое.
Отсутствие внятного ответа на западные санкции воспринимается исключительно как свидетельство слабости и зависимости России от Запада и вызывает неутолимое желание эти санкции расширить и углубить. Неоднократно отмечено, что в международной политике, увы, действует логика не бизнес-переговоров, а уличной драки – оступившегося забивают ногами по голове.
Единственное, чем можно объяснить отсутствие жесткой и адекватной реакции России на санкции, – это опасения правительства резко снизить уровень жизни россиян, привыкших к европейским сырам и шампуням.
Получается, что демократическая и гуманная Европа ради торжества Порошенко не боится заморозить своих граждан и лишить своих бизнесменов выгодных контрактов, а авторитарная Россия, для которой «люди – пушечное мясо», придерживается ровно противоположных позиций?
И не только в этой парадоксальной мысли заключается единственная странность происходящего.
Зрелища важнее хлеба
Исторический и геополитический проигрыш Советского Союза объяснялся не только неработающей экономической моделью или низкими ценами на нефть в 80-е годы, а, прежде всего, предательством элит. Разложение советской элиты началось с конца 40-х годов, когда коммунистическое руководство и обслуживающая власть творческая интеллигенция получили доступ к западному типу потребления.
Очень сложно вести людей к коммунизму, одновременно мечтая о финской мебели, итальянских сапогах и американских джинсах. Точнее, невозможно.
Советские кинематографисты умели снимать великие фильмы, но на появившихся у элиты «видаках» смотрели в первую очередь западное кино.
Показательно, что в нынешних разговорах про «ответные санкции» тема запрета голливудской кинопродукции пока что не всплывала вообще ни разу. В марте депутат Госдумы Роберт Шлегель предлагал снизить до 50% долю иностранной продукции в кинотеатрах, но поддержки эта инициатива не получила.
При этом западный мир важность идеологического контроля отлично понимает. Даже если не принимать во внимание то, что нынешний Киев полностью управляется из Вашингтона, все равно невозможно не признать, что Украина сделала именно западный выбор. И в рамках этого выбора запрещаются российские СМИ, российские кинофильмы, российские сериалы.
«Даже Сталин не запрещал «Дни Турбиных!» – восклицают блогеры. Разумеется, Сталин не запрещал этот спектакль, потому что он ярко и выпукло демонстрирует обреченность «белого движения». А также он не менее ярко демонстрирует убогость, бесчеловечность и зверство «украинского национального движения».
Поэтому современный Киев не мог не запретить «Дни Турбиных». Странно, что музей Булгакова на Андреевском спуске до сих пор не прикрыли как «рассадник колорадов».
В Киеве отлично понимают, что граждане Украины не будут воевать с Россией под российские сериалы. А вот Москва уже долгое время сочетает антизападную риторику в СМИ и обилие американских блокбастеров в кинотеатрах. Но, как говорится в известном анекдоте, в данной ситуации надо или крестик снять, или трусы надеть.
Граждане Украины уверены, что в Донбассе их армия воюет не с собственным народом, а с российскими агрессорами. И если Новороссия будет побеждена, то вся Украина будет считать, что победила Россию. То, что Россия юридически в этой войне не участвовала, никого не волнует – тут как в спорте: поражение засчитывается и при неявке.
Не реагируя на санкции, не дистанцируясь от западного масскульта, Россия усиленно делает вид, что она не воюет с США и Евросоюзом. Но война против России уже началась – и экономическая, и идеологическая – и глупо этого не замечать.
Перейдет ли эта война в «горячую» фазу – зависит от мудрости политиков и таланта дипломатов.
(по материалу Антона Крылова)
Комментарии