2.2. Большая трагедия Малой Азии

На модерации Отложенный
88
 

2.2. Большая трагедия Малой Азии

http://smi2.ru/IngvarRuricson_gmail_com/c1553698/?inv=250062...

Откровенно говоря, до ознакомления с подлинным положением вещей мне казалось, что военные столкновения Первой мировой на Кавказском фронте происходили примерно в районе нынешней государственной границы СССР, пардон, бывшего Советского Союза. Но когда я понял, что русская армия фактически с боями преодолела горы Малого Кавказа и вышла на оперативный простор Анатолийской равнины, и поставил себя на место турецкого командования, то суровая логика войны оставила только одну возможность - решительные и максимально жёсткие действия. Мятеж в тылу истекающей кровью, из последних сил цепляющейся за каждую улицу, каждый дом армии равносилен кинжальному удару в спину. Железной рукой подавление предательской измены по законам военного времени вот единственное и последнее средство, чтобы спасти фронт от опрокидывания. В противном случае оккупация и порабощение Родины.

2. ПРИЧИНЫ ЭТИХ МЕР

Рассмотрим теперь причины мер, принятых оттоманским правительством. Непосредственной причиной, как мы уже отмечали, были волнения в провинции Ван. Но это была не единая причина, их было множество. Враждебные по отношению к туркам историки в своих аргументациях систематически ссылаются на название «верная нация», которое некогда было дано армянам турками. Они используют этот факт для доказательства того, что во время депортации армяне были народом тихим и покорным, совершенно неагрессивным. В этих условиях решения об их переселении, а затем и «избиении» были ничем иным, как просто мерой уничтожения, вызванной бог весть какой религиозной и этнической ненавистью. «Мирный» характер армян является основой доказательства «геноцида». Однако верить в это довольно трудно - достаточно отметить смущенный тон историка Тернона, враждебно настроенного по отношению к туркам, который пишет («Преступное молчание», с. 156): «Совершенно очевидно, что (в начале войны) армянское население Оттоманской империи желало победы России, которая бы положила конец этим преследованиям, но ничто в его поведении не выдавало его симпатий».

Все это ложь: с самого начала войны со стороны армян все учащались очень серьезные факты дезертирства и мятежа. Совершенно точно, что на съезде партии «Дашнак», который состоялся в Эрзеруме в августе 1914 г., прямо перед объявлением войны было заявлено, что «партия желает, чтобы Турция оставалась нейтральной, и готова сотрудничать с правительством, чтобы избежать войны, однако (решает), что если война разразится, то члены.; партии «Дашнак», так же как и другие, армяне, выполнят свой гражданский долг» (Тернон, там же, с. 153). Это - установленный факт. Но господин Тернон забывает продолжение. Вот что об этом пишет армянский автор Папазян: «Лидеры турецкой секции армян, членов партии «Дашнак», не сдержали обещания оставаться лояльными к Турции, когда последняя вступила в войну. На их действия оказали влияние интересы русского правительства, и они ни в коей мере не отдавали себе отчета об опасности, которую затем принесла война армянам Турции.

Всякая осторожность была напрочь отброшена... распространялся призыв, чтобы армянские добровольцы шли сражаться против турок на кавказском фронте». Пример предательства исходит из верхов общества. Историк Рафаэль де Ногалес пишет следующее: «Когда развернулись военные действия, депутат из Эрзерума в оттоманской Ассамблее Паcдермаджян перешел в противоположный лагерь в Россию вместе почти со всеми армянскими солдатами и офицерами III армии. Вскоре он возвращается вместе с этими солдатами и офицерами. Они начинают поджигать деревни и безжалостно убивать всех мирных мусульман, попадающихся им под руку». И, наконец, историк Клэр Прайс пишет: «...Со стороны восточной границы армяне стали дезертировать в русскую армию, и правительство Энвера, сомневающегося в лояльности тех, кто остался, вывело их из сражающихся частей и определило в инженерные войска.

В апреле 1915 г. лорд Брис и «Друзья Армении» в Лондоне приступили к сбору средств для вооружения дезертиров. Было бы наивно утверждать, что русские оставались безразличными к поддержке этих добровольцев. И, наконец, в конце апреля они захватили Ван... А после истребления турецкого населения они сдали то, что осталось, русской армии…». Таким образом, вот как описаны действия этого якобы покорного, лояльного и мирного народа его же собственными друзьями. Армяне вооружались с помощью русских и фондов, предоставленных англичанами и собранных лордом Брисом, который, кстати, стал одним из равных обвинителей турок во время кампании о «геноциде»! И все эти волнения имели, конечно, непосредственное воздействие на военные действия.

С самого начала войны восстал район Зейтун (в Киликии близ Мараша) и представлял столь значительный очаг мятежа, что в феврале 1915 г. посол России в Лондоне выступил с предложением к англичанам снабдить боеприпасами 1.500 мятежников... (Чтобы подчеркнуть серьезность происходящего, отметим, что в то время Турция уже держала оборону на Дарданеллах). С 29 ноября начали поступать сведения о формировании партизан в районе Вана. 21 февраля разразился мятеж в Битлисе, а также в Муше, где, как отмечают, замечено присутствие, и это не случайно, Папазяна. депутата от Вана, который затем перешел к русским. 20 марта, как мы уже говорили, губернатор Вана дал информацию о 2.000 мятежников, а 24 апреля он был вынужден покинуть город, в то время как мусульманское население было изгнано из родных мест и обречено на скитание. 22 апреля губернатор Сиваса телеграфировал, что 30.000 человек из армян вооружено, 15.000 перешли в русскую армию,.. совершенно точно установлено, что оставшиеся 15.000 будут атаковать турецкую армию с тыла. 27 апреля более 1.000 дезертиров было задержано в Диярбекире и т. д. Все эти факты почерпнуты из официальных телеграмм Генерального Штаба.

И в таких условиях, когда вся восточная Анатолия охвачена мятежом, оттоманскому правительству хотят вменить в вину то, что оно приняло контрмеры для обеспечения безопасности своей армии и населения, которое осталось ему верным. Защитники армянского вопроса прекрасно понимают, что это невозможно. Именно поэтому, перечисляя всевозможные факты, они предусмотрительно обходят мятежи. Тем не менее эти мятежи являются причиной военных мер, которые в конце концов были приняты, - мер, разрешения на которые и спрашивал Энвер уже 2 мая, как мы видели. Армяне оказались, как грустно отмечает Папазян, творцами своего собственного несчастья. Поддавшись на преступно утопическую пропаганду, они взбунтовались, и турецкое правительство, которое в апреле 1915 г. вело войну на двух фронтах одновременно, не могло более терпеть в тылу Восточного фронта присутствия враждебного населения, а точнее откровенно бунтующего. Необходимо было на это среагировать.

Решение правительства Турции оправдано чисто стратегическими соображениями, а легенда о пресловутом секретном плане уничтожения армян для того, чтобы занять их место, столь же безосновательна, сколь и примитивна. Когда Греция вступила в войну с Турцией в 1917 г., ничего подобного не произошло и турки не стали, да и не собирались депортировать греков, которых было весьма много в Малой Азии и с которыми у них были связаны неприятные воспоминания. Почему? Да потому, что оттоманские греки оставались спокойными. Вплоть до заключения мирного договора в октябре 1918 г. с ними ничего плохого не произошло. Если бы армяне поступили так же, то ни депортации, ни смертей, которыми она сопровождалась, просто бы не было.

Во всех странах, при всех режимах, генеральные штабы армий эвакуируют в тыл население, проживающее в зоне боев и могущее помешать продвижению войск, и особенно, если это население враждебно настроено. Общественное мнение не находит ничего такого, что бы можно было противопоставить этим мерам, хотя и мучительным, но необходимым. Зимой 1939/40 г. французское радикально-социалистическое правительство эвакуировало на юго-запад Франции, а именно в Дордонь, все население деревень Эльзаса, расположенных в долине Рейна к востоку от линии Мажино. Это германское, а также иногда и германофильское население мешало французской армии. Оно оставалось на юге, вдали от своих оставленных и зачастую разрушенных домов, вплоть до 1945 г. И никто во Франции не кричал о варварстве. Более того, чисто стратегический характер депортации в Турции выражается и в том, что принятыми мерами не было предусмотрено переселение армянского населения больших городов, которое легко можно было контролировать. Намерения, которые руководили решениями, принятыми оттоманским правительством, являются, таким разом, вполне законными. Тут невозможно ни к чему придраться. Но исполнение этих мер было катастрофичным и драматичным... Это-то мы сейчас и рассмотрим.

I.R. Данная часть нашего повествования по книге мэтра Жоржа де Малевиля самая короткая, поэтому обогатим её показаниями непосредственных очевидцев событий на основе архивных материалов, причём из Российских источников. R.I.

A.Q. Документ 8.

Из воспоминаний большевика-армянина Арутюняна О.А. о резне 1905 г. и дашнаках.

«В 1905 г. дашнаки вели кампанию за уничтожение азербайд­жанцев».

Возникшая в начале 1905 года в Баку братоубийственная резня про­должалась в Камарлинском районе, где орудовали дашнакские воору­женные бандиты — маузеристы. Дашнаки вели кампанию за уничтоже­ние азербайджанцев под лозунгом «убивай как можно больше, грабь, не щади никого». Они разъезжали по армянским селениям, произносили погромные речи, призывали трудовое крестьянство с оружием в руках «защищать честь и жизнь» армян, старались вооружить армянское насе­ление против азербайджанцев. Дашнакские бандиты грабили, убивали мирных жителей, поджигали их села.

После окончания подобных похо­дов эти так называемые «спасители» армянского народа возвращались домой, устраивали кутежи в честь своих «побед». Недостатка в оружие дашнаки не испытывали, так как они получали его по особому разрешению Воронцова-Дашкова (В царской России наместник на Кавказе), к которому посыла­лись делегации, уполномоченные армянскими епископами — Хореном и Суреном. Содержание дашнакских хумбов (групп) ложилось тяжелым бременем на крестьян. Мне приходилось бывать в деревнях района и слышать от крестьян жалобы на деятельность кровопийц — хмбапетов (руководителей бандистких групп). От них не было ни покоя, ни жизни. «Одни уходят, другие приходят, — говорили крестьяне. — Не пора ли им убраться домой?» — На такую «дерзость» крестьян хмбапеты отвечали сердитым тоном: «Вы обязаны нам». «Чем?» — спрашивали крестья­не. «А тем, что мы спасаем вашу жизнь и имущество, не будь нас, азер­байджанцы пришли бы и вас всех вырезали, подожгли бы ваши дома и угнали ваш скот». «Мы живем с азербайджанцами дружно, наше хозяй­ство страдает не от них, а от вас», — справедливо замечали крестьяне. Лишь только угрозами хмбапеты отбирали у крестьян деньги, продо­вольствие. Насильственное взимание денег у населения под предлогом покупки оружия продолжалось еще до 1907 года.

I.R. «Мы живем с азербайджанцами дружно» - Господи! Молю тебя, сделай так, чтобы было ещё не всё потеряно. R.I.

Крестьяне района не могли терпеть дальше обман, жульничество и насилие хмбапетов. Они выгоняли их из сел: «Достаточно мы кормили вас и ваших лошадей, — говорили крестьяне, — платили вам обременительную дань, сами живя в большой нужде. Оставьте нас одних с нашей нуждой и заботами о на­ших семьях». Тщетны были угрозы маузеристов. Крестьяне, дочиста ограбленные дашнакскими кровопийцами и крайне возмущенные, не только отказались снабдить их чем-либо, но и прогнали из сел дашнакские своры во главе с хмбапетами. Маузеристы-дашнаки, представляющие собой сборище авантюри­стов, преступников и уголовных элементов, готовы были в любое время, по незначительному поводу и без повода, выстрелом из маузера убить человека. Так, на одном собрании крестьян села Далар, организованном дашнаками, один их них, возведенный в ранг «национального героя», хмбапет Сумбат, стал рассказывать с особыми прикрасами о «подвигах» своего хумба, о том, как они уничтожали оставшееся в районе азербайд­жанское население, которое якобы было угрозой. (...) На этом собрании, [я] взял на себя смелость открыто возражать хмбапету Сумбату. С него­дованием я заявил ему, что азербайджанцы района не являются угрозой для армян. Не успел я закончить свои слова, как хмбапет Сумбат вынул маузер и стал целиться им в меня, но к моему счастью в этот миг стоя­щий возле него мой школьный товарищ, учитель Хачик, остановил ру­кой маузериста, не дав ему расправиться с «большевиком», как называ­ли меня дашнаки и хмбапеты нашего района.

(Арутюнян А.О. Воспоминания. Ереван: Армянское государственное издательство, 1956. С.47—49.)

I.R. Этот документ относится к несколько более раннему периоду, но думаю характер бандитских армянских формирований за десять лет между 1905 и 1915 годом не изменился. R.I.

Документ 41.

Из доклада представителя военного ведомства партии Дашнакцутюн, зачитанного на Всеармянском националь­ном съезде в Тифлисе в феврале 1915 г.

Деньги, выделявшиеся на вооружение армян и подготовку ими восстаний. Как известно, русское правительство выдало в начале войны 242 900 рублей на предварительные расходы, чтобы вооружить и подготовить турецких армян и во время войны внутри страны устроить восстание; наши добровольческие отряды должны прорваться через цепь турец­кой армии и, объединившись с повстанцами, создать анархию в тылу и на фронте, если возможно, у противника, т.е. Турции, и этим самым обе­спечить продвижение русских войск и завладение Турецкой Арменией.

[Борьян Б.А. Армения, международная дипломатия и СССР. Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1928. Т.1. С.360.)

Документ 42.

Телеграмма наместника царской России на Кавказе, на­правленная в министерство иностранных дел.

«Около пятнадцати тысяч турецкоподданных армян готовы напасть на турецкие сообщения».

ПЕТРОГРАД

МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

[В] Настоящее время [в] Штаб Кавказской Армии прибыли предста­вители армян Зейтуна и заявили, что около пятнадцати тысяч армян готовы напасть на турецкие сообщения, но не имеют ружей и патронов. Ввиду расположения Зейтуна на сообщении турецкой Эрзерумской ар­мии крайне желательно необходимое количество ружей и патронов до­ставить в Александретту, где они будут взяты армянами. Ввиду же того, что действия зейтунских армян будут полезны французам и англичанам, ввиду спешности этого вопроса и отсутствия возможности передать ружья непосредственно от нас, я полагал бы необходимым снестись с французским или английским представительством о желательности до­ставить в Александретту французские или английские ружья и патроны на французских или английских кораблях.

Граф Воронцов-Дашков

Верно: Капитан/подпись/

6 февраля 1915 г.

(РГВИА. Ф.2100. Оп.1. Д.558. Л.172.)

I.R. Данные свидетельства подтверждают мой тезис о том, что армянские незаконные вооружённые формирования финансировались, вооружались и снабжались всем необходимым со стороны России и АНТАНТы. А это уже никак не позволяет говорить о народном национально-освободительном движении и восстании армян на территории Турции. Подобное деяние носит другое название - помощь врагу в осуществлении вооружённой агрессии, и карается соответственно. Вспомните, в 1612 г. во время Великой смуты Русское патриотическое ополчение Минина и Пожарского повесило всех предателей, которые помогали польским оккупантам. Почему же мы должны отказывать в этом праве турецким патриотам, которые не меньше нас Русских любят свою Родину. Об этом говорит кстати и следующая выдержка. R.I.

Документ 45.

Из монографии государственного деятеля Советской Ар­мении Борьяна Б.А. «Армения, международная диплома­тия и СССР».

«Подавление государством народного восстания является его историческим и законным правом».

Само собой разумеется, что когда в тылу военных действий десяти­тысячная масса устраивает восстание, выступая против государства, и этим ставит на карту его существование, то государственный смысл обязывает государственную власть и деятелей государства принять со­ответствующие меры самозащиты, изыскивая те способы для подавле­ния восстания, которые диктуются данным местом и общей обстанов­кой, не забывая, что в столь важной миссии, как защита собственного государства, можно применять во всей полноте принцип: цель оправды­вает средства. (...) Восстание армян было их историческим и законным правом. Если государство жестоко подавляет народное восстание и усмиряет восстав­ших, то это также является его историческим и законным правом.

(Борьян Б.А. Армения, международное дипломатия и СССР. Т.1. Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1928. С.363, 365.)

Документ 46.

Телеграмма заместителя министра иностранных дел цар­ской России послу в Лондоне Бенкендорфу.

«Зейтунцы утверждают, что могут выставить до 15000 ком­батантов».

Телеграмма № 1613.

10 апреля/28 марта 1915 г., 7 часов вечера.

Ваша телеграмма № 168 получена.Полевой штаб Кавказской армии сообщает со слов уполномоченных зейтунцев Мави Нохудяна, Микаэла Авордяна и Гаспарьяна нижеследу­ющее: Организация хинчакистов имеет много приверженцев во всей Ки­ликии, особенно же в Зейтуне, где их около 3000. Комитеты в Адане, Дорт-Иоль, Аджине, Сисе, Фурнузе, Марате и Алеппо. Во главе движе­ния могли бы стать те же лица, которые руководили движением 1895 г.: Тохаджян, Енидюнян, Суренян, Чакирян, Ягубян, а также Гаспарьян. Зейтунцы утверждают, что могут выставить до 15000 комбатантов и что они сумеют принять даже самое большое количество оружия без по­мощи всякого десанта в Александретте или ее окрестностях.

Нератов.

(Международные отношения в эпоху империализма / / Документы из архивов царского и временного правительства 1878— 1917 гг. Сер.З. Т.7.4.2. Москва — Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. С.121.)

I.R. В период чеченской войны российской прессой подобные “комбатанты” назывались просто бандитами. R.I.

Документ 50.

Из опубликованной в августе 1915 г. статьи русского писа­теля Ана «К Армянскому вопросу в Турции».

«В Турции, в отличие от Европы, чистого национального пре­следования нет».

Армянский вопрос в Турции, поставленный в порядке дня европей­ской дипломатией много лет тому назад, теперь, по-видимому, близится к своему разрешению. Армянский народ, давно изверившись в турецких реформах, ждет облегчения своей участи извне. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эта надежда с особой силой проявляется те­перь, когда Турция врезалась в великую битву народов (Подразумевается Первая мировая война.) и тем на карту поставила свое собственное существование. (...)

И вот, параллельно с военными событиями, идет обсуждение в печа­ти всевозможных проектов о будущем устройстве Армении. Основной недостаток всех этих предположений состоит в том, что все они рассчи­таны на одном довольно проблематичном положении — на распадении Турецкой империи, т.е. спорят, в сущности, о дележе шкуры неубитого зверя! Связывать будущее нации с разрушением государства, в пределах ко­торого она живет, — значит играть с ее судьбой. Это, быть может, выгод­но тем кругам, которым нет ровно никакого дела до того, кто живет или будет жить на вражеской земле, но лить воду на мельницу этих господ Искренним печальникам своего народа — значит вдаваться в опасный авантюризм. Всякая национальная политика, которая колеблет физиче­ское бытие нации, должна быть раз [и] навсегда отброшена. (...)

История нам говорит, что национальный вопрос в Турции всегда решался одним путем — отделением угнетенной нации от империи и образованием самостоятельного национального государства. Так созда­лись Греция, Болгария, Сербия и Румыния. Но это не значит, что всякая нация может для решения своего на­ционального вопроса следовать этому пути. Всякая нация может обра­зовать национальное государство при одном только условии: если она обладает более или менее однородной территорией. Армянская нация, составляющая во всех семи вилайетах, где она распространена, мень­шинство населения, лишена этой национальной выгоды, и потому все ее восстания кончались неудачей. (...)

Но не следует забывать, что в Турции, в отличие от Европы, чистого национального преследования нет: здесь каждая христианская народ­ность наделена церковной и культурной автономией, так что в области национальной культуры (школы и т.п.) и церкви нация распоряжается свободно и самостоятельно. То, что в Турции называется националь­ным вопросом, это даже не национальный вопрос в европейском смыс­ле слова, а общегражданский вопрос, как, например, отсутствие обще­ственной безопасности, правильного судопроизводства, удобных путей сообщения, разбойничьи набеги курдов и т.д. — все это ничего общего не имеет с сущностью национального вопроса. (...) Есть еще некоторые правоограничения для христиан, но не столько, сколько в некоторых других государствах, например, для евреев; так, нет, по крайней мере, главного, основного правоограничения — запрещения свободного пере­движения... Единственная страна в мире, где есть свобода и нет поряд­ка — это Турция!

Государство с довольно либеральной конструкцией и культурно-национальной автономией должно, наконец, ввести у себя основные элементы общественного порядка. Главная причина всего этого турецкого беспорядка лежит в эконо­мической отсталости страны. Вся Малая Азия лишена какой бы то ни было промышленности, заводов и фабрик, железных дорог (за исклю­чением одной), торговых центров, удобных шоссейных дорог — всего того хозяйственного фундамента, на котором покоится современное го­сударство. Младотурки, начавшие обновление родины не с фундамента, не с экономики, а с верхушек, с политического строя, потерпели полную неудачу, ибо взялись за выполнение невозможного дела: капиталисти­ческую форму правления надстроить на докапиталистическом эконо­мическом фундаменте! Получилась постоянная коллизия этих двух раз­нородных начал, и государство очутилось в тупике: оно не укрепилось, а обессилилось и сделалось легкой добычей даже для своих бывших вассалов. (...)

Они [армянские деятели] хотят в независимой Армении обеспечить господство за армянами, как наиболее культурным элементом (газета «Оризон» - Печатный орган дашнаков), между тем как армяне, по их же признанию, составляют меньшинство населения. Каким образом меньшинство может господ­ствовать над большинством? Для этого есть два способа: способ турец­кий и европейский, т.е. военная диктатура и привилегированная право­вая норма. С применением в Армении последнего способа получатся исключительные приемы управления: лишение избирательных прав массы населения, распределение избирательных округов в ущерб му­сульманскому большинству, навязывание армянского языка и культуры «инородцам» — словом, придется повести по всей линии политику бое­вого национализма.

I.R. Интеллигенту Ану и в голову не могло прийти, что армяне выберут третий, совершенно людоедский путь - просто уничтожить всех мусульман, на земле, которую они вознамерились назвать своей. R.I.

Это вызовет, конечно, сопротивление угнетенных народностей и начнется национальная борьба всех против всех. Таким путем национальный вопрос не только не решается, но, наоборот, впер­вые он становится всенародным масштабом. (...) Эту сизифову работу мы предоставляем националистам, которым всегда выгодно удить рыбу в мутной воде национальной суматохи. (...) Разделение граждан на пасынков и сыновей, на полноправных и бесправ­ных, на своих и чужих неминуемо приведет к гибели всего строя. Армя­нам придется бороться не только с внешним миром, но и с внутренним оппозиционным большинством, стремящимся разорвать государство. В этой двойной борьбе не может удержаться ни одно государство. (...)

(Ан. К Армянскому вопросу в Турции / / Современный мир. 1915. Ав­густ. №8. С.144— 149)

I.R. Весьма подробный анализ турецких реалий того времени, кстати нелицеприятный для Турции. R.I.

Документ 54.

Из доклада, написанного армянскими лидерами в период Первой мировой войны.

«На армян возлагается обязанность на деле показать свою готовность к жертвам на случай войны».

ЗАПИСКА ОБ АРМЯНСКОМ ВОПРОСЕ И АРМЯНСКИХ ДРУЖИНАХ.

Балканская война 1912 г. вновь выдвинула вопрос о положении ар­мян в Турции и поставила его в острой форме. Вопросом этим живо заинтересовались Россия и Германия. Но армя­не с полным единодушием сразу и везде обнаружили тяготение к Рос­сии, возлагая на нее свои надежды по устройству судеб многострадаль­ных турецких армян. (...) Когда война стала неотвратимой, то, ввиду ясно выраженного на­строения руководящих армянских кругов, со всех сторон стали стекать­ся на Кавказ вожаки четнических организаций из угнетенных провин­ций Турции и отдельные добровольцы.

В это же время по поводу ожида­емого положения вещей у местных армянских общественных деятелей установились сношения с высшей на Кавказе властью в лице наместни­ка его императорского величества, графа И.И.Воронцова-Дашкова.

Эти деятели докладывали его сиятельству о настроениях армянского наро­да, ожидая от него указаний. (...) Католикос всех армян обратился через графа-наместника к импера­торскому правительству, сообщая, что Турция не исполняет принятой на себя обязанности — провести реформы; при этом его святейшество свидетельствовал наместнику о готовности армян оказать всяческое со­действие в случае войны с Турцией.

В скором времени последовал ответ императорского правительства, полученный через лицо, особо отправленное наместником Кавказским в Петроград. В сем ответе заверяется, что судьба турецких армян состав­ляет предмет постоянных забот императорского правительства и что на армян возлагается обязанность на деле показать свою готовность к жертвам на случай войны, согласуя свое поведение с указаниями прави­тельства. В особом совещании у наместника Кавказского, в котором прини­мали участие генерал Мышлаевский, гофмейстер Петерсон, началь­ник штаба Кавказского военного округа генерал Юденич, Тифлисский епархиальный начальник епископ Месроп, Тифлисский городской голо­ва А.И. Хатисов, председатель Армянского центрального комитета С.С.Арутюнов и доктор Я.Х.Завриев, предложено было армянам органи­зовать особые дружины (хумбы) под предводительством испытанных четнических вожаков (хумбапетов), которые должны были по 4 глав­ным направлениям наступления нашей Кавказской армии состоять при войсковых частях.

I.R. Оказывается бандитские армянские формирования были сформированы по прямому указанию Российских властей , а вовсе не представляли стихийную форму самовооружения армянского народа против турецких “извергов”. Так называемые добровольческие армянские дружины были приписаны к соответствующим воинским частям регулярной Российской армии с задачей проводить диверсионно-разведывательные действия вплоть до вооружённого восстания. Для турок они представляли юридически оформленного военного противника и поступать с ними надлежало соответственно.

Я сейчас подумал, интересно, а перед нападением на Карабах тоже состоялось подобное совещание, которое расписало все силы и средства вторжения. Факты говорят о том, что такое тоже было. Время идёт - история повторяется. Но Всевышний Аллах наказал российских империалистов, которые раньше выступали под двуглавым орлом, а теперь встали под триколор, но сущность осталась. Совершенно те же методы использовали Чеченские “добровольцы” против правительственных российских войск, и только крайнее напряжение всех сил позволило одержать относительную победу на Северном Кавказе. “Воистину, не рой другому яму - сам в неё попадёшь”. R.I.

Направление выбиралось преимущественно такое, где преобладало армянское население. Армяне с полной готовностью пошли навстречу предложению орга­низовать дружины, но выразили при этом пожелание, подкрепленное многократно впоследствии, чтобы армянское население, ввиду угро­жающей ему опасности, по мере возможности, было вооружено, и чтобы русское правительство заручилось заблаговременно согласием послов нейтральных держав воздействовать на Турцию в целях устранения возможности резни армян.

I.R. Узнаю почерк армянских экспансионистов, сначала совершить преступление против человечности, а потом спрятаться за спины великих держав. R.I.

Организацию дружин взяло на себя Армянское национальное бюро, вызванное с этой целью к жизни, официально не утвержденное, но фак­тически признанное. Вышеупомянутые лица вели переговоры и имели сношения с правительственными властями, как представители Армян­ского национального бюро. Так как вопрос о дружинах был слишком ответственным, и для бюро требовалась авторитетность, поэтому в Тифлис были приглашены пред­ставители от значительных городов и местностей, которые в частном совещании, единогласно одобрив задуманное дело организации дру­жин, обещали свою моральную и материальную поддержку.

II

В то время как в России укреплялись основы единения армян с рус­ским государством, в Турции происходило совершенно обратное. Турецкие армяне, полные веры в победу России, взирали на нее с на­деждой, как на свою освободительницу. Турки же старались всячески Привлечь армян на свою сторону и вступили с ними в переговоры, которые велись в Константинополе, Эрзеруме, Ване и Муше, как от имени турецкого правительства, так и от имени партии младотурок в лице Аджи бея, Халил бея, Талаат бея, Бехаэтдина-Шакира, Хильми бея, Эрзеіского губернатора Таксим бея и др. Они говорили армянам: Управляющий дворцовым хозяйством и штатом придворных. «Соединимтесь для общего блага. Мы никогда не осуществим ре­форм, навязываемых нам силой извне; но мы введем преобразования по взаимному нашему соглашению.

I.R. Турки, осведомленные о невиданном вероломстве армянского населения, готовившего кровавую баню для всех мусульман, не пошли путём репрессий, как это следовало бы ожидать. Проявляя чудеса выдержки и лояльности к армянам, они попытались договориться с армянским меньшинством. После этого легко поверить, что азербайджанцы - закавказские турки, как их называют армяне, поступили также перед тем, как Карабахский конфликт перешёл в кровавую фазу. R.I.

В этой войне мы и Германия победим. Помогите нам на Кавказе. На Кавказе, — говорили они, — нам нужно иметь на своей стороне армян, и тогда мы в короткое время завоюем Кавказ и дадим автономию и вам, и грузинам, а татар с Кавказа пере­селим в глубь Турции. Нам выгодно иметь между Турцией и Россией армянскую и грузинскую автономные области, чтобы обеспечить нашу границу от посягательств России». Взамен этого от армян требовалось восстание на Кавказе, а в Турции образование добровольческих отрядов. На эти требования армяне ответили отказом, обещав лишь то, к чему их обязывает их оттоманское подданство, т.е. быть лояльными (но и тут соврали -I.R.). В этих переговорах армяне высказывали мнение, что Турции лучше не воевать, ибо если даже допустить, что победит Германия, то последняя порабо­тит Турцию, нуждаясь в ее территории для своей колонизации гораз­до более, чем Россия с ее необъятными пределами. Армяне убеждали турок заняться реформами и тем укрепить свое государство. Но турки возражали, что более удобного случая не представится для того, чтобы осуществить исторические задачи путем войны.

Так окончились ничем армяно-турецкие переговоры, которые младотурки пробовали возоб­новить, когда дошла весть об образовании армянских дружин в России. Турки просили турецких армян воздействовать на русских армян, что­бы они прекратили это дело, но турецкие армяне ответили, что они не могут принимать ответственность и ручательство за действия армян в России. (...) Особенно раздражало турок участие в рядах добровольцев Гарегина Пастурмаджяна (Гаро), члена турецкого парламента, и мас­сы других турецких армян. Они стали говорить, что армянский народ объявил войну им, туркам; они требовали от армян послать в Салмаст к Андранику (Важнейший из командиров армянских добровольческих отрядов) делегата, который остановил бы поход Андраника. Но ар­мяне ответили, что уже поздно и что они не в силах воздействовать на приостановление зарубежного движения. Армянский народ по сию и по ту сторону рубежа решительно опре­делил свою позицию, вверил свою судьбу могуществу и заступничеству Великой России и стал организовывать дружины для участия в освобо­дительной войне в рядах славной Кавказской армии.

III

Переходя к деятельности, организации и численности дружин, счита­ем нужным дать о сем сведения вкратце. Предполагая, что подробности боевой их жизни имеются в реляциях и материалах штаба, в настоящей записке достаточно ограничиться главными моментами их жизни. В начале сентября 1914 г. было объявлено об открытии записи в до­бровольцы, и немедленно после объявления стали со всех сторон сте­каться охотники, преимущественно из турецкоподданных; кавказские армяне одновременно пополняли ряды нашей славной армии.

Из Закавказья, Северного Кавказа, Ростова и Нахичевана-на-Дону, Крыма и Бессарабии, Закаспийской области и Туркестана, Румынии и Болгарии, Египта и отдаленной Америки — отовсюду с энтузиазмом молодежь стремилась в Тифлис, чтобы поступить в дружины. Решено было, как упомянуто выше, образовать четыре дружины, которые и были вско­ре скомплектованы. Но охотники продолжали прибывать, и пришлось особой публикацией приостановить приток. Заботы по организации и снабжению дружин взяло на себя Национальное бюро с распорядитель­ным при нем комитетом. Во второй половине октября дружины были готовы к выступлению в поход.

В I дружине было 1200 человек, во II — 382, в III — 430, в IV — 470 и в резерве осталось около 600 человек, а всего — свыше 3000 человек (Впоследствие количество дружин и их численность увеличились).

- Первая дружина поступила под командование известного испытанно­го четнического вождя Андраника, который во время последней Балкан­ской войны, сражаясь в рядах болгарской армии, за свои подвиги получил офицерский чин. Эта дружина 23 октября выступила из Джульфы в Хой.

- Вторая дружина под командой Дро, опытного четника из русскоподданных армян, 24 октября двинулась из Игдыря на Тапаризский перевал.

- Третья дружина вышла под командой турецкоподданного популяр­ного хумбапета (Так называли лидеров добровольческих отрядов) Амазаспа 1 ноября в Алашкертскую долину.

- Четвертая дружина под командой Кери, старого четника, особен­но прославившегося как сподвижник Ефрема в его персидской боевой жизни, занявшего в Персии после смерти Ефрема его место главного на­чальника полиции персидских боевых сил, выступила из Сарыкамыша в Ахверан и Хошаб. (...)

29 октября 1915 г.

г. Тифлис

Епископ Месроп

Александр Иванович Хатисов

Самсон Степанович Арутюнов

(Арутюнов С.С., Месроп, Хатисов А.И. Записка об армянском вопросе и армянских дружинах / / Историко-филологический журнал. 1991. №2. £.205— 209.)

Глава епископства в г. Тифлис.

Глава г. Тифлис.

Глава армянского Центрального комитета.

I.R. Ознакомимся теперь, как воевали доблестные “армянские национальные герои”, которые свои шакальи повадки убивать слабых и беззащитных не оставили до сих пор.R.I.

Документ 55.

Дело военного суда при полевом штабе Кавказской ар­мии.

«Армяне-добровольцы были признаны виновными в изнасило­вании курдянок - женщин и девочек и в предумышленном при­чинении посредством истязаний и нанесении смертельных ран смерти 26 женщинам и детям».

Переписка заведующего военно-судной частью при штабе Кав­казской армии.

№ 1014

По делу об армянах-добровольцах 3 и 4 армянских дружин Марти­росе Акопове, Карнике Бабиноянце, Максуде Джезмаджияне, Секо Аратюнянце, Керобе Манукове, Айке Оганяне, Сагане Олигяне и Карапете Джямкочане

Начато: 1916 года

Кончено:...

Особое постановление.

1916 года, сентября десятого дня, Корпусный суд при Азербайджано- Ванском отряде, в надлежащем составе, выслушав дело о подсудимых добровольцах 3-й и 4-й армянских дружин Сена Аратюняна, Хай (он же Гайк) Оганяна и других — всего в числе восьми человек, — признав их виновными в изнасиловании курдянок-женщин и девочек и в преду­мышленном причинении посредством истязаний и нанесении смер­тельных ран смерти 26 женщинам и детям, — приговорил всех этих под­судимых: Мартироса Акопова, Карника Бабигянца, Махсуда Джезмаджяна (он же Чесбадл), Сено Аратюняна, Кероб Мхитарова Манукова, Гайк (он же Хай) Оганяна, Сагак Олигиана (он же Сачак Холикен) и Карапета Джамкочяна (он же Карапетусян-Кочан) — к смертной казни через по­вешение с лишением всех прав состояния.

В то же время суд, принимая во внимание в отношении всех этих подсудимых вековое воспитание их в началах кровавой мести и длительную вражду между армянами и курдами, много поколений безнаказанно и жестоко утеснявшими ар­мян, — продолжительное (около года) содержание этих подсудимых под стражей и, в отношении подсудимых: Сено Аратюняна (18 лет), Кероба Мхитарова (20 лет), Карника Бабигянца (20 лет) и Сагака Олигяна (20 лет), — еще и их несовершеннолетие, и руководствуясь ст. 1407 Уста­ва Военного суда и Приказом главнокомандующего Кавказской армией от 10 октября 1915 года, постановил ходатайствовать перед командую­щим Кавказской армией о смягчении участи подсудимых и о замене им смертной казни ссылкой [на] каторжные работы подсудимым: Марти­росу Акопову, Махсуду Джезмаджяну (Чесбадл), Гайк (Хай) Оганяну и Карапету Джамкочяну — на двадцать лет каждому, а подсудимым Сено Арутюняну, Керобу Мхитарову Манукову, Карнику Бабигянцу и Сагаку Олигяну — на десять лет каждому с лишением их всех прав состояния и другими последствиями сего наказания в ст. ст. 22-25, 27 и 28 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных указанными.

I.R. - двойные стандарты, которыми мы часто корим американцев, не доведут до добра ни российскую политику, ни российскую дипломатию - R.I.

(Зачеркнутое не читать).

Председатель суда: Генерал-Майор /подпись/

Временные члены: Войсковой Старшина /подпись/

Прапорщик /подпись/

В главный Военный суд

Кассационную жалобу [неразборч.] не давать

16 сентября

Генерал от инфантерии /п о д п и сь /

Документ 56.

Переписка заведующего военно-судной частью при штабе Кавказской армии по делу об одном из происшествий на­ кануне начала политики депортации.

«Подсудимых турецкоподданных армян за учиненное по пред­варительному соглашению в местности, состоявшей на воен­ном положении, разбойное нападение на селение, лишить всех прав состояния и подвергнуть смертной казни...»

Копия

Приговор пришел в законную силу двадцать восьмого числа марта месяца 1916 года.

1916 года марта 27-го дня, в 10 часов по полуночи, приговор сей объ­явлен в присутствии Военного Прокурора Прапорщика Цивцивадзе, при Секретаре Сенкевиче, при бытности подсудимых Тиграна Аветисянца, Агасара Балоянца, Ерема Минасянца, Крикора Ованесова, Тиграна Марабьянца и Манука Шарахбанянца; при чем было объявлено участвующим в деле лицам, в какой срок и в каком порядке они могут обжаловать при­говор, и предъявлен протокол судебного заседания.

Председатель Корпусного суда, Генерал-Майор Евсеев.

Приговор:

По Указу Его Императорского Величества, 1916 года марта двад­цать шестого дня, Корпусный Суд 1 Кавказского армейского корпуса, под председательством Председателя суда, Генерал-Майора Евсеева, в открытом судебном заседании, в котором присутствовали: временные члены, прикомандированные к 173-й пешей Донской дружине, — Под­полковник Г реве и Капитан Наибов, при Военном Прокуроре Подполков­нике Высоцком и Секретаре Сенкевиче, слушали дело о турецкоподданых Тигране Аветисянце, Агасаре Балоянце, Ереме Минасянце, Крикоре рванесове, Тигране Марабьянце и Мануке Шарахбанянце, преданных кавказскому военно-окружному Суду на театре военных действий, с переносом затем этого дела на рассмотрение Корпусного Суда 1-го Кавказского армейского корпуса — Главнокомандующим Кавказской армией находит, что деяние, признанное в первом пункте настоящего приговора за подсудимыми Тиграном Аветисянцем, Агасаром Балоянцем, Еремом Минасянцем и Крикором Ованесовым, составляя учиненный по взаим­ному соглашению нескольких лиц, однако без составления настоящей для сего шайки, в местности, состоявшей на военном положении, разбой с нападением на селение, в котором все подсудимые признаны со­общниками, предусмотрено 1 3 ,1 1 9 ,1 6 2 9 и 1632 ст. Уложения о Наказа­ниях Уголовных и Исправительных изд. 1885 г. и по Продолжению, и, в силу вышеуказанного распоряжении Главнокомандующего Кавказской Армией и на основании 7 п. 19 ст. Правил о Местностях, объявляемых со­стоящими на военном положении и 20 ст. тех же Правил, и объявления временного генерал-губернатора Карсской области от 20-го февраля 1915 года, влечет наказание, установленное в 279 ст. XXII кн. С.В.П. 1869 года изд. 4; это наказание, лишение всех прав состояния и смертную казнь, Суд и назначил каждому из поименованных подсудимых, опре­делив притом, на основании 18 ст. Улож. о Наказ., что смертная казнь должна быть совершена через повешение, и установив, кроме того, что наказание это сопровождается всеми последствиями и праволишениями, в 22— 24, 27 и 28 ст. Улож. о Наказ.

Председатель Суда,

ГЕНЕРАЛ-МАЙОР /подпись/

Сверял:

Секретарь Суда /подпись/

(РГВИА. Ф.2100. Оп.2. Д.752. Л.22— 24, 22 об,— 23 об.)

Документ 57.

Телеграмма генерала Болховитинова, датированная 17 марта 1916 г.

«Ввиду непрекращающихся случаев насилия дружинников над мусульманами я вынужден был вывести эту дружину из го рода».

ГЕНКВАВЕРХ

Для всестороннего выяснения данных об имевших место слу­чаях зверского отношения армян-дружинников к мирным жителям к туркам и об участии в этом якобы и наших казаков были запрошены соответственные начальники, причем Начальник Битлисской колонны Генерал-Лейтенант Абациев донес: «Безусловно опровергаю участие казаков в этом деле, неоднократно объезжал Битлис и по окрестно­стям при сем ни разу ко мне не поступало жалоб на бесчинства казаков, а тем более на избиения мирных жителей.

Что же касается армянской дружины, где имеется много турецкоподданных армян, то на третий день по занятии Битлиса ввиду непрекращающихся случаев насилия дружинников над мусульманами я вынужден был вывести эту дружи­ну из города и отправить ее на этапную Линию Битлис — Муш. Цифру две тысячи человек, умерщвленных в Битлисе, о которой упоминается в турецкой радиотелеграмме, считаю безусловно преувеличенной. Когда мне стали известны случаи резни мирного населения армянами, я при­звал Начальника армянской дружины Андроника для расследования.

Андроник мне доложил, что подобные случаи вполне естественны, так как среди них есть много людей, у которых в свое время турки вырезали жен, детей и близких родственников.

Мне известен следующий случай в Тодване: в одном из домов квартировали на одной половине стрел­ки, на другой дружинники-армяне. Стрелки приютили, кормили более двадцати бесприютных мусульманских детей. Когда стрелки были посланы на разведку и затем вернулись, то нашли всех детей зарезанны­ми. На время отсутствия в доме оставались только армяне. Дознание, произведенное мною по этому поводу, определенно установило уча­стие в этом деле армян, но, к сожалению, не открыло виновных, так как армяне-дружинники настолько запутали показания, что разобрать не было возможности». (...)

Болховитинов.

(РГВИА. Ф.2100. Оп.1. Д.646. Л .89,89 об.)

I.R. Здесь на себя обращают внимание два момента. Армянские бесчинники что тогда, что сейчас оправдывали свои злодеяния так называемым геноцидом со стороны турок, будто кровь смывается кровью. И второе, бесчинства армянских добровольцев, совершаемые с молчаливого согласия и при прямом попустительстве российского командования, разлагающе действовали на регулярную армию. Потому и встал вопрос о возможном участии казаков в сих богопротивных деяниях. Обвинение было отвергнуто, но дыма без огня не бывает... R.I.

Документ 58

Из телеграммы № 3074 генерала де Витта от 19 июня 1916 г.

«Армяне часто отнимают скот у населения без платы за него».

Командующему Армией. Ввиду того что в районе корпуса местного скота осталось уже срав­нительно немного, мною приказано не допускать [к] собиранию его и закупке никаких агентов от армянских уполномоченных, тем более что они часто прямо отнимают скот у населения без платы за него. (...)

Де Витт.

(РГВИА. Ф.2100. Оп.1. Д.1036. Л.297.)

На телеграмме имеется печать Оперативного отделения.

I.R. В заключение хочу привести любопытный документ, который напрочь опровергает армянские утверждения о геноциде, т.е. целенаправленном уничтожении именно армян или даже христиан вообще на территории Турции. R.I.

Документ 59.

Из статьи, посвященной вопросу потерь курдского населе­ния, опубликованной в ноябре 1 9 1 6 г. в печатном органе армянских националистов.

«Курды также имели огромные потери».

ПОТЕРИ КУРДОВ В НАСТОЯЩУЮ ВОЙНУ

Вопрос о том, каково будет количество мусульманского населения в Турецкой Армении после войны, имеет важное значение для полити­ческих судеб нашей родины. Часто приходится слышать, что курды по­несли огромные потери во время войны, но первые обоснованные дан­ные по этому вопросу дает на страницах «Мшака» г. А. Атанасян, один из уполномоченных союза городов на Кавказском фронте.

«Полученные мною и проверенные сведения, — говорит он, — до­казывают, что если армяне в течение этой войны дали 360 000 челове­ческих жертв, то курды также имели огромные потери. Все пространство, — начиная с Ванского озера на юг и на запад, рай­она Битлис-Буш, затем через Хныс, Буланык, Патноц, Маназкерт, Ала-Даги вместе с Алашкертом, до районов Басена и Байазид-Диадина, где до войны жило более 800 ООО курдов, — в настоящее время совершенно опустело. Сотни курдских деревень разрушены и опустошены. Интерес­но выяснить, выселились ли курды их этих районов во время отступле­ния турок в другие области или погибли? Произошло и то, и другое, причем надо иметь в виду, что выселение, отступление, совершалось у них при весьма неблагоприятных условиях: во время отступления всякого рода эпидемические болезни в букваль­ном смысле уничтожили целые курдские племена и районы, и голод и холод довершили дело разрушения.

— Из моих 20 селений, — рассказывает мне известный курдский помещик в Хошабе Бахрибеке, — в которых жило более 12 000 курдов, еще в течение первых 6— 7 месяцев войны от болезней умерло более 8 000. Мои крестьяне находились в сравнительно более благоприятных Условиях, чем другие, ибо мы почти не сдвинулись с места. Что касается других наших племен, многие из них почти совершенно истреблены. В137 семьях, в которых до войны было 20— 30 душ, теперь не насчитаешь и 3— 4 человека. Всюду то же самое. Не забывайте, — продолжал он, — что вы, армяне, имеете медицинский персонал, лекарства, сестер ми­лосердия, санитаров; вы имеете питательные пункты, национальные и правительственные организации, которые заботятся об отступающем населении: кормят, одевают и оказывают всяческую помощь беженцам, собирают сирот и дают им приют. А мы? Турецкое правительство ничего нам не дает и не давало, кроме тех страшных ограблений, которые он производило у нас под именем реквизиции. Все наше скотоводство, на котором зиждется сила курдов, погибло — от огня, голода или рекви­зиции. Рассказ курдского бека соответствует действительности. Начальни­ки армянских добровольческих дружин в один голос утверждают то же самое.

— По моему мнению, — говорит один из них, — во время этой войны курды потеряли все. И если до сих пор еще они продолжают бороться против наших сил, то это жалкие остатки курдов в восточном Курдиста­не и районе Диарбекира, число которых не превышает 250 000.

Не менее интересны сведения о количестве потерь у курдов, непо­средственно участвовавших в войне.

— Я, — говорил мне один русский офицер, — с самого начала войны находился в тех районах, где мы имели горячие столкновения главным образом с курдами. И я не ошибусь, если скажу, что число одних убитых курдов превышает 40 000. Я уже не говорю о раненых, которых вдвое больше, чем убитых.

В Муше известный и весьма популярный богач турок Джафар-ага рассказал мне следующее:

— Я лично видел целые курдские племена, которые были буквально истреблены в течение нескольких месяцев войны холерой, брюшным и сыпным тифом. Сотни курдских трупов лежали в их деревнях. (...)

— Как вы думаете, сколько в общем погибло курдов во время этой

войны?

— Трудно сказать об этом что-либо даже приблизительно. У нас счета, числа нет. Поверите, — сказал он, — что не можем даже сказать, сколько было у нас народу в Муше. Но одно не подлежит сомнению. И это то, что курды потеряли три четверти своего общего числа. И это я знаю от одного из курдских вождей. (...)

(Потери курдов в настоящую войну / / Армянский Вестник. 1916.13

ноября. №42. С.15.) Q.A.

I.R. А ведь Курды в подавляющем большинстве мусульмане. Их погибло несравненно больше, чем Армян, причём в качестве основной причины таких потерь выдвигаются голод и болезни. Попутно упоминается наличие медицинского обслуживания и гуманитарной помощи у армянской общины. Но позвольте, всё происходило на турецкой территории, как же турки позволяли лечить, кормить и поддерживать армян, коли они их уничтожали?

Это лишний раз показывает всю пропасть лжи армянской и проАрмянской пропаганды. Имеющий уши - да услышит! R.I.


 
Действия 
Ingvar Ruricson добавил 18.04.2013в раздел «Общество».
   62