В название не случайно вынесено слово “апостольская”. Это значит, что основана она непосредственно одним из апостолов, людей, лично знавших самого Иисуса Христа. Немногие христианские церкви в мире могут похвастаться такой честью. После того как мы в общих чертах поговорили об истории Кавказской Албании и народа Удин вернёмся снова к истории Албанской церкви, которая сколь драматична столь и трагична. Являясь самой древней христианской церковью в Закавказье, она испытала период блестящего подъёма в период IV-VII вв.
Но из-за гор Малой Азии на успехи албанских христиан недобрыми завистливыми глазами смотрели армянские первосвященники. Поэтому, как только представилась возможность, Армянский католикос передаёт навет халифу Абу-аль-Малику, под властью которого уже находилось Закавказье, что Албанский католикос якобы ведёт закулисные переговоры с Римским кесарем, т.е. Византийским императором об опекунстве. По сути дела это было обвинением в государственной измене, поэтому реакция последовала незамедлительно. Властью халифа Албанский католикос был организационно починён Армянскому католикосату.
Забавно, что в этом грязном эпизоде Армянская церковь выступает как верная прихлебательница исламских оккупационных властей, хотя теперь армяне с пеной у рта утверждают, будто до последнего боролись с исламским завоеванием, но силы дескать были неравны. Лживость и продажность, как выяснилось, родились не вчера. Усилиями Армянского католикосата началось планомерное ослабление, а затем и упадок Албанской христианской церкви. Не имея возможности военной оккупации, армяне прибегнули к закабалению духовному. Активно шла насильственная арменизация населения и церковных приходов, замалчивание и переписывание истории. Последний гвоздь в крест, на котором стараниями армянских оккупантов была распята Албанская Апостольская церковь вбил, как ни странно, “наихристианнейший” государь, российский император Николай I.
Император Николай I
Именно при нём Священный Синод Российской империи своим святейшим рескриптом официально аннулировал Албанский католикосат, а церкви и прочее имущество де’юре передал Армянскому католикосу. И тут не обошлось без деятельнейшего участия армянского духовенства, которое вновь “легло” под очередных оккупантов, а те естественно предпочли наиболее подлых и продажных. Горькую улыбку вызывают сегодня жалкие потуги армянских церковных кругов, которые с нескрываемым энтузиазмом наперегонки лезут в каждую экспансионистскую националистическую авантюру мирового армянства, мотивируя это “высоким патриотизмом”, которого нет и никогда не было.
Албанское население далеко не всё смирилось с подобным извращением вековых устоев автокефалии. Многие, не желая посещать армянские церкви, продолжали исповедоваться на дому.
Известны прошения албанцев о переходе даже в лютеранство, лишь бы не оказаться под духовным гнётом ненавистной Армянской церкви. Но решение было принято, чёрное дело “Свершилось”. Напомню, это было последним словом Иисуса на кресте. Албанская церковь перестала существовать даже номинально. Как некоторым, потиравшим довольно ручонки, казалось навсегда.
Шли годы, десятилетия, сменялись режимы, но тьма продолжала тяготеть над судьбой старейшей церкви Закавказья. И вот в начале XXI века Божьим Благоволением президент теперь уже независимого Азербайджана обратил внимание на небольшую группу удин, которые, несмотря ни на что, продолжали исповедовать религию предков. К неизъяснимой радости всех христиан, всех честных людей на Земле Албанская церковь подвигом маленького, но гордого народа, как искра огня Прометея, была бережно сохранена и укрыта от злых, алчных взглядов тех, кто только на словах называет себя христианами.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев
Президент обратился к исламскому духовенству и мусульманскому народу Азербайджана. Все как один были покорены верностью и стойкостью, которые можно отнести к самым высоким образцам религиозного подвижничества независимо от конфессии, к которой оно относится. Поэтому на государственном уровне было принято решение о поддержке и регистрации Удинской общины Албанской Апостольской автокефальной церкви. Кто-то может сказать, что община это ещё не церковь, но смею напомнить, что когда-то вся Христианская церковь начиналась с двенадцати предавшихся, которые уверовали. Так что не в численности дело, а в силе приверженности Вере, а приверженность эту удины доказали.
А теперь, выполнив свой религиозный долг, передаю слово Председателю Албано-Удинской Христианской Общины Роберту Мобили со статьёй “Албанская церковь и восстановление национально-религиозных памятников удинов”.
Напоминаю, данная статья продолжает серию материалов о малоизвестной христианской Албанской Апостольской автокефальной церкви и древней Кавказской Албании.
Комментарии