Чем грозит россиянам очередной пакет западных санкций?

«Любые санкции - это зло, - заявил в свою очередь премьер-министр Дмитрий Медведев, комментируя недружест­венные шаги США против нашей страны. - Они... ещё никого не поставили на колени... будут только способст­вовать дальнейшему росту анти­американских и антиевропейских настроений в нашей стране. Мы можем вернуться в 1980-е годы». Точки над i расставили в российском МИДе: нынешние санкции - это «примитивная попытка отомстить за то, что события на Украине развиваются не по сценарию Вашингтона», «возмутительное и необоснованное стремление возложить на Россию вину за гражданскую войну в соседней стране». Мол, вместо того чтобы образумить украинское руководство, бросившее против жителей Донбасса и Луганщины авиацию, тяжёлую артиллерию и бронетехнику, Белый дом фактически подстрекает к кровопролитию.

Деньги найдутся?

В Министерстве экономиче­ского развития России заявили, что вынесут тему санкций на обсуждение на генсовете Всемирной торговой организации. Но, пока суд да дело, попробуем понять: насколько болезненной для России окажется новая порция западных ограничений? Оценки разнятся. Так, например, политик Владимир Милов обращает внимание на то, что госдолг России невелик, а вот частные компании на свои проекты назанимали огромные суммы (на 1 июля - 650 млрд долл.). «Если ручеёк западных кредитов пересохнет, то, во-первых, нечем будет финансировать развитие российской экономики, а во-вторых, расплачиваться по старым долгам (для чего и берётся часть кредитов). А только до конца года нашим компаниям и банкам нужно будет выплатить по внешним долгам примерно 100 млрд долл.». Банки, попавшие под санкции, заявили, что рассчитывают на помощь Центрального банка России. То есть в конечном итоге спасать по­страдавших придётся всем гражданам страны - затягивая пояса. 

Каждому конкретному банку или компании эти санкции могут принести неприятности, но не смертельные, возражает экономист Михаил Хазин.

«Не дадут денег американские банки - дадут другие, - сказал он «АиФ». - Проблема в том, что это уже не экономическая, а политическая схема. Американский паровоз несётся на полном ходу, и его главная цель - убрать Путина. Причина, подозреваю, в том, что американская система контроля над миром висит на волоске. Чтобы напугать всех остальных, они пытаются жестоко наказать всех, кто нарушает их правила, а Россия открыто заявила, что не готова следовать этим правилам. Что касается кредитов, то американским банкам запретили выдавать нашим компаниям деньги, которые мы же продолжаем отправлять американцам в качестве резервов. Зато в Европе уже начинают понимать: активность Штатов направлена в том числе на экономическую конкуренцию с Китаем и деиндустриализацию Европы, чтобы превратить её в рынок сбыта американской продукции».

Однако теперь, когда жертвой войны на юго-востоке Украины стал малайзийский лайнер, история с санкциями может окончательно перекочевать из области вялотекущих дискуссий в набор бескомпромиссных ультиматумов. Может, на Западе подождут результатов хоть какого-то расследования авиакатастрофы? Или действительно, как в извест­ной басне, «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», а повод найдётся? На выходных Б. Обама снова обзванивал лидеров ведущих европейских стран с требованиями максимально туго закрутить гайки в отношении России. Министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд вслед и вовсе пригрозил, что Запад может вновь превратить Россию в страну-изгой. Когда верстался номер, стало известно, что объявление новых санкций европейцы запланировали на вторник.