Кратко - как управляют авиадиспетчеры

Воздушное пространство есть верхнее (свыше примерно 7500 м) и нижнее. Случай с Боингом произошел в ВВП. Оно разбито на зоны. Боинг-777 шел из Днепропетровской зоны и входил в Ростовскую.

Ввеоху - планы полетов (стрипы), внесенные в АС УВД заранее. Кто не внес - не полетит. На Западе можно внести за час, у нас - за сутки

Если зона сложная (а эти две - очень), то зоны разбивают на секторы.

Сектора обычно: Юго-Запад, Северо-Запад и тд.

Везде, кроме Усть-Неры (шутка, далеко не везде) стоят автоматизированные системы УВД. Нам, авиадиспетчерам, сильно помогла Олимпиада-80 - без нее АС УВД долго бы не было. В Московской зоне поставили в 1979 г. шведскую систему, а в Пулково и Минводах - советскую. Беларусь создала собственную (ПО "Агат" и до сих пор справляется.

Таких экранов уже нет - стоят компьютерные мониторы.

Это уже не зона, а Западно-Сибирский регион. Тут 64 воздушных трассы. Трасса - это находящееся в реестре ВТ "дорога" шириной 10 км. А летают борты по эшелонам. На Западе, в Украине и Беларуси используется пофутовое обозначение.

Вверху - номер рейса, внизу - эшелон. 330 - это 33000 футов (33*0,3048 = 10058 м.), то есть русский эшелон 10100.

Справа борт с эшелона 267 (8100 м) снижается на 260 (7900 м).

Эшелоны разбиты через 300 м.  То есть два борта в одну сторону летят по высоте не менее 600 м. И то, что диспетчера "обвинили", что он снизил Боинг под Донецком на 600 м., указывает только на то, что днепропетровский диспетчер согласовал с ростовским эшелон входа не 10100, а 9500. Для такого управления диспетчера и нужны.

Нижнее воздушное пространство везде разбивается по-своему, но обычно на "Подход", "Круг", "Посадку" (сидят в общем с зоной зале), "Старт", "Руление".

На диспетчерской вышке сидят старт и руление. Иногда их объединяют. 

Да, есть и женщины. Их немного. О каждой слагают анекдоты и распространяют по стране. Их все же как профи недолюбливают.

Кроме авиадиспетчеров в службу аэронавигации входят служба РТО и служба планирования полетов. Последняя и стыкует сегодня все гражданские борты с военными.

Записываются все разговоры диспетчеров. Однако картинки при аналоговой обработке не записывались,при цифровой - записываются. Записи сохраняются, кажется, 3-е суток. Если случаются инцеденты - они изымаются.

Леонид Чуро - гендиректор Белаэронавигации. Прекрасный профи.

Но Беларусь - единственная страна в мире, где на доходную службу авиаконтроля возложили еще 6 аэропортов. И наши диспетчера шутят, что в Евроконтроль не вступаем потому, что там есть требование платить диспетчерам не менее $3 тыс.