Чосер и радиоуглеродный анализ
На модерации
Отложенный
«Библиотека всемирной литературы» была предметом моего поклонения в детстве. Вершина литературного вкуса: берешь любой том и не ошибешься — высочайший стандарт текста, перевода, редактуры.
Кажется, к 16 годам я осилил почти все двести томов, кроме тех произведений, которые читал в других изданиях: например, Шолом‑Алейхема, Чапека, Хемингуэя.
Но Чосера я узнал именно в этом издании. «Кентерберийские рассказы» в великолепном переводе Кашкина и Румера поражали воображение. Подумать только, в XIV веке такое совершенство формы! Попутчики‑паломники рассказывают, что твои коммивояжеры, о бурной и цветистой средневековой жизни:
С ним разговаривал, шутя, Франклин.
Не знал он отроду, что значит сплин.
Не мог бы он на жизнь коситься хмуро —
Был в том достойным сыном Эпикура,
Сказавшего, что счастлив только тот,
Кто, наслаждаясь, весело живет.
Надо отметить, что Джеффри Чосер первым предпочел тогдашний английский ученой латыни и в этом смысле для английского сделал то, что Пушкин — для современного русского.
С оригиналом я имел возможность ознакомиться в 10‑м классе. Понять его было непросто, почти невозможно: ныне, как и Шекспира, издания Чосера сопровождают переводом. Но тем интереснее было…
Неожиданно я наткнулся на рассказ, которого никогда не читал, — такое я бы не забыл!
O yonge Hugh of Lincoln, slayn also
With cursed Jews, as it is notable,
For it nis but a litel whyle ago;
Pray eek for us, we sintful folk unstable <…>
«О юный Хью из Линкольна, умученный проклятыми евреями»? Не было такого у Кашкина и Румера! Конечно, не было: весь The Prioresses Tale («Рассказ аббатисы») в СССР не печатался именно из‑за своего средневекового антисемитизма. Ведь в нем описывается настоящий кровавый навет — один из многих в Англии XII–XIII веков. Так от Чосера я узнал об этой ужасной истории.
А несколько недель назад достоянием общественности стала сенсационная находка ученых. Новость заставила меня заново содрогнуться — как тогда, при открытии неизвестного Чосера.
Процитирую по сайту nplus1.ru:
Ученые из Великобритании и Германии исследовали останки из коллективного погребения в колодце, обнаруженные в центре английского Нориджа в 2004 году <…> Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Current Biology.
Первый зафиксированный случай антисемитизма в Англии относится к 1144 году, когда в городе Норидж местные жители нашли изуродованное тело христианского мальчика. После его гибели распространился слух, что его в ритуальных целях убили евреи. Этот случай считается первым известным «кровавым наветом» в европейской истории. Тогда от расправы иудеев защитил местный шериф.
С сентября 1189 по март 1190 года по Англии прокатилась целая волна еврейских погромов, связанная с коронацией Ричарда I Львиное Сердце (1189–1199 годы) <…> Жестокие погромы происходили и в другие годы, например в 1264 и 1272 годах, пока евреи в 1290 году не были вынуждены покинуть Англию.
Группа ученых из Великобритании и Германии под руководством Яна Барнса (Ian Barnes) из Музея естествознания исследовала останки по меньшей мере 17 человек, которые были захоронены в колодце <…> Фрагменты керамики из колодца типологически были датированы XII–XIV веками, а первые радиоуглеродные датировки указали на более раннее время — XI–XII века.
Реконструкция внешности взрослого мужчины и ребенка из погребения в НориджеCaroline Wilkinson / Liverpool John Moores University
Ученые получили три новые радиоуглеродные датировки, которые позволили заключить, что люди погибли около 1161–1216 годов. Для генетического анализа они отобрали останки шести человек. Оказалось, что молодая девушка и две девочки 5–10 и 10–15 лет были родными сестрами <…> Более отдаленными родственниками оказались еще два человека <…> У трех индивидов удалось определить фенотипы. Так, два человека имели карие глаза, но один из них был темноволосым, а второй носил светлые волосы. В то же время один мальчик не старше трех лет был голубоглазым и рыжеволосым.
Данные генетики и исторические источники позволили ученым заключить, что обнаруженные индивиды принадлежали к общине евреев‑ашкеназов, поселившихся в Норидже после приглашения Вильгельма Завоевателя. По мнению исследователей, скорее всего, эти люди стали жертвами антисемитского погрома, состоявшегося 6 февраля 1190 года.
Комментарии