Расплачиваться, по словам министра финансов, придется непопулярными решениями
Антон Силуанов
министр финансов РФ
О тяжести положения можно судить хотя бы по таким цифрам. Пенсионная реформа не завершена, объем субсидий и дотаций ПФР в 2015 году составит около трех триллионов рублей при общем размере федерального бюджета в 15 триллионов.
Правительство России рассматривает возможность повышения ставки НДФЛ на 1-2% и введения прогрессивной шкалы. Кроме этого, обсуждается отмена льготных ставок НДС для некоторых категорий товаров. Инициативы Минфина Business FM прокомментировал вице-президент РСПП Игорь Юргенс.
Игорь Юргенс: Я думаю, что это самый честный отчет нам о том, что происходит. Потому что насчет поступлений в бюджет мы можем вести философский разговор в зависимости от цен на нефть, по всем остальным критериям, я думаю, что поступления сокращаются и сокращаются серьезно. При этом мандаты социальные не сокращаются, они растут, индексации пенсий никто не отменял. Дальнейший ход развития событий может приготовить такой сюрприз как санкции, и в этом случае секторальные санкции могут быть настолько жесткими, что мы недополучим, по оценкам некоторых экспертов, 200 млрд долларов.
Сейчас рассматривается в правительстве возможность повышения ставки НДФЛ на 1-2% и даже введение прогрессивной шкалы, о которой много говорили, но не забывали. Как вы считаете, с кого все-таки будут собирать дополнительные налоги?
Игорь Юргенс: Насколько я понимаю, самой большой проблемой являются дефициты местных бюджетов, региональных бюджетов губерний. По-моему, у нас доноров осталось один или два региона, а все остальные, то есть, около 80 являются реципиентами и, соответственно, нуждаются в довольно значительных средствах. Их бюджеты дефицитны, им нужны трансферты из центрального бюджета. Одним из вариантов спасения, по крайней мере, в западных странах, является налог с продаж. Я думаю, что будет обсуждение вокруг этого, и тогда налог с продаж немножко облегчит ситуацию.
А если федеральный бюджет по-прежнему будет испытывать трудности, то да, или прогрессивный налог, или НДФЛ, или НДС. То есть, что-то из легко собираемых налогов для того, чтобы пополнить базу. Затем мы говорим про прогрессивную шкалу, которая вообще, очень большой политический сдвиг в нашей налоговой системе. Потом мы говорим о точечном увеличении НДФЛ, предположим, для всех на 1-2%. Это все счетные вопросы.
А с вашей стороны есть какая-то альтернатива?
Игорь Юргенс: Политическая альтернатива этому есть. Мы существовали при плоской шкале, мы собирали довольно прилично, бюджет наполнялся. Все это было до санкций. Политическое урегулирование вокруг Украины, перезагрузка отношений с ЕС и США, они вполне возможны, и после этого говорить о перестройке всей налоговой системы просто будет нерационально.
А расходы снизить возможность есть?
Игорь Юргенс: Если политика изменяется в сторону не осажденной крепости, а сотрудничества со всеми странами, находящимися на нашем периметре, после этого мы начинаем говорить о том, о чем говорило правительство прежнего состава, а именно оборонные расходы такого размера не нужны, расходы на содержание такого количества силовиков и правоохранительных органов можно сократить. Бюджетные расходы, связанные с содержанием такого количества чиновников можно сократить, консолидировать бюджет, и тогда можно обойтись без повышения налогов.
О негативной стороне повышения налогов рассуждает профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.
Иван Родионов
профессор Высшей школы экономики
Комментарии
- Я в нем живу.