Посконные сказки
На модерации
Отложенный
Наступил уж вечер. За окнами темень съела дома, деревья, заборы. Стужа загнала всех животин по убежищам. Тишь. Тишь, какой не услышишь в людных поселениях, где машины, где людской гомон слышен и по ночам. В избе тепло, догорают дрова в печи, в стеклах окон прыгают последние чертики угасающего огня.
- Пора самовар ставить, Олёшка, тащщы полено на лучину.
Лешка резво попрыгал на мост* за дровами. Дедо налил в самовар воды, засыпал уголья, настрогал лучины.
Я всегда любила смотреть, как разжигается самовар. Этот ежевечерний ритуал почему-то почти завораживал. Вот лучина загорелась, вот она уже летит в жерло пузана, вот уж угли начинают светиться как бы изнутри.
А как шумит самовар! Сначала молчит, потом начинает шипеть едва слышно, потом все громче и громче. Набрав полный голос, он вдруг замолкает. Выжидает мгновение, и, наконец, в его нутре начинает клокотать вода.
- Скипел!
И вот он уже на почетном месте – посреди стола. Дедо сидит на скамье под иконой, разливает кипяток. Кипяток! И ни как иначе. Для деда все, что не обжигает - «ополоски».
Чай непременно надо пить из блюдечка, с сахаром «в прикуску», и мы фыркаем и хрюкаем, втягивая в себя горячее сквозь зубы, в которых сахар.
- Ой, робятешки, нончи конфеты, пряники всякие, а раньше то - сахар по праздникам. – дед расколол щипчиками головку сахара на четыре части.
- Дедо, сказку сегодня расскажешь? Ну пожалуйста………..!
- Ну ищщо.. Напугаю на ночь, спать не будете! – дед напустил на себя суровость, а глаза лучились смехом.
-Дедоооо……..
-Дедушкоооо….., - дружным хором заканючили мы.
- Эко вы упрямые! А знаете, что непослушных детей лешаки могут проучить?
- Дедо, какие лешаки? – захихикали мы – сказки это.
- Ну ужо погодите.. Гм… Расскажу чёво….
- А какие они, лешаки?
-Лешие то? Да, говорят, ежели покажутся – как человек обычный, токмо с рогами, а чаще и не покажутся, заведут в глушь…… И со мной было раз, лешак водил…
- Дедо! Сочиняешь, нету никаких леших.
Как нету? Не приведи господи…. Ладно бы кто, а я лес знаю, всю жись по лесу, а тут пошёл на Сидороськую, лыко драть. Поперек дороги Ульяна перебежала, а она тетка недобрая, чёво-то прокричала в след. Туда дошел, лыка надрал и обратно.
Смеркаться ужо начало, до дому то всего ничего, километра четыре, иду, на лыжах – быстро, скоро уж деревня должна. Смотрю – дом-развалина. Не должно тут дома! Сидороськая! Опять… Круга дал…. Тут и смекнул – лешак водит, видно Ульяна помелом своим пособила. А чёво тут делать? А надо уважить лешово. Я и говорю: « Дедушко, не серчай, покажи дорогу нерадивому, а тетке Ульяне добро передай». Тут как и светлей стало, и легче. Дорогу в один дух пробежал.
А потом прослышал, что Ульяна приболела после того..
Нельзя поминать духов. В Городище случай был. Дети пропали…. Ночью пропали и пропали. Проснулися все в ихней избе, а робятешек то и нет, испужались. Мальчик да девочка. Искать стали. Благо лето было. Два дни искали, а тут и вспомнил отец, что ругалси да и скажи: «Идите к лешему». Покаялся, вернуть деток у лешево попросил, спать легли, а какой сон? Тут двери скрипят – дети пришли. Ооооооооо, обрадели все! Спрашивают, как да почему. А дети и говорят: «Разбудила нас тётенька, за руки взяла, да и в лесу водить стала, ягодами кормила, из лужи поила. Как во сне все. А тут и домой привела, говорит, слушайтесь отца, мать, очень оне за вас просили, а то бы и стали вы моими лешачатами».
- Довго сидим… А ну ко спать. Полазьте на полати.
- Дедооо, еще !…
- Спать пора! Завтре ищщо сказки, были будут. Токо слушаться!
Мы залезли на полати. Дед взгромоздился на печь.
- Спите с богом, робятёшки.
- Дедушка, а почему ты всегда говоришь: «Спите с богом»?
- Ну как …………., а спите с чертом тогда …..
Полежала минуту, другую, третью. В темени что-то мерещится….. Жутко..
- Дедо, не могу спать, скажи мне «спи с богом»
- Спите с богом! Спите с богом!
……
* мост - Крытая холодная часть дома соединяющая жилую избу и хозяйственную часть - сеновал, скотный двор
PS: И к чему я запостила рассказ? Просто вспомнила о нем при обсуждении темы аморальности сказок. Думается мне, что сказка, вырванная из среды, теряет часть, и немалую, своего смысла, который зависит от того в какой момент она рассказана и от подачи расказчика. Сказка в старые времена была и развлечением и воспитанием.
Комментарии
А так - очень всё похоже.
Теперь, на пенсии, плюнул на это дело и пытаюсь восстановить некоторые моменты аутентично на даче. Там по большей части и живу... :))
Спасибо!
Никакой комп и прочие "хайтеки" не заменят атмосферы деревенской жизни. Все стрекочет, чирикает вокруг, запах свежескошенного сена, воздух...
Увы, многие не въезжают и не хотят приобщаться. :)
А меня уже тошнит от этих инкубаторских "евроремонтов" и пр. городских прелестей.
1) - начисто лишённые связи с предками; по сути "иваны,родства не помнящие".
2) - сознательные "профессиональные" разрушители...
И видят они примерно вот так:
Справедливости ради следует отметить,что европейские сказки - зачастую бывают аморальны...
Как,впрочем,и Гофман,и бр.Гримм, и многие другие...
Это обсуждение современного прочтения одной известной сказки...
Имя знакомое, но не помню... поинтересуюсь, спасибо )
Комментарий удален модератором
Прости Господи графоманов и щелкопёров строчящих не приходя в сознание.
А среда, точнее, обстановка - она да, способствует. От, помню, мой дед мне сказывал в лесу... Короче, слушался я ево...)))
А как таких дедов не слушаться! По настоящему - мудрые ))