Имя на борту. «Варяг». Часть шестая. Бронепалубный крейсер. Слава. Память. Судьба
Имя на борту. «Варяг». Часть шестая. Бронепалубный крейсер. Слава. Память. Судьба

Крейсер "Варяг" и броненосец "Полтава" в западном бассейне Порт-Артура, 1902-1903 годы
Итак, 27 января в 11 часов 10 минут на крейсере «Варяг» прозвучал сигнал: «Все наверх, с якоря сниматься». И через 10 минут четырехтрубный красавец крейсер под звуки «Боже, царя храни» начал свой последний парад. После ожесточенного боя в 18 километрах от Чемульпо, поврежденный «Варяг» и «Кореец» вернулись на рейд. На «Варяге» были убиты мичман граф Нирод и 38 нижних чинов, ранены три офицера и 70 матросов. «Кореец» ни потерь, ни повреждений не имел. Команды «Варяга» и «Корейца» были размещены на иностранных кораблях и отправлены морем на родину. «Кореец» был взорван, а «Варяг» потоплен на рейде Чемульпо.
Война в Маньчжурии началась неудачно для русского командования. Всё шло не так. Первый удар Японии поставил крест на всех планах и расчётах. В стране зрело недовольство. Пресса открыто заговорила об измене. В таких условиях, царскому правительству был нужен хоть какой-то успех. Тут мы и подходим к созданию мифа о подвиге «Варяга» и к тому, почему, все последующие были забыты. Спросите любого школьника, да что там школьника, любого взрослого и образованного человека, что он знает о кораблях, носящих имена «Рюрик», «Аскольд», «Ушаков»? И это, разумеется. нисколько не умаляет все значение того, что сделал экипаж крейсера. Просто, они оказались в нужном месте и в нужный час. Так бывает….

встреча героев Чемульпо в Санкт – Петербурге
Моряков «Варяга» и «Корейца» с триумфом встретили в Одессе.
Первая группа варяжцев прибыла в Одессу 19 марта 1904 года. День выдался солнечный, но на море была сильная зыбь. С самого утра город разукрасили флагами и цветами. Моряки прибывали к Царской пристани на пароходе "Малайа". Им навстречу вышел пароход "Святой Николай", который при обнаружении на горизонте "Малайи" разукрасили флагами расцвечивания. По этому сигналу последовал залп из салютных пушек береговой батареи. Из гавани в море вышла целая флотилия судов и яхт.
На одном из судов находились начальник Одесского порта и несколько георгиевских кавалеров. Поднявшись на борт "Малайи", начальник порта вручил варяжцам георгиевские награды. В первую группу входили капитан 2 ранга В. В. Степанов, мичман В. А. Балк, инженеры Н. В. Зорин и С. С. Спиридонов, врач М. Н. Храбростин и 268 нижних чинов. Около 2 часов дня "Малайа" стала входить в гавань. На берегу играли несколько полковых оркестров, а многотысячная толпа встречала пароход криками "ура".
На площади перед зданием думы был отслужен молебен. Затем матросы отправились в Сабанские казармы, где для них был накрыт праздничный стол. Офицеров пригласили в юнкерское училище на банкет, устроенный военным ведомством. Вечером варяжцам в городском театре показали спектакль. В 15 часов 20 марта на пароходе "Святой Николай" варяжцы отправились из Одессы в Севастополь. На набережные вновь вышла многотысячная толпа.
На подходах к Севастополю пароход встречал миноносец с поднятым сигналом "Привет храбрецам". Пароход "Святой Николай", украшенный флагами расцвечивания, вошел на Севастопольский рейд. На броненосце "Ростислав" его приход приветствовали салютом из 7 выстрелов. Первым на борт парохода поднялся главный командир Черноморского флота вице-адмирал Н. И. Скрыдлов.
Обойдя строй, он обратился к варяжцам с речью: "Здорово, родные, поздравляю с блестящим подвигом, в котором доказали, что русские умеют умирать; вы, как истинно русские моряки, удивили весь свет своею беззаветною храбростью, защищая честь России и Андреевского флага, готовые скорее умереть, чем отдать врагу судно. Я счастлив приветствовать вас от Черноморского флота и особенно здесь в многострадальном Севастополе, свидетеле и хранителе славных боевых традиций нашего родного флота. Здесь каждый клочок земли обагрен русской кровью. Здесь памятники русским героям: у них я вам низко кланяюсь от всех черноморцев. При этом не могу удержаться, чтобы не сказать вам сердечное спасибо как бывший ваш адмирал за то, что все мои указания на производившихся у вас учениях вы так славно применили в бою! Будьте нашими желанными гостями! "Варяг" погиб, но память о ваших подвигах жива и будет жить многие годы. Ура!"

встреча в Одессе
У памятника адмиралу П. С. Нахимову был отслужен торжественный молебен. Затем главный командир Черноморского флота передал офицерам высочайшие грамоты на пожалованные Георгиевские кресты. Примечательно, что впервые Георгиевскими крестами были награждены доктора и механики наравне со строевыми офицерами. Сняв с себя Георгиевский крест, адмирал приколол его к мундиру капитана 2 ранга В. В. Степанова. Варяжцев разместили в казармах 36-го флотского экипажа.
Специальный поезд везет героев по стране. На каждой станции, каждой остановке, их встречают восторженные жители. И уже 14 апреля - торжественная встреча в Москве. Государственная Дума приняла следующий порядок чествования варяжцев:
1) на Николаевском вокзале представителями городского общественного управления во главе с городским головой и председателем думы встреча героев, поднесение командирам "Варяга" и "Корейца" хлеба-соли на художественных блюдах, приглашение командиров, офицеров и классных чиновников в заседание думы для объявления приветствия от города;
2) поднесение адреса, художественно исполненного в экспедиции заготовления государственных бумаг, с изложением в нем постановления городской думы о чествовании; поднесение всем офицерам подарков на общую сумму 5 тысяч рублей;
3) угощение нижних чинов обедом в Народном доме императора Николая II; выдача каждому нижнему чину по серебряным часам с надписью "Герою Чемульпо", выбитыми датой боя и именем награжденного (на приобретение часов выделялось от 5 до 6 тысяч рублей, а на угощение нижних чинов - 1 тысяча рублей);
4) устройство в Народном доме представления для нижних чинов;
5) учреждение двух стипендий в память о геройском подвиге, которые будут назначать учащимся морских училищ - Петербургского и Кронштадтского.
Пройдёт ещё два дня, и команды «Варяга» и «Корейца» церемониальным маршем пройдут по Невскому проспекту от Московского вокзала до Зимнего дворца, где их встретит сам император.

встреча в Москве
После чего, господа офицеры были приглашены на завтрак к Николаю II в Белой зале, одновременно для нижних чинов был устроен обед в Николаевской зале Зимнего дворца.
В концертном зале накрыли стол с золотым сервизом для высочайших особ.
Кстати, каждый участник завтрака получил свой сервиз, украшенный царскими вензелями и георгиевскими крестами. Как знать, не этот ли сервиз в самом скором времени очень громко аукнулся Российскому Флоту.
За время следования поезда с экипажами «Варяга» и «Корейца» по России, один иностранец, вдохновленный героизмом и мужеством русских моряков, написал песню о «Варяге». Да. Практически ставшую народной песню «Варяг» написал австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц. Его стихотворение «Der „Warjag“» было опубликовано в немецком журнала «Югенд».

после завтрака во Дворце
В апреле 1904 года Н. К. Мельников и Е.М. Студенская опубликовали переводы этого стихотворения. Причём у каждого из них был свой вариант. Перевод Е.М. Студенской русским обществом был признан более удачным. И вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка А.С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».
И всё же, чувство какой – то недоговоренности осталось…
Капитан 1 ранга Руднев будет назначен командиром находящегося в постройке линейного корабля «Андрей Первозванный»

Но уже через два года службы будет уволен в запас с присвоением звания контр – адмирал и до самой смерти, в 1913 году будет проживать в своем имении под Тулой. Казалось бы, герой, георгиевский кавалер – все пути открыты. В советской историографии причины отставки Руднева объясняли тем, что он выступал против репрессивных мер в отношении экипажа корабля , участвовавшего в революционных выступлениях вместе с рабочими Балтийского завода. Но, думаю, с такой формулировкой вряд ли присвоили бы контр – адмиральских орлов….. Значит, было что – то, чего мы не знаем и то, что не хотели афишировать. Офицерский корпус отвернулся от Руднева и не считал его героем. В подобных условиях, отставка, пожалуй, была лучшим выходом.
А нижние чины были распределены на броненосцы «Князь Потёмкин Таврический» и «Очаков». Не знаю, но мне почему – то очень кажется, что одной, если не самой главной причиной буна на «Потёмкине» и было гипертрофированное самомнение бывших варяжцев: «Как же, меня во дворце принимали, а тут дерьмом решили кормить?
Какие – то офицеришки, войны не нюхавшие, меня, георгиевского кавалера, с которым сам Царь пил учить чему – то! За борт его!» Почему бы и нет….. Это потом, после семнадцатого года из них сделают героев – революционеров и в тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году, всех оставшихся в живых наградят медалями «За Отвагу». И ведь заслужено. Кто знает, как повели бы себя мы, окажись там, против восьми японских кораблей, зная, что рассчитывать можно только на себя и, что помощь не придёт….

А что же «Варяг»?
Практически сразу после боя в Чемульпо японцы приступили к его подъему. Крейсер лежал на грунте, на левом борту, почти по диаметральную плоскость погрузившись в ил. При отливе над водой была хорошо видна большая часть его корпуса.

затопленный крейсер "Варяг" в Чемульпо
Для проведения работ из Японии привезли специалистов и доставили необходимое оборудование. Подъемом корабля руководил генерал-лейтенант корпуса корабельных инженеров Араи. Обследовав лежащий на дне крейсер, он поразил адмирала контр-адмирала Уриу, сообщив, что его эскадра «целый час не могла утопить безнадёжно неисправный корабль». Далее Араи высказал соображение, что подъем и ремонт крейсера экономически невыгоден. Но Уриу все равно приказал начать подъемные работы. Для него это было делом чести...
Всего над подъемом крейсера трудилось более 300 квалифицированных рабочих и водолазов, а на вспомогательных участках было задействовано до 800 корейских кули. На подъемные работы было израсходовано свыше 1 млн иен.
С корабля сняли паровые котлы и орудия, срубили дымовые трубы, вентиляторы, мачты и другие надстройки. Обнаруженное в каютах имущество офицеров частично передали в местный музей, а личные вещи В.Ф.Руднева были возвращены ему в 1907 году.

японцы на борту затопленного "Варяга", 1904 год
Затем японские специалисты соорудили кессон, и с помощью насосов откачав воду, 8 августа 1905 года подняли «Варяг» на поверхность. В ноябре в сопровождении двух пароходов крейсер направился к месту ремонта в Йокосуку.
Капитальный ремонт крейсера, получившего новое имя «Сойя», проходил в 1906-1907 гг. После его завершения внешний вид корабля сильно изменился.

"Варяг" после подъема, 8 августа 1905 года
Появились новые ходовые мостики, штурманская рубка, дымовые трубы, вентиляторы. Демонтировали марсовые площадки на марсах. Изменилось носовое украшение: японцы водрузили свой неизменный символ – хризантему. Паровые котлы и вооружение корабля остались неизменными. Оставили, по настоянию контр – адмирала Уриу и наваренные буквы имени «Варяг»..
По окончании ремонта «Сойя» был зачислен в качестве учебного корабля в кадетскую школу. В своей новой роли он прослужил 9 лет. Побывав за это время во многих странах мира.

японский крейсер "Сойя" (бывш. "Варяг") на параде
Тем временем началась Первая мировая война. Россия приступила к формированию флотилии Северного Ледовитого океана, в рамках которой предполагалось создать крейсерскую эскадру. Но кораблей для этого не хватало. Япония, являвшаяся в тот момент союзницей России, после длительных торгов согласилась продать захваченные корабли Первой тихоокеанской эскадры, в том числе и «Варяг».
22 марта 1916 года крейсеру было возвращено его прежнее, легендарное название. А 27 марта во Владивостокской бухте Золотой Рог на нём подняли Георгиевский вымпел. После ремонта, 18 июня 1916 года «Варяг» под флагом командующего Отряда судов особого назначения контр-адмирала А.И. Бестужева-Рюмина вышел в открытое море и взял курс на Романов – на - Мурмане (Мурманск). В ноябре крейсер был зачислен в состав Флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагманского корабля.
Но техническое состояние корабля внушало опасения, и в начале 1917 года была достигнута договорённость о его капитальном ремонте на судостроительном заводе в Великобритании. 25 февраля 1917 года «Варяг» навсегда покинул берега России и отправился в свой последний самостоятельный поход.
После Октябрьского переворота в России англичане захватили крейсер в счёт долгов царского правительства. Ввиду плохого технического состояния в 1920 году корабль был продан в Германию на металлолом. Во время буксировки «Варяг» сел на камни у берегов Южной Шотландии, недалеко от городка Ленделфут. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. В 1925 году «Варяг» окончательно затонул, найдя на дне Ирландского моря своё последнее пристанище.

последняя стоянка. Ленделфут
Такая жизнь. Такая судьба. Вроде бы и Герой, а по жизни – Изгой. Воспетый и оплеванный, прославленный и забытый. Всё как у людей, правда? И думаю, что нам не надо высчитывать с линейкой и калькуляторами в руках, кто из павших на той, странной и неизвестной, практически до сих пор, войне более или менее героичен. Зачем? Каждый выполнил свой долг: и те, кто ушел на дно, и те, кто выходил под жерла орудий первым. Низкий поклон Героям и Вечная память…..

памятнику крейсеру «Варяг» в Ленделфуте

флаг «Варяга»

памятник крейсеру «Варяг». Владивосток

памятник Командиру. Тула
ВЫСОЧАЙШИЕ НАГРАДЫ
…. В воздаяние геройского подвига, оказанного крейсером 1-го ранга «Варяг» и мореходною канонерскою лодкою «Кореец» в бою при Чемульпо 27 января сего года с неприятелем, значительно превосходившим их силою и числом, государь император соизволил пожаловать:
Крейсера 1-го ранга «Варяг»:
Командиру капитану 1-го ранга Рудневу 1-му- орден Св. Георгия 4-й степени и звание флигель-адъютанта.
Старшему офицеру капитану 2-го ранга Степанову 3-му; лейтенантам: Берлингу, Зарубаеву и Евгению Беренсу; мичманам: Александру Шиллингу, Черниловскому-Сокол, Лобода, Губонину, Эйлеру и Балку; корпуса инженер-механиков флота: помощникам старших инженер-механиков флота Лейкову и Солдатову и младшим инженер-механикам Зорину и Спиридонову и врачам: старшему коллежскому советнику Храбростину, и младшему, лекарю Банщикову — орден Св. Георгия 4-й степени.
Титулярным советникам:
Содержателю по шкиперской части Барсукову и комиссару Денисову — орден Св. Станислава 3-й степени с мечами. Содержателю машинной части Маркелову - орден Св. Анны 3-й степени с мечами.
Мореходной канонерской лодки «Кореец»:
Капитанам 2-го ранга: командиру лодки, Беляеву 2-му — орден Св. Георгия 4-й степени; старшему офицеру Засухину — орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
Лейтенантам: Степанову 8-му и Левитскому орден Св. Станислава 2-й степени с мечами.
Мичманам:
Бойсману и Бутлерову — орден Св. Анны 4-й степени с надписью «За хра6рость», Бирилеву — орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом.
Корпуса инженер-механиков флота: младшему инженер-механику Френку — орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом.
Младшему врачу лекарю Меркулову — орден Св. Станислава 3-й степени с мечами.
Всем нижним чинам этих судов – знаки отличия военного ордена 4-й степени.

Комментарии
Араи нашел, что труба в центр.пост перебита не была. Какие м.б. причины, что управление в него не перекладывалось, и командовать пришлось голосом через весть корабль по переговорной трубе на ручной штурвал? Дело ли это ст.штурмана, или ст.электрика (минера) - согласно Бейли также бывшего в рубке?