Первое случилось в ночь с 20 на 21 августа 1991 года. ГКЧП. Решающая ночь. Все ждут штурма Белого дома, где засел Ельцин. Мы, «пехота демократии», мокнем под дождем на баррикадах. Для нас вещает «радио Белого дома». Оно объявляет: к защитникам демократии присоединился подавший в отставку министр иностранных дел Шеварднадзе. Я слушаю его речь: «Свергшие президента СССР Горбачева совершили государственный переворот. Но если он сам его организовал, то он преступник...»
- Как-то нехорошо получается по отношению к Михал Сергеичу, которого Шеварнадзе много раз называл своим другом, - сказал я тогда.
Дальнейшие разглагольствования Шеварднадзе я слушал с еще большим удивлением. Каждый его абзац отменял предыдущий: «... Великий человек защитник демократии народный президент России Ельцин, но он должен действовать с соблюдением конституции». Тут надо пояснить, что с точки зрения Конституции СССР, как раз действия «путчистов» были почти безупречны. Иначе говоря, кто бы не победил в конечном счете, ему, Шеварднадзе, любимцу демократов и иностранцев, было что предъявить любому победителю в свою пользу. Примерно так же он подавал в отставку в декабре 1990-го года: мол, грядет антидемократический переворот, чтобы предупредить Михаила Сергеевича об опасности я подаю в отставку - но ни одного имени «заговорщика» публично названо не было.
И второе. Ноябрь 1995 года - канун президентских выборов в Грузии. В Тбилиси разрушенные здания - последствие гражданской войны. Старики, увешанные орденами Великой Отечественной, просят милостыню. Предлагают свои услуги проститутки - грузинки... Явления, ранее немыслимые для патриархального грузинского общества. А тбилисцы счастливы. Дело в том, что как раз к этим выборам Эдуард Шеварднадзе разоружил частные вооруженные формирования типа «Мхедриони». Именно они принесли Грузии независимость, воевали в Абхазии и Южной Осетии, и просто элементарно грабили мирных тбилисцев. У них-то Шеварднадзе и отнял оружие. Выходить прогуливаться по проспекту Руставели стало безопасно.
В 1995 году он был кумиром и его избрали президентом 3/4 грузин. В 2003 его выбросил из власти Михаил Саакашвили. И Шеварнадзе не сопротивлялся, и никто о нем не пожалел. При всей местечковой коррупции шеварднадзевских времен, госдолг Грузии составлял $1,3 млрд. При Саакашвили он составил $14 млрд. Это кабала навсегда.
Я много раз спрашивал себя: был ли у Шеварднадзе стержень, цель, ради достижения которой он шел на компромиссы? Или карьера была для него самоцелью? Я не нашел ответа на этот вопрос.
Комментарии