Установка американской ракеты на советский МиГ: плюсы и минусы

На модерации Отложенный

В конце августа украинские ВВС впервые совершили вылет МиГ-29 с американскими противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM (High-speed Anti-Radiation Missile) и провели боевые стрельбы. В Пентагоне эксперимент признали чрезвычайно успешным, о чем немедленно оповестили мировую общественность. Однако...

Александр Сычев

 

По поступающим в последние дни сведениям, радость нельзя назвать полноценной. Скрестить МиГ-29 с ракетой AGM-88 HARM на сто процентов не удалось. Однако это обстоятельство не дает право расслабляться. Ракета AGM-88 хоть и не нова (на вооружение ВВС и авиации ВМС США ее приняли в 1983 году), но все равно опасна. И американцы будут продолжать вешать их на украинские самолеты.

За прошедшие годы AGM-88 претерпела несколько модернизаций. Первая версия и нынешняя с литерой «С» отличаются, например, большим, почти в два раза, количеством диапазонов электромагнитных волн, которые ракета способна обнаружить своей пассивной головкой самонаведения. В ее памяти хранятся эталоны сигналов РЛС противника, которые на последней модификации могут пополняться и переписываться. Принятый сигнал сравнивается с эталонными, что позволяет быстро идентифицировать цель.

В одном блоке с головкой самонаведения размещена инерциальная система, которая позволяет вычислить координаты обнаруженной цели и поразить ее, даже если противник отключил радар.

Осколочно-фугасная боевая часть весом 70 килограммов оснащена неконтактным лазерным взрывателем и в последней версии «C» обладает в два раза большим радиусом поражения по сравнению с тем, с чего начиналась история ракеты АGМ-88.

Боевая часть снаряжена почти 13 тыс. поражающих элементов кубической формы из вольфрамового сплава размером около пяти миллиметров. Осколки пробивают лист стали толщиной 12 миллиметров или шестимиллиметровую броневую плиту. 

В описаниях АGМ-88 упоминается несколько способов ее применения. Если заранее известен тип радара и район его размещения, то летчик с помощью бортовой станции радиотехнической разведки производит поиск и обнаружение цели, а после ее захвата головкой самонаведения ракеты осуществляет пуск.

Чтобы воспользоваться таким способом, американцы должны были установить на борт МиГ-29 соответствующее оборудование. Сделать это без основательной переделки самолета невозможно.

А вот наличие на ракете инерциальной системы наведения позволяет использовать ее и без захвата головкой самонаведения. Этот режим американские военные называют Pre-Brief («по предварительной наводке»). Видимо, по этому пути американцы и пошли. В этом режиме ракету достаточно доставить на максимальное расстояние действия ее самонаводящейся головки, то есть примерно на 48 километров, до заранее разведанной цели, и нажать кнопку «Пуск».

Это, несомненно, упростило работу американских инженеров, которые два месяца создавали адаптер к пусковому пилону МиГ-29 и пытались совместить электрические цепи и электронику истребителя и ракеты. Результат – все испытательные стрельбы украинских летчиков, которые были засняты на видео, проводились вслепую. Пилоты не видели радары, и ничем помочь ракетам не могли. Точного наведения не было. Стреляли в белый свет как в копеечку, надеясь, что ракета сообразит и сама попадет в цель.

Судить об эффективности созданного гибрида в силу ограниченности информации крайне сложно. К тому же даже при запусках с родных американских носителей ракеты не раз попадали в своих. Так, в Ираке в 2003 году американский F-16 поразил собственный зенитно-ракетный комплекс Patriot. Ракета в него не попала (ее конструктивный недостаток – сильное отклонение от цели), но она все же разбила антенну радара одним из поражающих элементов.

К тому же HARM не имеют полноценной системы распознавания «свой-чужой», и поэтому наличие в иракской армии американских комплексов Hawk, купленных за много лет до столкновения, создавало большие сложности для участников операции «Буря в пустыне».

Однако подвеска ракет на истребители советского производства, несомненно, лучше, чем запуск АGМ-88 с наскоро сляпанных украинцами кустарных наземных установок. Запуск с земли сильно сократил дальность действия ракет и сделал их более заметными для российских ПВО.

26 августа российские ПВО засекли и сбили ракету, видимо, одну из первых, запущенных украинцами с самолета. Запускали ее издалека, чтобы избежать поражения российскими зенитно-ракетными комплексами, поэтому AGM-88 заметили своевременно и сбили очень удачно – ракета пострадала не сильно.