Первым слово взял адвокат Развозжаева Дмитрий Аграновский, который парировал все доводы стороны обвинения.
Сторона защиты настаивает на том, что массовые беспорядки, возникшие на Болотной площади 6 мая 2012 года, не были организованы оппозиционерами: затор и давка образовались по вине властей, которые привлекли для охраны порядка на митинге избыточное количество полицейских. Полицейские установили двойной кордон и металлодетекторы, значительно затруднившие проход граждан, а также незаконно закрыли прилегающий сквер.
К показаниям Константина Лебедева, на которые так часто ссылалась сторона обвинения, адвокат призвал относиться критически. По его мнению, очевидно, что у этого человека, ранее проходившего по делу соучастником, а теперь являющегося свидетелем, имелся мощный стимул для дачи таких показаний, которые были необходимы органам следствия: сейчас он находится на свободе, а Развозжаеву и Удальцову грозит наказание в виде 8 лет лишения свободы (столько сегодня затребовало обвинение). Между тем, некоторые сведения, которыми оперировала сторона обвинения, подтверждаются только показаниями Лебедева: например, о том, что Гиви Таргамадзе передавал подсудимым деньги, кроме Лебедева, не говорил больше никто.
Кроме того, Аграновский ставит под сомнение и показания потерпевших-силовиков: они как сотрудники государственных органов зависят от действующей власти, настроенной явно против опальной оппозиции.
Оспаривает защита и явку с повинной Развозжаева, от которой он отказался в суде: подсудимый прямо заявляет, что на него оказывалось давление органами следствия.
Помимо того, адвокат отрицает и достоверность данных, содержащихся в фильме «Анатомия протеста», на котором, по сути дела, и строится все обвинение. Подлинник оказавшейся в руках сотрудников НТВ записи не видел никто.
— Ни одного оригинала аудио- и видеозаписей не было представлено в суде, — отметил Дмитрий Аграновский, — только копии, в том числе перезаписанные по несколько раз с использованием бытовых, неспециализированных компьютеров.
Было обращено внимание суда на то, что Развозжаев страдает множеством серьезных заболеваний, но несмотря на это содержится под стражей уже 1 год 8 месяцев и 18 дней, и его состояние здоровья все время ухудшается. По мнению адвоката, положительные характеристики, имеющиеся у Развозжаева, в том числе от депутата Пономарева, помощником которого подсудимый является, свидетельствуют о том, что он не представляет общественной опасности.
Аграновский выразил надежду, что его подзащитный не будет наказан в назидание другим или по политическим мотивам, и попросил вынести оправдательный приговор.
Развозжаев в своей речи указал на множественные нарушения в ходе следствия и на игнорирование его конституционных прав.
— Я невиновный человек. Но даже если бы я был виновен, — говорит Леонид Развозжаев, — неужели те издевательства, пытки, которые я уже перенес, не заслуживают внимания? Следователь Габдулин, который прилетал ко мне в Иркутск, сказал мне, что знает — мы не виновны. И мне показалось, что он искренне жалеет, что занимается этим делом — его заставили.
В своем выступлении Леонид неоднократно ссылался на показания свидетелей событий на Болотной площади, но резко прерывался председательствующим: оказывалось, что эти лица в суде не допрашивались.
— Вы не вправе ссылаться на те обстоятельства, которые имеются в деле, но не были исследованы в судебном заседании, — раз за разом повторял судья Александр Замашнюк. Также председательствующий постоянно прерывал Развозжаева, заявляя, что он повторяет собственные показания, данные в ходе судебного следствия.
Леонид всячески отрицал предъявленное ему обвинение, характеризуя его как лишенное здравого смысла и похожее на глупую шутку.
— Я хочу обратить внимание суда, что рано покинул Болотную площадь, не позднее 19.00. Если бы я что-то организовывал, разве я не должен был находиться в гуще событий? Лжесвидетели говорили, что я вел колонну людей, похожих на анархистов, к оцеплению. Это, мягко говоря, странно. Я все время оставался на мосту, не общался с подозрительными личностями, не давал никаких распоряжений, вместе со всеми попал в давку.
Судебное заседание, начатое сегодня в начале двенадцатого утра, завершилось в половине восьмого. Завтра в прениях сторон выступят Сергей Удальцов и его защитники.
Ольга КРЯЧКОВА
Комментарии
В демократическом обществе, где правит закон. Он должен быть соблюден для ЛЮБОГО рода преступников. И адвокат, в данном случае, являлся ГАРАНТОМ, законности приговора!
Сами понимаете, что для нашего россиянского правосудия это не важно! Подумаешь дело большое: "То ли он украл, то ли у него украли"? Влепят пятерочку, будет ему время сидеть разбираться.
, первыми под расстрел, они и попадают.
свАбодная от чего?
болотникам надо шиссен на месте прописывать. это два.
но - "не 37й"(с). увы
Вот видите, почему Сердюков на свободе? Шествий не проводил, в церкви не плясал, лес в Кировской области не брал.
Он даже так и сказал на следствии: "Спросите меня воровал ли я лес? Отвечу -- нет!" А на НЕТ у нас и суда -- НЕТ! Вот видите в ЧЕМ разница?