Не так давно наш портал дал перепечатку статьи польского автора, пишущего под ником «Krakauer», увидевшую свет в польском же издании Obserwator polityczny. В своем рассуждении о сегодняшних двусторонних политических, экономических и культурных взаимоотношениях России и Польши, автор, в частности, не без досады заметил: «Глядя на Польшу из московского Кремля, трудно понять, что же, собственно, нужно этим полякам. С одной стороны уже выяснены все исторические вопросы, в первую очередь - катыньский. К изумлению поляков по российскому телевидению даже был показан одноименный фильм режиссера Анджея Вайды».
Показ культовой ленты Вайды - это, конечно, аргумент. Но все же не слишком ли смело и самонадеянно автор становится на сторону Кремля. Действительно ли в катыньской трагедии поставлена историческая (не политическая) точка?
Не согласился с этим в беседе с обозревателем KM.RU и известный публицист, в свое время принимавший участие в общественном расследовании катыньской трагедии Андрей Паршев:
- Признание Россией своей вины за Катынь было решением политическим, а не юридическим. Попросту говоря, даже у наших руководителей нет, видимо, однозначной уверенности в том, что именно советские правоохранительные органы расстреляли польских офицеров в Смоленской области.
Напомню, что вина эта была признана сперва Горбачевым в 1990-м году, о чем у нас как-то редко вспоминают, а позже Ельциным - в 1991-м. Причем произошло все это еще до чудесного обретения некоторых письменных документов, которые вроде бы эту вину подтверждают.
Вообще с обнаружением этих протоколов - отдельная история, которая сама по себе тоже может послужить хорошим объектом для расследования и обсуждения. Я и сам в 90-е годы публиковал некоторые материалы по расследованию того события и позднее принимал участие в работе комиссии под руководством Виктора Илюхина - не как историк, правда, а как публицист.
Есть моменты в этом деле, которые сразу не укладываются в принятую на Западе схему, и которые надо бы объяснить.
Первое, на что хотел бы обратить внимание: НКВД никогда не хоронило казненных вместе с их личными документами, а также с материальными ценностями, которые переходили в собственность государства. Немцы, особенно СС, обычно брезговали заниматься мародерством (если, конечно, не участвовали полицаи — те не брезговали и золотыми зубами). Поэтому уже сам факт, что немцами сразу в 1943 году была установлена личность большинства из захороненных, сам по себе очень интересен. Но, разумеется, советское руководство по понятным причинам не могло тогда привести в свою защиту этот довод.
Также есть еще один момент, который имеет, наверное, большое значение. Мы же все прекрасно знаем, что в 30-е годы смертная казнь в нашей стране применялась достаточно широко, при этом расстреливались в том числе и иностранные граждане. Данные на них хранились в обычных архивах НКВД.
Статистика по репрессиям была подведена в 50-е годы, оглашалась среди партработников, она публиковалась в 90-е. Но тогда непонятно, с какой стати в отношении польских офицеров было сделано какое-то особое исключение, почему они шли по каким-то особым учетам (по каким?), почему их дела хранились в какой-то там черной-черной запечатанной комнате, в которую никто не имела права входить (так написано в странном рукописном документе, именуемом «справка Шелепина». Все это совершенно непонятно.
И уже хотя бы полагаясь на эти факты, можно как минимум поставить под сомнение существующую официальную версию, согласно которой польских военных расстреляло именно НКВД и именно весной 1940-го года.
По итогам ввода советских войск на Западную Украину и Западную Белоруссию нам в плен сдалось довольно много польских военных. Солдаты и сержанты были отпущены, часть из них уехала за границу, большая часть после фильтрации стала гражданами Советского Союза. Ну а часть была задержана - это армейские офицеры, полицейские жандармерии, пограничники и т.п. Они содержались под Козельском и под Харьковом (армейцы, там было два лагеря примерно на 4 тысячи человек) и еще был один лагерь под Осташковым, где сейчас располагается монастырь Нилова пустынь. Там режим был более строгим, именно потому, что там содержались офицеры полиции, разведчики, контрразведчики.
По нынешней официальной версии, весной 1940-го года они все были оттуда, из всех трех лагерей, вывезены (это, видимо, так) и расстреляны органами НКВД (а вот это сомнительно).
Вот тут сразу видна нестыковка. Под Катынью похоронены офицеры, которые до расстрела находились в Козельском лагере. Их якобы вывезли поездами, выгрузили на станции Гнездово, отвели в местность Козьи горы (2 км от станции) и там сразу расстреляли. Но какой смысл был их везти из Козельска, за 200 км, через Смоленск? Кому нужна была эта сложная, неудобная комбинация?
Согласно советской версии, плененных польских офицеров отвезли в лагеря западнее Смоленска, в том числе в лагерь в поселке Катынь. И во время немецкого наступления их не смогли эвакуировать, точнее, не смогли предоставить транспорт. Пленные отказались уходить пешком (за исключением нескольких еврейского происхождения), а немцы захватили лагеря, вывезли оттуда офицеров и расстреляли. Так же, как они расстреливали польскую интеллигенцию после оккупации Польши. Эта версия правдоподобна. Действительно, Смоленск пал совершенно неожиданно, оттуда — единственный случай за войну — не успели эвакуировать партийный архив (он находится сейчас в США и активно изучается до сих пор).
Зачем же мы признали свою вину? Дело в том, что это было некое требование от наших «партнеров», на которое российское руководство было вынуждено пойти, дабы в том числе показать миру «деятельное раскаяние» в «преступлениях советской власти». Хотя, должен заметить, что публичного покаяния по катыньской трагедии не делал Владимир Путин, он поручил Государственной Думе выступить с соответствующим заявлением, что опять же говорит о реальном отношении российских властей к той истории.
Комментарии
Катынь неразрывно связала их судьбы. Здесь, рядом друг с другом, как в братской могиле, они обрели вечный покой. Они обрели покой, но не забвение, потому что не может быть стёрта из памяти мученическая смерть невинных жертв, не может быть спрятана правда о преступлениях.
http://www.hro.org/node/7908
Место расстрела, по данным «Записки…» Шелепина Количество, человек
в Катынском лесу (Смоленская область) 4 421
в Старобельском лагере (Луганская область) 3 820
в Осташковском лагере (Калининская область) 6 311
в других лагерях и тюрьмах Западной Украины и Западной Белоруссии 7 305
Итого 21 857
Среди казненных были как кадровые офицеры (в том числе Якуб Вайда, отец известного кинорежиссёра Анджея Вайды), так и офицеры военного времени — мобилизованные адвокаты, журналисты, инженеры, учителя, врачи и т. д., включая университетских профессоров, которых только в Козельском лагере находилось 20 челове
Записка председателя КГБ при СМ СССР А.Н. Шелепина от 3 марта 1959 г. №632-Ш с предложением ликвидировать все дела по операции, проведенной органами НКВД в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 г.1
Совершенно секретно
Товарищу Хрущеву Н.С.
В Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР с 1940 года хранятся учетные дела и другие материалы на расстрелянных в том же году пленных и интернированных офицеров, жандармов, полицейских, осадников, помещиков и т.п. лиц бывшей буржуазной Польши. Всего по решениям специальной тройки НКВД СССР было расстреляно 21.857 человек из них: в Катынском лесу (Смоленская область) 4.421 человек, в Старобельском лагере близ Харькова 3.820 человек, в Осташковском лагере (Калининская область) 6.311 человек и 7.305 человек были расстреляны в других лагерях и тюрьмах Западной Украины и Западной Белоруссии.
Вся операция по ликвидации указанных лиц проводилась на основании Постановления ЦК КПСС от 5-го марта 1940 года. Все они были осуждены к высшей мере наказания по учетным делам заведенным на них как
Для Советских органов все эти дела не представляют ни оперативного интереса, ни исторической ценности. Вряд ли они могут представлять действительный интерес для наших польских друзей. Наоборот какая-либо непредвиденная случайность может привести к расконспирации проведенной операции, со всеми нежелательными для нашего государства последствиями. Тем более, что в отношении расстрелянных в Катынском лесу существует официальная версия, подтвержденная произведенным по инициативе Советских органов власти в 1944 году расследованием Комиссии именовавшейся: «Специальная комиссия по установлению и расследованию расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Катынском лесу военнопленных польских офицеров».
Согласно выводам этой комиссии все ликвидированные там поляки считаются уничтоженными немецкими оккупантами. Материалы расследования в тот период широко освещались в Советской и зарубежной печати.
Исходя из изложенного представляется целесообразным уничтожить все учетные дела на лиц, расстрелянных в 1940 году по названной выше операции.
Для исполнения могущих быть запросов по линии ЦК КПСС или Советского правительства можно оставить протоколы заседаний тройки НКВД СССР, которая осудила указанных лиц к расстрелу и акты о приведении в исполнение решений троек. По объему эти документы незначительны и хранить их можно в особой папке.
Проект постановления ЦК КПСС прилагается.
Председатель Комитета Государственной
Безопасности при Совета Министров СССР А.Шелепин
«3» марта 1959 года
Примечание: 1Оригинал документа рукописный.
Такая байка даже для коммунистов...явный перебор.
Вопрос - а как эти польские офицеры стали вдруг военнопленными, если СССР не воевал с Польшей?
Или всё-таки воевал? Совместно с партайкамрадом Гитлером?
Будущий нарком обороны С.К. Тимошенко, командуя одним из советских фронтов, вторгшихся в сентябре 1939 года в Польшу, гарантировал польским военным беспрепятственный проход в Румынию. Те поверили и...
НЕЛЬЗЯ НИ В ЧЁМ, НИКОГДА ВЕРИТЬ КОММУНИСТАМ.
Генерал Андерс увёл свою армию в Иран - не захотел никаких дел иметь с коммунистами.
Сколько там было солдат, сколько офицеров - Вам известно? Не прикидка - на 10 солдат один офицер - это перед войной в Красной Армии так было - на 6 солдат один офицер.
Второе - в сентябре 1939 года Польша никакой войны Советскому Союзу не объявляла, как и СССР Польше. Красная Армия "запросто", без объявления войнР, столь же "вероломно", как 22 июня 1941 года германская - вторглась на территорию СУВЕрЕННОГО ГОСУДарСТВА - Польши, вооружённые силы которой отражали гитлеровскую агрессию, выполняя свои обязательства по пактц от 23 августа 1939 года.
Интересное "оправдание" придумали компропагандисты - польское правительство бежало и бросило страну на произвол судьбы...
Интересно - в ноябре 1939 года финское правительство тоже куцда-то сбежало? а летом 1940 года - правительства прибалтийских государств, конечно же, то же - просто смылись...
Сложно признать, что СССР был АГРЕССОРОМ, проще другие страны обличать.
И ещё - до такой мерзости - заключения договора о дружбе с Гитлером докатились только советские коммунисты. Ни Англия, ни Франция на такое...не пошли.
А коммунисты стали друзьями нацистов - по договору от 29 сентября 1939 года. С снабжали Гитлера всем необходимым для ведения войны.
Это факты.
дить стрелки на Финляндию и Прибалтику-там было все иначе Решение сеймов Литвы Латвии и Эстонии заключение доворов с СССР о размещении РККА и РККФ вне населенных пунктови об использовании портов Кроме того СССР выплатил 3.5 млн рейхсмаров за присоединение Виленского края и столицы Литвы Вильнюсе
Для начала оставим мюнхенское соглашение - или сговор - в покое.
Скажите, Англия или Франция заключали с Гитлером договор о дружбе? Или они ДЕЛИЛИ с Гитлером какое-ниьбудь государство? Чётко и ясно - да или нет?
Ответ понятен - Нет, не заключали и не делили.
Это первое.
Второе - постараемся основываться НА ФАКТАХ, а не на мнениях авторов тех или иных книг.
Факт, никем не опровергнутый - заключение паталогоанатомов - мировых светил - о времени смерти людей, обнаруженных в катынских ямах - ну никак не получается списать на немцев.
Факт третий - польское правительство объявило войну СССР 25 сентября, но СССР 17 сентября 1939 года ОККУПИРОВАЛ Польшу, не так ли? Объявление войны состоялось после раздела территории Польши братьями-близнецами - Гитлером и Сталиным.
И факт четвёртый - не сочтёте ли за труд назвать точную цифру польских военнопленных - рядовых, унтер офицеров, офицеров?
А то ведь так можно "докомментироваться" до того, что и К.К. Рокоссовского к польским офицерам причислить, благо, после войны был он министром обороны ПНР...