У кого ключи, того и вещи

Тамара КУЛЫБЫШЕВА

 

Болевой порог отношений между Россией и Украиной проходит по расчётам и поставкам за газ, боевым действиям на юго-востоке, информационной войне, проблеме беженцев и возвращении музейных коллекций крымских музеев. Несмотря на кажущуюся для непосвященных «второсортность» культурной темы, она сделалась неожиданно острой, вышедшей далеко за рамки профессионального спора, перейдя в разряд труднейших дипломатических и юридических проблем международного права. 
Что ни день, то информационный вброс со стороны украинского МИДа и министерства культуры. Одним из последних примеров стало громкое и уверенное заявление о том, что Нидерланды вернут золото скифов Украине.



Якобы подобное заявление сделал МИД Королевства, признавшего все экспонаты, выставленные в земельном краеведческом музее в Бонне и археологическом музее Амстердамского университета «Аллард Пирсон», государственной собственностью Украины. Тут же подсуетилось и культурное ведомство Украины, выкатившее для важности и значительности статью 15 Закона Украины «Про музеї та музейну справу». Она гласит, что «Музейний фонд України є національним надбанням, а законним власником предметів, які належать до державної частини музейного фонду, є народ України». 

На этом основании сделан железный вывод: «претензии со стороны Российской Федерации, временно оккупировавшей Крым, не имеют под собой никаких правовых и институциональных основ» и на этом основании сохранность и оперативное управление музейными предметами выставки по ее возвращении из Нидерландов будет обеспечивать Национальный музей истории Украины. Несмотря на то, что в переговорном процессе участвуют не только правоведы-международники, директора крупнейших музеев России и Европы, мидовцы России, Украины и Нидерландов, дипломатией и правом здесь не пахнет.

С одной стороны, чистой воды базарный торг за обладание музейными предметами стоимостью несколько сотен тысяч долларов, который выглядит таковым после ноты в МИД Королевства Нидерландов украинских дипломатов с просьбой гарантировать возвращение экспонатов из крымских музеев, которые представлены на выставке «Крым: золото и секреты Черного моря».

С другой же, как все понимают, вынужденное продление выставки, которая должна была завершить свою работу 1 июня, до середины сентября есть не что иное, как шанс, данный сторонам конфликта разрешить спор на основании международных музейных правил экспонирования зарубежных коллекций. 

title
Крымские музеи оказались заложниками политического спора, спровоцированного Украиной, незаконно претендующей на археологические находки, среди которых более пятисот экспонатов – артефактов скифского золота, никаким боком ей не принадлежащих. 

Однако в развязанном Украиной конфликте есть и третья сторона – музеи Нидерландов, директора которых оказались, возможно, в самом незавидном положении. Они находятся между молотом правовых международных правил экспонирования зарубежных коллекций и наковальней политической дипломатии Королевства Нидерландов, как и большинство европейских стран не признавшего воссоединения Крыма с Россией. Их называют заложниками обязательств, как перед министерством культуры Украины, так и крымскими музеями. 

По мнению министра культуры России Владимира Мединского, «сейчас это проблема скорее голландцев, которые никак не могут определиться с тем, что такое хорошо и что такое плохо. Договор был заключен напрямую между крымскими музеями и голландскими. Киев, министерство культуры Украины лишь оформляли бумаги и разрешения на вывоз. Не вернуть экспонаты в Крым, отказать официально или отправить в Киев – значит, де-факто ценности просто похитить. Голландцы мнутся и из политических соображений, пока вопрос подвешивают - выставку продлили до сентября». 

Официальный представитель Университета Амстердама Аша Лонге высказал мнение, что с учетом сложности проблемы, «кому и как будут возвращены экспонаты, в настоящее время изучается юридическими советниками Амстердамского университета. Кроме того, запрошена рекомендация Министерства иностранных дел Нидерландов».

Читать дальше