На границу Украины с Россией идут караваны тех, кто старается убежать от войны

На модерации Отложенный

Там стоят многокилометровые очереди, оттуда самолетами и автобусам беженцев развозят по всей России - давая кров, работу, медицинскую помощь. На неделе стало известно, что уже на российской территории в украинских семьях появилось пополнение - 33 малыша, их матери сейчас в кубанских и ростовских роддомах.

По данным экспертов ООН, количество беженцев уже превысило 110 тысяч человек. Об этом говорят международные наблюдатели, побывавшие в лагерях в Ростовской, Белгородской, Курской областях. Но при этом Белый дом, до сих пор говоривший, что не может поверить в заявления России о гуманитарной катастрофе на границе с Украиной, теперь заявляет, что и данные экспертов ООН сомнительны. Хотя проверить их несложно - просто нужно оказаться на границе.

Дорога из Донецка до границы с Россией раньше занимала полтора часа. Доехали за 12. Главное, что живы.

"Риск есть и немаленький. Каждая переброска детей - это минивойсковая операция. Недавно автобус, который вышел из Луганска в Донецк, перевозил 42 ребенка. Автобус этот пропал, они вышли на связь, сказали, что его остановила нацгвардия, и больше связи не было", - рассказывает представитель луганского землячества Ростовской области Алексей Зотьев.

Взрослые на нервах. Дети успокаивают лучше любого валокордина.

За билетами в Россию - очередь на месяц. Тем, кого пугает ожидание, помогают ополченцы. Они поддерживают связь с волонтерами в Ростовской области, с большой землей. Автобус с границы отправился прямиком в Пермь.

"Завтра будет идти очередная группа. Приедут автобусы астраханские, детей перегрузят и разместят в специально подготовленный лагерь, где они будут находиться столько, сколько нужно", - говорит Алексей Зотьев.

"Мы с электрички встали в Изварино и все время шли пешком, через все Изварино. Нам показывали: здесь не идите, там снайперы, ребенок мой насобирал патроны на украинской таможне. Я думаю, все будет хорошо. Очень бы хотелось у вас остаться, никогда не возвращаться туда, где стреляют, и где мой сын сегодня на таможне поднимал патроны на память", - говорит беженка Тамила Яновская.

"Это пуля с Калашникова АК-47, - показывает беженец Игорь Бондаренко. - Я отошел и она попала в дерево. И я ее ножичком вытянул, потому что она, видно, мне примечалась. Я с того времени ношу с собой, чтобы меня не убило".

Есть места, где граница прозрачная. Далеко не все беженцы регистрируются в ФМС. Подсчитать количество сложно. И регионы должны быть готовы к большому наплыву. Проблема для России серьезная. Президент России обсуждал ее на заседании правительства.

"Я просил вас подумать на тему о том, как мы можем помочь людям, оказавшимся в зоне конфликта и которые выходят на нашу территорию. Ясно, что объём, количество беженцев уже такое, что регионам трудно самостоятельно с этим справляться. Я просил правительство подумать на тему о том, как бы поддержать регионы. Знаю, что председатель правительства такое решение принял", - заявил Владимир Путин.

На границе с потоком беженцев справляется МЧС. Есть все необходимое. Один из пунктов временного размещения - рассчитан на 500 человек. Полная инфраструктура. Трехразовое питание для взрослых и четырехразовое для детей, круглосуточное медицинское обслуживание.

"Устал. Поступление очень большое. Все проходят через нас. Плачут, подавлены очень, истеричные, у кого-то депрессия", - рассказывает врач-терапевт Виктор Толстухин.

За сутки через лагерь проходит от 300 до 400 человек.

При необходимости новые палатки установят быстро.

"Лагерь будет стоять столько, сколько нужно. Но надеемся, что политическая обстановка в сопредельном государстве поменяется", - говорит начальник донского спасательного центра МЧС России Виктор Панченков.

С собой - максимум пара сумок. В них - вся предыдущая жизнь. Есть и такие, кто не успел даже собрать узелок. Выбегали буквально из-под огня.

"Когда закончится этот кошмар, кто-нибудь нам объяснит? Мы с Поречья. К нам загнали танки. В нас стреляют. За что?" - недоумевает беженка из Краснодона Наталья Юрьева.

Александр слышит подобные слова десятки раз за день. Он доставляет беженцев от границы в лагерь МЧС. Паромщик из ада в рай - его гуманитарная миссия. Поначалу ополченцы провожали свои семьи до самой границы. Теперь всё реже. На линии фронта не хватает людей.

"Вы бы видели их, как они с мужьями расставались. Потому что мужики уходили, понятно, что они уходили на войну", - говорит водитель Александр Степаненко.

По данным ООН, границу России уже пересекли 110 тысяч беженцев. Но у Госдепа США есть и на этот счет сомнения.

Представитель Госдепартамента США Мари Харф: Мы не думали, что эти цифры заслуживают доверия.

Вопрос: Вы думаете, что управление ООН по делам беженцев ошибается?

Мари Харф: Да. Конечно, скорее всего, несколько тысяч перешли границу. Мы просто не видели никаких доказательств. Мы следим за ситуацией. И это не наука. Это в каком-то смысле искусство.

В России ориентируются на то, что видят. По предварительной оценке ФМС украинских беженцев у нас уже почти полмиллиона. Списки на местах обновляются чуть ли не каждые полчаса.

С полицейским сопровождением автобус в Адыгею доехал очень быстро. Беженцев разместили в лучшем общежитии Майкопа.

Детский лагерь в Ростовской области - тоже пункт временного размещения. Был заполнен за одну ночь. Четырьмя автобусами сюда доставили 235 человек.

"Маленькие дети боялись пролетающих вертолетов. Пока мы не решили вопрос с пограничной службой, чтобы определили другой коридор для них. А дети, кто убегал в комнату, кто здесь прятался. Под теннисные столы у нас они прятались", - рассказывает директор лагеря "Пионер" Александр Доброводько.

Детские лагеря и пансионаты на Украине тоже принимают беженцев. Люди с юго-востока, пусть и в меньшем количестве, но бегут от войны в другие регионы. Правда, там ими готовы заниматься только волонтеры.

"Мы на 100% существуем за счет помощи волонтеров - организаций, частных людей. Мы в основном даже и не знаем тех людей, которые нам помогают продуктами, вещами, какой-то работой", - говорит руководитель базы отдыха "Источник" Константин Мельник.

Украинские волонтеры договариваются с пансионатами, они же расселяют беженцев в частные дома. Государство в этом не участвует. А государственные СМИ не жалуют соотечественников с юго-востока.

В Россию едут. Здесь беженцам гарантирована, как минимум безопасность. Тем временем, на юго-востоке Украины остаются не только ополченцы. Мирные граждане, которые нуждаются в помощи. Многие не могут уехать. Но им нужно как-то жить. На этой неделе России удалось убедить соседей пропустить гуманитарный груз. В Донецкую и Луганскую области направлены конвои. В 12 автомобилях - продукты питания и медикаменты. Более 90 тонн.

По-прежнему открыт вопрос с теми, кто пересекает нашу границу. Украинские власти, как будто с чьих-то слов, утверждают, что беженцев у них нет. Но другого названия для тех тысяч людей, что стоят в очереди на пунктах пропуска, пока не придумано.

Каждый час по этой дороге проезжает как минимум один автобус с беженцами. Кто-то едет в аэропорт Ростова и оттуда самолетами МЧС - в отдаленные регионы России. Кто-то продолжает свой путь до ближайших областей и краев. И нет никаких оснований предполагать, что этот поток по дороге жизни скоро остановится.