Вертикаль роста души

 

Эта идея стара, как мир. В первой книги Библии мы видим ее как лестницу Иакова. У христианских святых – снова как лестницу, лествицу Иоанна Лествичника. А сегодня, в изменившемся мире та же самая идея звучит уже не как сказочный идеал Бытия – откровение о мироустройстве и цели человека, и не как пособие для самых высоких представителей человечества, а как призыв к созданию социальной технологии – системы организации общества.

Сегодня говорят о "меритократии": если буквально – то о власти лучших, на самом же деле, не о власти вовсе. А о том, чтобы объем социальных полномочий и социальной ответственности каждого человека определялся уровнем его личностного развития. А так, как уровень этот всё время меняется, то меняется и место человека в обществе.

В общем, ничего неожиданного. Лучшие должны командовать худшими. Добрые – злыми. Честные – бесчестными. Ну, и, конечно, умные – глупыми... Иными словами, нам нужна вертикаль. Живая, динамичная вертикаль роста души: вертикаль ума, доброты, совести... Дальше начинаются вопросы.

Вопрос первый. Умные бывают злыми, а добрые – глупыми. Какая же может быть вертикаль? Правильно: наша душа растет не по одному направлению, а по нескольким. Поэтому одной вертикали не получится – вертикалей должно быть несколько. И области ответственности в обществе у разных вертикалей – тоже разные: изобретатели, исполнители, контролеры, следящие, чтобы выгодное не превращалось в бесчестное или в жестокое...

Вопрос второй (самый неинтересный, но прежде всего приходящий в голову лентяю) – "зъист-то он зъист, да хто иму дастъ?". Не позволит клятая власть. Это ведь кормушка.

Если бы этот вопрос приходил бы в голову хотя бы третьим, его стоило бы обсуждать. Но до разговора о том, а что именно клятой власти нужно предотвратить, чтобы сохранить место у кормушки, вопрос этот является чистой воды трёпом. По одной простой причине: предотвратить это невозможно технически. Хоть перестреляй всех зачинщиков. Тут не нужно прятаться по подполам и играть в революционеров. Более того – обо всем можно говорить открыто. Пусть слушают. Почему? А вот это уже третий вопрос, который надо было бы задать вместо второго.

Вопрос третий, незаслуженно вытесненный со своего законного второго места: а как эту вертикаль (эти вертикали) построить? Как всё это сделать? С учетом того, что известная субстанция обладает свойством всплывать на верх любой вертикали, а наша задача – удержать субстанцию эту в определенных вертикалях внизу. Скажем, профессионал-убийца может занимать высокое место в иерархии профессионалов (убийц), но в иерархии доброты и в иерархии честности он должен быть надежно прикован к нижней ступени. Пока горячим раскаянием не сумеет цепь расплавить. В общем, понятно, что вся мразь полезет наверх всеми правдами и особенно всеми неправдами, и поэтому система вертикалестроения нам нужна мразеустойчивая.

Я был бы неискренен, если бы сказал, что у меня в ящике стола лежит законченная инструкция по строительству вертикалей.

Более того, такой заранее написанной инструкции и быть не может.

Хотя бы просто потому, что защита вертикали от проходимцев не разовое мероприятие, а часть жизни вертикали. Это род игры: проходимцы все время изобретают новые и новые средства обмануть вертикаль (среди них ведь есть крайне изобретательные – обитатели верхних ярусов ствола практического ума), поэтому и вертикаль должна всё время изобретать новые средства самозащиты. Иначе ее схарчат моментально – посмотрите хоть на КПСС.

В общем, инструкции у меня нет. Но у меня есть несколько принципов вертикалестроения. Замечу, что я их не выдумал, а подсмотрел. Где? А вот это очень важный вопрос, четвертый. Давайте сначала о нем, а потом вернемся к третьему – о принципах.

Важнейший факт о вертикалях меритократии – то, что они существуют уже. У нас академики учат аспирантов (студентов – уж точно), а дипломированные учителя – первоклассников. Не наоборот. У нас наверху находятся пусть и очень часто плохие люди, но не бесталанные (в своем деле, конечно: талантливые демагоги, талантливые жулики и т.д.). В общем, вертикали у нас есть ужЕ. И проблема в том, чтобы их улучшить, а не создать из ничего. На практике это не так много меняет. Но теоретически это важно. Речь идет не о фантазии прожектера, а о реальной, подготовленной развитием общества задаче. Ну, а теперь о самих принципах.

Принцип первый. Если человек с рангом N (по некоторому измерению души) называет другого человека по этому измерению души своим учителем, то ранг учителя – N+1. Например, если мой ранг в моей профессии – 5, а я объявляю своим учителем в профессии профессора А., то тем самым я присваиваю профессору А. Профессиональный ранг 6. Иными словами, ранг человека определяется числом "поколений" его учеников. Ранг учителя учителя учителя начальной школы будет равен 4. (Для любителей математической строгости и технических вопросов замечу, что, более корректно определять ранг учителя как N+k, где k – это не 1, некоторая константа между 1 и, скажем, 5, которую необходимо определить эмпирически.)

Принцип второй: открытость и общественный контроль. Если кому-то захочется построить лестницу для себя и он соберет команду из 5 человек, каждый из которых объявит себя учеником другого, а общество этот обман вскроет, то участникам, оказавшимся на вершине лестницы присваивается ранг 0 по ветви "честность".

Принцип третий – кооптация. Если группа людей высокого ранга признаёт, что некто имеет ранг не ниже их собственного, то есть признаёт соискателя равным себе, то соискатель получает ранг этой группы.

Я мог бы продолжить, но давайте пока остановимся на этом. Сказанного достаточно, чтобы понять – речь идет не о прекраснодушном мечтании, а о социальном проекте. Впрочем, "достаточно", конечно, не для всех.