РАБЫ С ГАДЖЕТАМИ ..........етс...
Президент Путин просит Совет Федерации отозвать согласие на использование российских вооруженных сил на территории Украины.
Эксперты и политики уже вовсю обсуждают, какие смыслы скрываются за этой просьбой Путина. При этом ни у кого не вызывает сомнения, что Совфед единогласно удовлетворит президента. Я пишу быстро, но не успею поставить еще финальную точку, как просьба Путина будет удовлетворена. Путин и просьба – вещи несовместимые, оксюморон. Напрашивается историческая параллель со временами земщины и опричнины Ивана Грозного. На царствование был посажен Симеон Бекбулатович. Все правительственные указы писались от имени этого Симеона как настоящего царя. Иван Васильевич не отказывал себе в удовольствии поюродствовать. «Государю, великому князю Симеону Бекбулатовичу Иванец Васильев со своими детишками с Иванцем, да с Федорцем челом бьет. Государь, смилуйся пожалуй!» Через два года Ивану Грозному «царь» надоел, и он отправил того в ссылку.
«Просьба» президента - событие совсем не знаковое. Оно всего лишь очередное подтверждение того, что у нас безболезненно существуют две государственные структуры. Одна структура образована по конституции, в которой предусмотрен основополагающий принцип демократического государства. Разделение властей на судебную, исполнительную и законодательную. Другая существует исключительно по понятию, которое «старо как мир». Государство – это я.
Главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков вместо понятия использует более нежное слуху слово – традиция: «Традиция такая – президент страны у нас, как Генеральный секретарь. Генеральный секретарь – как царь. И эта пирамида принятия решений, где на вершине есть один человек - ну, его команда – она является традицией».
С одной стороны, опереточные демократические декорации в виде Госдумы, Совфеда, Общественной палаты и прочих не работающих социальных институтов. С другой стороны, персонифицированный президент, имеющий практически неограниченную власть.
Именно по неограниченности власти Владимир Путин вполне сравним со Сталиным.
Кстати, сталинская Конституция 1936 года на бумаге была одной из самых «демократических» конституций в мире.
«Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:
а) свобода слова;
б) свобода печати;
в) свобода собраний и митингов;
г) свобода уличных шествий и демонстраций».
Но вся эта «демократическая красота» перечеркивалась всего лишь одной статьей уголовного кодекса – «антисоветская деятельность». Точно такими же были все последующие советские конституции.
Российская Конституция образца 1993 года выглядела гораздо позитивнее и реалистичнее. Она перестала быть просто декларацией. Механизмы в виде конкретных законов позволяли гражданам реально пользоваться правами и свободами. Конец прошлого века тому подтверждение. Потребовалось всего десять лет, чтобы вновь превратить Конституцию в не очень нужную бумагу. Но я бы не спешил в этом винить власть. Она всего лишь пошла навстречу «пожеланиям трудящихся». Хорошо или плохо, но это факт. Пипл бьется в патриотическом угаре и в экстазе любви к своему «отцу нации». Наконец, после дискомфортных лет «демократического безвременья», общество нашло свою старую и уютную нишу – «сиди и не рыпайся, за тебя все решат». «Все вернулась на круги своя».
Всем своим образом жизни мы хотим убедить мир, что демократия не является чем-то универсальным и необходимым. Для других народов демократия, может быть, естественна. Но не для нас. У нас другая историческая и неистребимая традиция. Про нее горько и печально было сказано более 150 лет назад: «Рабы, сверху до низу одни рабы».
За это время мало, что изменилось.. Те же рабы только в профиль. Правда, теперь рабы обзавелись гаджетами, охраной и прочими атрибутами рабства..........
Комментарии