День казачки
День казачки .
Случилось это в июне 1774 года, 240 лет назад. Долгое время празднование Дня казачки было традицией Терского казачьего войска.
в послереволюционные годы казачество, еще с 14 века возводившее свои поселения по Терским хребтам, гребням - отсюда и название Гребенские казаки, подверглось жестоким испытаниям и гонениям. С июля 1918 г. Терская советская республика вошла в состав Северо-Кавказской Советской республики. В марте 1920-го года декретом Всероссийского ЦИКа Терская область была расформирована, а Чеченский (объединённый с Ичкерийским) и Ингушский (объединённый с Нагорным) округа стали самостоятельными территориальными образованиями. 20 января 1921 года Терская область была разделена на Горскую АССР и Терскую губернию. Но в 1921-м году, по окончании Гражданской войны, терское казачье войско было ликвидировано и упразднено новой властью. Часть терских казаков оказалась в эмиграции за рубежом вместе с ВСЮР (Вооруженными Силами Юга России). Оставшаяся часть была подвергнута расказачиванию, раскулачиванию, репрессиям и выселениям. В марте 1921-го года (27 марта - День поминовения Терского Казачества) более 70 тыс. терских казаков в течение суток были выселены со своих родных мест. 35 тысяч из них были зверски убиты по пути на железнодорожную станцию. Как подтверждают исторические документы, «осмелевшие от безнаказанности горцы не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков». А в опустевшие дома казачьих станиц селились спустившиеся с горных селений семьи «красных ингушей» и «красных чеченцев». На 20 января Горская АССР состояла из Кабардино-Балкарского, Северо-Осетинского, Ингушского, Сунженского автономных округов, двух самостоятельных городов Грозный и Владикавказ. Часть территории была передана в состав Терской губернии Северо-Кавказского края (Моздокский отдел), а другая вошла в состав Дагестанской АССР (Хасавюртовский округ) и Кизлярский отдел. Согласно августовскому докладу начальника губернской милиции шло сплочение мелких отрядов «бело-зелёных» в более крупные, «производящие с большей дерзостью и жестокостью нападения на отдельных граждан, хутора, сёла и даже поезда».
Особенно горестной была судьба казачества Наурского и Шелковского районов, переподчиненных, решением Хрущева, в 1957-м году из Ставропольского края к Чечено-Ингушской АССР. То, что произошло с казаками и русскими людьми в этих районах в последующие годы, и, особенно, в 90-е, можно назвать одним словом - геноцид. Согласно далеко не полным данным, в 90-е годы в Чечне было убито боле 21 тыс. русских. До войны русские составляли почти половину населения Чечни, сейчас их менее 8 %.
На момент передачи Наурского и Шелковского районов, казаки составляли там более 80% населения. Сейчас их осталось менее 12 %. В Наурском районе из 48 тысяч казаков, живших тут в начале 90-х, осталось лишь 2.8 тысяч человек. В старинной станице Шелковская из нескольких тысяч человек, осталось лишь несколько семей. Сотни тысяч русских, казаков, стали беженцами, скитаются по миру.
В старинных казачьих станицах, воспетых еще Львом Толстым в повести «Казаки» –Алпатово, Мекенской, Червленной, Ищерской, Калиновской, Наурской, Шадринской, коренных обитателей- казаков почти не осталось. А те, кто не покинул родные края в 90-е годы - поистине герои и заслуживают более весомой поддержки со стороны республики и государства.
В отличие от других народов Кавказа, депортация которых признана, а потомки выселенных получают неплохие компенсации, трагедия Терского казачества до сих пор не получила должной оценки и упорно замалчивается. Возможно потому, что возникнет немало вопросов, прежде всего, почему Терская область была раздроблена на несколько частей и поделана между национальными республиками Северного Кавказа. С тех пор, там неуклонно сокращается русское, казачье население. И, к сожалению, руководство страны не уделяет этому вопросу должного внимания. Давно назрела необходимость принятия комплексной программы по поддержке русского населения, казачества Северного Кавказа. Вместо этого, мы слышим о каких-то мифических «кластерах». Нет цельной, продуманной программы, включающей в себя как политические, так и экономические аспекты, в том числе, возвращение казакам сельхозугодий, домовладений, помощь в развитии бизнеса и фермерских хозяйств. Но, к сожалению, даже те предприятия, которые были в районе, сейчас закрываются, как, к примеру, знаменитый на всю страну Наурский винзавод. Или же с трудом выживают. Почему бы не помочь им адресно? Это бы позволило казачеству окрепнуть, встать на ноги. Но пока дальше декларативных заявлений не идет.
Смотришь на этих красивых, гордых, статных людей и понимаешь, что это - золотой генофонд нации. Потому и стремятся его уничтожить недруги России, как и жителей Новороссии. Слишком непокорные, их трудно сломить и запугать. Они - соль земли, на них вся надежда. И потому Россия не должна их забывать и предавать. Как сказал мне атаман Моздокского городского казачьего общества Виктор Попович, «на земле силы добра и зла сражаются. Именно сейчас будущее мира решится». И на казаков возложена особая миссия. Они, как и в прежние века - на передовой. Они не сдаются, привыкли побеждать. И подвиг наурских казачек 240 лет назад - яркое тому подтверждение.
Комментарии