Сталинский стиль — чем абсурднее, тем убедительней

На модерации Отложенный

«Стиль — это человек», — говаривал Жорж Бюффон. Однако стиль — это и государственная власть. Не зря другой классик, Андрей Синявский, утверждал, что у него стилистические разногласия с советской властью.

Стиль характеризует власть. И в этом смысле мы можем говорить о сталинизации стиля власти в России.

«Типические герои в типических обстоятельствах» — это казус молодых генералов Дениса Сугробова и Бориса Колесникова. Само дело против них, людей, которые по должности занимались борьбой с коррупцией в органах, докладывая о результатах своей работы на самый верх, сконструировано абсолютно в духе сталинских чисток. Это не просто война спецслужб, не просто самопожирание разбалансированной административно-политической системы — это еще и сталинские технологии. На смену одним чистильщикам с широким мандатом на решительные действия идут другие, а предыдущие объявляются преступниками и врагами народа. Как и при Сталине, быть сегодня успешным и высокопоставленным опасно. И уж загадочная гибель генерала Колесникова с последующими беспомощными и пошлыми объяснениями драматургии произошедшего — это в чистом виде 1930-е гг. Даже не карикатура на них.

А приход в 4 утра к Алексею Навальному под предлогом кражи бессмысленной картины — это какая-то дикая инфантильность компетентных органов, которой даже никто не стесняется. Ведь понятно же, что детали истории непременно попадут в интернет, но это никого не волнует. По дикости и глупости эта акция сравнима с выдумками сталинских следователей. Скоро у них Навальный выроет шпионский тоннель от Байкала до Амура.

А поиски вредителей на заводе имени Хруничева?

Ракеты у них не летают — значит, виноваты вредители. Можно снять ремейк популярного кинофильма 1939 г. о вредителях в угольной отрасли«Большая жизнь» — пропагандистскую картину о вредителях в ракетной отрасли, причем с сохранением песни«Вышел в степь донецкую парень молодой», ибо что теперь может быть актуальнее Донецка? Между тем, как ни обидно следователям ФСБ, природа происходящего давно описана народом в стихотворной форме:«Горела, падая, ракета, / И от нее бежал расчет. / Кто хоть однажды видел это, / Тот фиг к ракете подойдет». Какие уж там вредители… Но стиль! Стиль требует монументальных жертв, конспирологии и прямого умысла.

Череда безумных предложений депутатов — не просто признак политической деградации. Это сталинский стиль — чем абсурднее, тем убедительней. С запретами на кеды и высокие каблуки и до академика Лысенко можно доиграться. Но сама атмосфера поощряет и стимулирует такое творчество депутатских масс: то, что вчера казалось абсурдом, сегодня становится законом. Вечером — в куплете, утром — в газете.

Проблема же, пока еще политологическая, вот в чем. Такая абсурдизация политики возможна не в авторитарных, а в тоталитарных обществах. Авторитаризм рассудочен, рационален. Тоталитаризм попахивает приемом у психиатра и нарочитой опереточностью — как в «Покаянии» Тенгиза Абуладзе. Граница между ними эфемерна — как между явью и сном. Не пропустить бы момент перехода.

Автор — обозреватель «Новой газеты»