ТАЙНЫ ДОМА ИНВАЛИДОВ - IV
На модерации
Отложенный
"И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу,
написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями,
И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом:
кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати её?
И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею,
ни раскрыть сию книгу, ни посмотреть в неё."
<small>Откровение Иоанна Богослова,глава 5, стих 1-3</small>
ДОРОГІЯ ДРУЗЬЯ! ЗДѢСЬ, ВЪ ПАРИЖѢ, как и во всём окружающем нас мире, конечно же есть непознанное - но здесь нет непознаваемого!.. В то же время, совершенно ясно, что для большинства из тех, кто впервые читает НЗ, непознанным будет вовсе "весь Париж"... Те же, кто уже знаком с НЗ, абсолютно уверены в том, что нет лучшего источника узнать о тайнах, что хранятся "за семью печатями" - вы ведь не раз уже слышали эту фразу?.. Образ книги, запечатанной семью печатями, происходит из последней, самой таинственной части Нового Завета, - той части Библии, что описывает Будущее (здесь вспомним, что книга - по-гречески и есть библия). Новый Завет завершает пророческое послание Иоанна Богослова, называемое по-гречески «Апокалипсис». И хотя в Апокалипсисе рассказывается о событиях, которые наступят ко Второму Пришествию Христа и станут завершением мировой истории, само это слово вовсе не означает конца света - это лишь Откровение. Кстати сказать, именно отсюда, от Второго Пришествия, это знаменитое "I'll be back", что сказал Терминатор, это "James Bond will return", которым оканчивается каждый фильм об агенте 007, и это "A suivre - Продолжение следует", что вот уже пятый год подряд (!) по традиции завершает каждую Нескучную Заметку.
Согласно имеющимся толкованиям, книга с семью печатями есть книга судеб Божиих, и снять печати с неё смог только Христос, которого Иоанн увидел в обличии «закланного Агнца». Агнец постепенно снимал одну печать за другой и перед любимым апостолом Христа открывались картины конца времен в их последовательности. Вот откуда происходит выражение о семи печатях, и о Великой Тайне, скрытой за ними. «семь печатей», «семь дней творения», «семь светильников», что освещают Тайну, «семь столпов», на которых стоит мир и т.д. – всё это символизирует 7 принципов, 7 ключей к постижению любого явления.
Постигая тайны Дома Инвалидов, я написал для вас, мой Читатель, вот уже три Нескучные Заметки, и настоящая - уже четвёртая!.. Надо сказать, что столь продолжительного цикла, посвященного одному лишь парижскому месту и явлению, за пять лет существования НЗ ещё не было: однако всё - в руках Господних, и вполне возможно, что для того, чтобы разгадать ТАЙНЫ ДОМА ИНВАЛИДОВ нам понадобятся как раз именно семь частей?... Мудрость моего читателя, конечно же, позволяет ему понять, что раскрыть тайны до конца не хватит даже и семи жизней, и не зря в Святом Писании сказано, что нет никого, кто мог бы снять все семь печатей, но по меньшей мере - мы с вами будем знать о наличии этих тайн, и возможно - слегка приблизимся к пониманию их разгадки - в этом ваш покорный слуга и видит свою миссию.
Не удивительно, что здесь, в Париже, вполне можно увидеть всё то, о чём говорится в Откровении: и ту самую книгу с семью печатями, и менору - тот самый семисвечник, и того Агнца, в образе которого Христос сломает семь печатей - всё это мой читатель увидит чуть ниже... Но обо всём по порядку. Важно сказать, что сам по себе Дом Инвалидов, как богоугодное заведение, основанное самим королём для своих подданных, хотя и был неповторимым - но был вовсе не единственным в Париже. Первым был Валь-де-Грас (фр.Val-de-Grâce), французский военный госпиталь для офицеров, который успешно действует и в наши благословенные времена, играя роль французского аналога московской ЦКБ. Фактически парижскую больницу оплатила мать Луи XIV - Анна Австрийская, в ознаменование счастливейшего принятия бремени вышеозначенным Монархом - что случилось, наконец, впервые почти за четверть века!..
При больнице, краеугольный камень в основание которой был положен 1 апреля 1645 лично самим Королём-Солнце в возрасте 7 (!) лет, несомненно, была и церковь. Купол этой церкви создал тот самый мансаровский дядя/деда - изобретатель тех самых мансард, Франсуа Мансар, чей чертёж так ловко использовал при строительстве купола Дома Инвалидов его внучатый племянник Жюль-Ардуэн Мансар. Примечательно, что это была вообще первая купольная церковь во всём Париже. Церковь та расположена на том же левом берегу, что и Дом Инвалидов - всего в нескольких шагах от Пантеона, по адресу 74 Boulevard de Port-Royal: непременно рекомендую к посещению!
Вторым объектом, направленным ко социальной защите королевских подданных, послужил госпиталь Сальпетриер - его Луи XIV приказал основать в возрасте 16-ти лет, и по большей части был то госпиталь женский. Позднее случилось так, что посетительницами того медучреждения становились всё больше истерички и прочие неуравновешенные эмоционально особы, и вскоре Сальпетриер превратился в парижский аналог московской Кащенко. Примечательно однако, что вовсе не в Кащенко, а здесь, в Париже, в Сальпетриере работал чрезвычайно знаменитый не здесь, а как раз в России своим популярнейшим до сих пор там старомодным душем Жан-Мартен Шарко, а также его прилежный и бородатый ученик Зигмунд Фрейд.
Громадный же плафон купола Валь-де-Грас блестяще расписал носивший титул Первого Живописца Короля 50-летний Пьер Миньяр, - то был поистине апогей его славы, как художника, и это именно ему, 10 раз писавшего короля и его семейство и не раз проверенному в деле, и было поручено расписать купол Дома Инвалидов - дела, предназначавшегося стать апогеем славы уже самого Короля!.. Для нового купола Миньяр предложил новый сюжет - о военных победах Короля-Солнце, ведь библейские события вновь рисовать ему было уже скучно, и понятно, что ему уже хотелось новой похвалы и новых отличий!.. Но случилось невероятное! Фреска на куполе Валь-де-Грас, повествующая об Откровении Иоанна Богослова, вдруг стала осыпаться, словно Кто-то желал скрыть Тайну, показанную прежде времени... Менее, чем через сто лет, к наполеоновским временам, от огромной фрески на всем куполе оставалось лишь два небольших пятна - в этой связи рекомендую всем посмотреть на неё сейчас, после восстановительной реставрации!.. Кроме плафона в Валь-де-Грас, Миньяр прославился ещё и росписью дворца Сен-Клу под Парижем - свидетеля восхождения Наполеона Бонапарта и впоследствии одной из императорских резиденций, но в 1870, словно в ознаменование Человека В Пальто, родившегося в этом году в Симбирске, коммунары сожгут Сен-Клу вместе со всеми фресками!..
Не менее загадочна была и кончина художника - 83-летний Пьер Миньяр скончался в тот самый миг, когда заканчивая портрет святого Луки (евангелиста, создавшего первую икону и оттого покровительствующего всем художникам), рисующего Деву Марию с Сыном (фактически копию известного полотна Эль Греко, написанного им за сто лет до этого), осмелился уравнить себя с Несравненными и пририсовал сбоку свою фигуру... Примечательно, что произошло это печальное событие - где бы вы думали?!.. - в доме 23 на уже известной вам улице Ришелье!..
Вспоминая об улице Ришелье, которая удивительным образом объединила всех героев ТАЙН ДОМА ИНВАЛИДОВ, моему читателю наверняка вспомнится один её житель, чью шампанскую фамилию я велел запомнить ещё в первой части. Но об авторе портрета и кардинала Ришелье, и кое-кого ещё - чуть ниже, а пока стоит вспомнить Шарля-Николя Кошена, точнее - Ш.-Н. Кошена Старшего, прекрасного французского гравера, который в жил на самой старой улице Парижа - улице Сен-Жак, и который в 1736 году проиллюстрировал "Историческое описание Королевского Дома Инвалидов" - ваш покорный слуга лично листал это издание в библиотеке, одну гравюру из которого в Доме Инвалидов демонстрируют с большой гордостью, как точно воспроизводящую декор купола Собора: да только точно ли?... Вот та гравюра перед вами (картинка кликабельная):
Название этой гравюры - невероятно длинное, но его следует воспроизвести непременно полностью, ибо читателю думающему оно многое объясняет: "Святой Луи в королевском облачении выходит к Славе, и представляет Иисусу Христу, сидящему в окружении своих Ангелов, свой меч, который он побеждал врагов во Имя Христа".
Обратите внимание: не отдаёт Христу свой меч, - (на-ка, мол - теперь Твой черёд крушить всех неверных), - не протягивает его Христу, как объясняют этот сюжет во всех русских путеводителях, лениво списывая одно и тоже друг у друга, а лишь представляет, предъявляет, показывает его Христу.
Здесь важно понимать, что Христу никакие, даже королевские мечи ни к чему, его оружием является Любовь и об этом лентяи, пишущие в России, напрочь забывают. Святой Луи, будучи крестоносцем, не может и отдать свой меч крестоносца никому - ибо в тот же миг перестал бы крестоносцем быть, нарушив свою клятву носить свой меч, как крест. Святой Луи, не выпуская меча из рук, лишь протягивает его Христу для благословения, не закрытой ладонью, угрожая, а рыцарским жестом, развернув ладонь вверх - эти детали чрезвычайно важны. Христос же благословляет все победы, добытые этим Мечом, придавая миссии Ордена Крестоносцев особое, священное значение, ибо всё, что совершено было воинами - совершено всегда праведно, всегда - во Имя Христово. В этом - особый морально-политический смысл этого сюжета, представленного именно в воинском объекте.
Рассматривая гравюру выше, внимательный читатель заметит некоторую странность: св. Луи держит меч не в правой, а отчего-то в левой руке, да и Христос благословляет его левой, держа в правой скипетр (примечательно, что увенчанный бурбонской лилией). Как оказалось, секрет тут прост - старик Кошон неверно нарезал свою гравюру, фактически отобразив её зеркально!..
Примечательно, что сами музейщики на это также не обращают никакого внимания. Вспоминая, как пару лет назад лишь по замечанию вашего покорного слуги музейщики Эрмитажа спустя десятки лет (!) наконец-то исправили перепутанные подписи к картинам, здесь пришлось вносить исправления уже самому, и вуаля: они перед вами - теперь, наконец, всё встало на свои места:
Ошибка старика Кошена и понятна, и даже - простительна: вполне возможно, что он-то уже дрожал от ужаса, когда осознал вдруг, что неверно вырезал гравюру, но ведь столько ручного труда немолодого уже гравера!.. Примечательно, что в РФ и в наши благословенны дни от совершённых ошибок вовсе не дрожат, а напротив - широко улыбаются и почти смеются, - тем более, когда перевёрнутые фрески Микеланджело без стыда демонстрируют даже собственному Президенту. Невесело наблюдать, что подмена им не была раскрыта и лихо прокатила, что рассмешило показывающую ещё больше. Понятно также, отчего вдруг стал невесел и сам Президент, весело воткнувший было свой палец поперёк Самому Господу Богу: от жуткой истории о том, как закончил свои дни Пьер Миньяр, мигом похолодеет душа у каждого...
Для того, чтобы знать наверняка, какой же именно рукой Господь Бог сотворял Адама, советую каждому поехать в Рим. Для того же, чтобы убедиться в какой именно руке следует держать скипетр, в Рим уже ездить не обязательно - достаточно выйти из Собора Инвалидов, и посмотреть на статую св. Луи при входе (картинка кликабельна): в левой руке - терновый венец Христа, в правой - тот самый скипетр с бурбонской лилией:
Со времён св. Луи европейская традиция совсем не изменилась - недавно это в очередной раз было уверенно продемонстрировано всем без исключения:
В какой руке следует держать державу - второй символ королевской власти, - показано на второй скульптуре: статуе Карла Великого, короля франков и императора Запада, что также расположена у входа в Собор Инвалидов. Кстати, именно его, но уже конную статую, вы не раз могли видеть у Собора Нотр-Дам.
Как и обещал выше, оставляю своего читателя в размышлениях над общим и различным между двумя превосходными работами - картинки максимально качественны и кликабельны: куполом офицерской церкви Валь-де Грас и куполом королевской церкви Дома Инвалидов: все сходства и отличия мы разберём с вами вместе в следующей, уже V-ой части!..
Комментарии