Европейский Китай

 

Вообще-то, я хорошо понимаю людей, у которых сводит челюсти при словах "особый путь", "русский мир" и т.п.. У меня у самого сводит. Когда я вижу, кто, какие люди, и зачем, в каком контексте, говорит эти слова. Есть люди, которые перепачкают самые высокие слова – стоит им только их произнести.

Но работа историософа-метаисторика, осмысляющего такие явления, как цивилизации, судьбы народов, отличия между народами и т.д., состоит в том, чтобы воспринимать такие вещи внеэмоционально и анализировать не личность произносящего слова, а социальные, культурные, исторические и этнопсихологические явления, которые в словах выражаются.

А такой анализ открывает вещи для нашей историософской культуры неожиданные. Впрочем, давайте по порядку.

Так уж получилось, что наиболее умные и наиболее приличные наши люди уверены в существовании столбовой дороги истории, по которой народы идут вслед за лидером – Европой. В чем они правы и в чем неправы?

Правы в том, что есть исторический прогресс – история делает человечество лучше. Правы в том, что лидером этого прогресса является СЕГОДНЯ Запад – созданная им цивилизация лучшая из того, что было создано человечеством. Правы в том, что весь мир учится у Запада. И Япония, и Китай. И Россия. Правы и в том, что Россия у Запада не доучилась и что нам нужно доучиваться.

В чем неправы? Неправы в том, что слишком упрощенно представляют исторический процесс. Во-первых, этот процесс не столбовая дорога, а несколько троп, ведущих на гору по разным склонам. Во-вторых, в движении по этим тропам лидеры время от времени меняются.

В общем, не видеть такой смены лидеров трудно: даже люди, очень мало знающие историю, не могут не видеть, как на смену лидерам-египтянам пришли лидеры-греки, которых сменили лидеры-арабы, а тех – лидеры-европейцы. Живя на одном склоне горы, увидеть ее другие склоны сложнее, но и здесь без особо глубоких познаний в истории можно заметить, что цивилизация буддистского Китая была не ниже, хотя и совсем другой по сравнению с исламской цивилизацией, а цивилизация доколумбовой Америки  была совсем другой, но соизмеримой по уровню с античной цивилизацией.

В целом, если смотреть на историю культурного человечества, то мы видим три потока, сливающиеся постепенно в один, общий.

Но в каждом из этих потоков вода своего цвета, и при слиянии (как это произошло с прибытием в Америку европейцев или как это происходит сейчас при вестернизации Дальнего Востока) начинаются весьма сложные "химические" процессы. Индейская "вода" в Америке не заменилась европейской, а создала очень интересный синтез, мало пока понятый даже самими американцами. То же происходит и на Дальнем Востоке. Китай, а раньше Япония, не стали и не станут "Дальневосточной Европой". Процессы, которые идут там, гораздо сложнее.

Но для нас важнее третье непонимание сторонников идеи столбовой европейской дороги. Когда высокая цивилизация распространяет свое влияние на менее развитые народы, она одни народы поглощает полностью,  включая их в свой состав, а на другие только влияет, сохраняя их "самость". Легче всего это видеть на примере арабов. Они захватили огромное количество народов, превратив эти народы по сути в себя, в мусульман одной общей, исламской культуры. Но в Испании, а еще сильнее во Франции их движение остановилось: влияние (особенно в Испании) исламской культуры было сильнейшим. Но не поглощающим. В европейцах жило нечто, что удержало их от растворения в несравнимо более высокой исламской цивилизации и что заставило их создать свою еще более высокую.

С европейской цивилизацией сегодня происходит нечто похожее. Она полностью "растворила" в себе многие народы Европы – Скандинавию, например. Возможно, хотя здесь ситуация и гораздо более сложная, ей удасться растворить без осадка и некоторые славянские народы, как, например, чехов или словенцев. Но в отношении русских (я говорю, естественно, о "русскоязычных" – людях русского языка и русской культуры) ситуация выглядит совершенно по-другому: наше сопротивление европеизации очень напоминает сопротивление испанцев исламизации тысячу лет назад.

Если же добавить к этому, что смена исторического лидера происходит примерно раз в 500 лет (мы видим такие смены регулярно в течение последних четырех тысяч лет) и что последняя смена произошла как раз 500 лет назад, то становится понятно, что мы наблюдаем сегодня  рождение нового лидера.

Для человека с развитым чувством юмора смешно, конечно, думать, что им может быть Россия. Но в том-то и дело, что новорожденные богатыри редко поражают свои будущим величием. Роды – вообще омерзительное зрелище.