Усачи

 

История эта началась прошлым летом. Похолодало, пошли дожди, у меня закончились дрова. Мы с мужем решили, что не случится большой беды, если мы отпилим часть упавшей ели. Ель эта рухнула давно как раз поперёк тропинки, и теперь народ делал солидную петлю, чтобы пройти в лес.

Сказано-сделано – муж зарядил бензопилу и распилил ствол как раз посередине, заодно расчистив и полузаросшую тропу. А я, наблюдая как он пыхтит над огромной елью, прибавила трудности, попросив оставить кусок ствола побольше. Уж очень давно мечтала я поставить дома кусочек настоящего дерева. Но в городе это слишком, а вот на даче в самый раз. И снова он не стал возражать. Так у меня на кухне появилась еловая колода высотой поболее метра, а в диаметре почти шестьдесят сантиметров. Колода эта вполне себе уютно разместилась между печью и раковиной. Потом оказалось, что на неё очень удобно ставить вымытую посуду или горячие сковородки с печи.

При заготовке дров, смутил меня один факт. Из сухой древесины начали вываливаться крупные и весьма упитанные личинки, которых я собрала на блюдечко, отнесла в дом и принялась рыться в справочниках. Но справочник по жукам у меня старый с рисунками вместо фотографий, а на рисунках личинки похожи одна на другую как братья-близнецы. Поломав голову над этой задачей, сопоставив размеры, я решила, что, скорее всего, это рогохвосты. Личинок отнесла и засунула в самую дальнюю часть поленницы, которую не собиралась использовать в этом году, смутно надеясь на то, что они сумеют забуриться в дерево и благополучно перезимуют. Как-то между делом мелькнула мысль, что вот приеду в следующее лето, а по комнате кружит целый взвод рогохвостов – вот устрою фотосессию!

И всё забылось…

Переехав на дачу в этом году, я обнаружила у моей колоды новый талант – она начала трещать. Это был тихий, но звонкий треск-хруст, так капала бы вода или пощёлкивали  дрова в печи. Не раз вставала я ночью, чтобы проверить трубу под  раковиной на предмет протекания, или заглянуть в печь, задавая себе вопрос – когда и зачем я её затопила? Но труба была суха, а печь холодна.

Разгадка пришла скоро. Я как раз мыла посуду, когда на руку с тихим, густым гудением приземлилось фантастически красивое существо. Нет, не рогохвостов я собирала в прошлом году, а усачей дровосеков. Жук был крупным, с изящным рисунком на спинке и относительно небольшими усами – дама. Усачиху я вынесла в сад, на небольшой газончик из диких трав. Но взлёт с травинки оказался неудачным. Усачиха упала, перебралась на камень, некоторое время набиралась храбрости, конфузливо косясь на объектив, сосредоточилась и улетела.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Второй дровосек объявился поздним вечером. Я чаёвничала перед сном, когда привычный хруст-треск усилился и завершился гулким стуком – по полу помчался жук без рисунка, но с роскошными усами, превышающими размер хозяина вдвое. Это мальчишка, сообразила я, бросаясь за фотоаппаратом. Кавалер оказался не столь любезен.

Брыкался, как конь, пребольно цапнул за палец и злобно пищал. Источник писка не установила. Скорее всего, это был скрип надкрылий, но уж очень походило на разгневанный писк. Успела фоткнуть один раз, после чего вынесла на старую рябину под окном. Лес рядом, сам разберётся, куда лететь.

7.

Спотыкаясь в потёмках, но с чувством выполненного долга добралась до двери, открыла и замерла – с пола на меня таращился брат второго номера, номер три. С ним церемониться не стала, ухватила за усы и отправила на рябину. С душераздирающим писком третий номер скрылся в темноте.

Номер четвёртый был обнаружен котом. Кузя попытался обнюхать пришельца, тут же с жалобным мявом подпрыгнул, пытаясь стряхнуть с усов повисшего дровосека. Кота спасла, усача на рябину.

Пятый испугал меня до смерти, решив ночью прогуляться по голове, но запутавшись в волосах. На рябину.

Шестой обнаружился ранним утром. Он сидел перед кроватью на полу, печально развесив усы, и смотрел с грустью. Этого оставила на ближайшем камне.

8.

Сильно озадачил меня, затесавшийся в однородную компанию дровосеков, усач ступенчатый, который, если верить справочнику, специализируется на стволах дубов и берёз. Почему он выбрал ель, почему оказался единственным, остаётся лишь гадать.

9.

10.

11.

Ещё какое-то время я держалась за свою «подставку для посуды». После появления  двенадцатого жука сдалась и попросила мужа вытащить  колоду на улицу. Последнего дровосека видела вчера на крыльце. Он разгуливал по ступеньке, видимо, продумывая дальнейший маршрут

Итак, дровосек. Этот крупный жук – около трёх с половиной сантиметров – записан в команду вредителей безоговорочно, с чем я совершенно не могу согласиться. Повреждает он в первую очередь упавшие ели, пихты, сосны и лиственницы. Лишь при массовом размножении может замахнуться на ослабленные и молодые стоящие деревья. Самка выгрызает углубление, откладывает одно яйцо, затем личинка прогрызает глубокое отверстие, где и развивается в течение года. В мае молодые жуки устремляются на волю, чтобы продолжить жизненный круговорот. Именно это, благодаря весьма эксцентричной идее заиметь стойку для посуды в виде ствола упавшей ели, я и наблюдала целый месяц. Судить о силе жучиных челюстей (правильное название сего важного инструмента мандибулы, и они, в большей степени, играют роль рук) можно по дырам, которые выгрызли мои усатые приятели, прокладывая себе путь на свободу.

12.

Признаюсь честно, я очень рада своей причуде. Ведь встретить усача в лесу, рассмотреть его на фоне древесной коры, трудно.  Вряд ли удалось бы мне сделать эти снимки и познакомить вас с таким красивым жуком.

p.s. А моя колода теперь похожа на швейцарский сыр.