Взгляд из Германии на Южный Поток

Как вы знаете, некоторое время назад Болгария и Сербия заявили о приостановлении работ по строительству газопровода «Южный поток» до разрешения всех претензий со стороны Еврокомиссии. 
В начале июня 2014 года представитель дирекции по внутреннему рынку и услугам в Еврокомиссии Chantal Hughes потребовала от официальной Софии разъяснений по поводу строительства участка газопровода «Южный поток» в Болгарии. Чиновница официально озвучила позицию главы Еврокомиссии José Manuel Barroso, который в последние месяцы неоднократно высказывал опасения в том, что при проведении конкурса на строительство болгарского участка были нарушены правила внутреннего рынка Евросоюза. 

В чём же суть конкретных претензий ? Во-первых, в Брюсселе считают, что тендер на постройку газопровода по территории Болгарии был проведён с нарушением антимонопольных правил Евросоюза. Утверждается, что в этом конкурсе не смогли принять участие все заинтересованные кампании из государств ЕС. Во-вторых, ссылаются на нормы «Третьего энергопакета» ЕС, которые в данном случае якобы не учитываются. Данный пакет реформ по газу и электроэнергии, принят ЕС ещё в 2009 году, включает в себя 6 законодательных актов, и предусматривает «ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны». В переводе на человеческий язык это "поставщик газа не должен владеть трубой и наоборот". Речь идёт о том, что Еврокомиссия пытается разделить бизнес по продаже и транспортировке газа, что должно повысить конкуренцию и позволить выйти на рынок новым игрокам. По мнению Брю-ля, при строительстве «Южного потока», который идёт из российского порта Джубга по дну Чёрного моря до побережья Болгарии и далее на север Италии, эти соображения не учитываются. Чиновники Европы хотят добиться от «Газпрома», чтобы российский монополист дал возможность доступа к трубопроводу и другим поставщикам газа, а также передал управление европейской частью трубы независимому оператору. До прояснения всех этих моментов болг-я, а вслед за ней и срб-кая сторона приостановили все строительные работы на «Южном потоке». 

Надо отметить, что позиция Брюсселя в минувшие месяцы неоднократно претерпевала изменения.

Причём эти шатания из стороны в сторону еврочиновников происходили ещё до украинского кризиса и до угроз применения экономических санкций к России. То требовали жёсткого учёта всех положений «Третьего пакета», то вдруг начинали намекать на возможность заключения устраивающего всех компромисса. Так, ещё в начале мая комиссар по энергетике от Германии Гюнтер Эттингер заявлял, что «не имеет принципиальных возражений» по поводу реализации «Южного потока». После недавнего визита делегации американских сенаторов в Болгарию претензии опять возникли. 

Вообще-то, это уже не первое такое действие Брюсселя против газопроводов, инициатором строительства которых является немецкая сторона. По аналогичной схеме развивались события и в отношении «Северного потока», идущего из России по дну Балтийского моря в немецкий Грайфсвальд. Еврочиновники также пытались его жёстко привязать к нормам «Третьего энергетического пакета» ЕС. В результате, однако, между Брюсселем и Москвой был достигнут некий компромисс, который выразился в строительстве дополнительных ответвлений от основного газопровода. В итоге все остались довольны, а «Северный поток» тут же стал соответствовать всем европейским законодательным положениям. 

Это сравнение позволяет с большой долей вероятности сделать вывод о том, что речь идёт об обычном политическом торге, о противостоянии интересов «Газпрома», а значит России, и Еврокомиссии, где каждая сторона пытается разыграть свою карту. Возможно, что «Газпрому» придётся в конце концов согласиться выделить квоту для других поставщиков газа: для независимых российских компаний или для Азербайджана и стран Средней Азии. В Евросоюзе все будут довольны и дадут разрешительную отмашку. Не надо забывать и о собственных интересах «малых стран» вроде Болгарии или Сербии, которые также хотят получить в Брюсселе или Москве свой кусок пирога и делают поэтому сейчас громкие заявления о приостановке работ. Всё это должно быть очень обидно для Киева. Ведь мнение Украины здесь никто не спрашивает: ситуация в этой стране – лишь предлог для большого торга, по окончании которого «Южный поток» всё равно будет построен.