"Киевский Патриархат": причины раскола и следствия трагедии

Помните притчу о венике, когда дети по просьбе отца не смогли сломать его, но после, разложив веник по прутикам, достигли поставленной задачи? Разделение – всегда плохо. Современная ситуация с православными церквями в Украине отдаленно напоминает эту притчу. Проводя аналогию дальше, можно сказать, что от веника отделили несколько прутиков, ослабив его и, что хуже, сделав уязвимыми эти прутики. Мы начинаем цикл публикаций о тех, кто отделился от Православной Церкви, о религиозных группах, которые сами подвергаются смертельной опасности и подвергают других.

 Истории известны примеры возвращения заблудших чад Церкви из раскола, но, увы, этих примеров немного. Гораздо больше людей за последнее столетие ушло в раскол. Сегодня в Украине действуют различные религиозные группы, наиболее массовая из которых – так называемая «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата».

 

Так называемая «УПЦ Киевского Патриархата» не признана ни одной автокефальной православной церковью, то есть является неканонической. Поясняя это явление, протоиерей Дмитрий Яковенко, клирик одесского Свято-Преображенского кафедрального собора, приводит следующую аналогию: «Представьте, что человек работает в милиции: он вправе кого-то задержать и отвести в отделение. Допустим, он уволился или его уволили – он потерял такое право. Но у него осталась милицейская форма, он подделал себе удостоверение и, подойдя к вам на улице, может вас обыскать. Вы не знаете, что он уволен, и можете разрешить ему это сделать. Но он вправе это делать? Конечно же, нет. Так же и с раскольниками: внешне все то же самое, и человек со стороны не отличит православной службы от раскольничьей. Но Таинства недействительны, эти «священнослужители» не могут принимать исповедь, причащать, венчать, отпевать. Таким образом, прихожане остаются без Таинств, а от благодатности Таинств напрямую зависит спасение. То есть раскольники – это шарлатаны, обманывающие людей, которые не получают главного – духовного спасения. Ни одна поместная православная церковь не признает УПЦ КП. Эта «церковь» сформирована на политике».

 

Исторические предпосылки раскола

 

Деятели «Киевского Патриархата» часто пытаются обосновать свое право на существование историей Православной Церкви в Украине, но Киевского Патриархата никогда не было. До присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату наша Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата, но автокефальной УПЦ никогда не была. В «Историко-канонической декларации УПЦ КП» (программный документ, принятый на раскольничьем «Архиерейском соборе») приведен еще один исторический аргумент: «Еще одним фактором для провозглашения автокефалии является политическая независимость народа, среди которого соответствующая церковь несет свое служение. Во время принятия решения об автокефалии принимается во внимание мнение государственной власти соответствующей страны». Печально, когда Церковь из-за чьих-то убеждений должна зависеть от политической конъюнктуры. Конечно, мы не можем этого избежать, но декларирование этого положения как основополагающего принципа наталкивает на мысль о чьей-то заинтересованности в создании такой организации, как «Киевский Патриархат». Как говорилось в начале 1990-х, «Незалежній державі – незалежну Церкву».

 

Абсурдный тезис, потому что Глава Церкви – Христос, и Он основал Церковь две тысячи лет назад. Зачем создавать новые? В то же время у нас есть автокефальные церкви: Сербская, Румынская, Русская и др. Их появление было обусловлено глубокими историческими причинами. К примеру, Русская Церковь стала автокефальной де-факто в 1448 году, когда после Ферраро-Флорентийского собора (1438-1445) появилась реальная угроза православия на Руси. Константинопольские иерархи заключили с Папой Римским унию и юридически вошли в состав Католической Церкви. На Руси настала необходимость осудить Флорентийскую унию и отделиться, иначе бы Русская Церковь стала униатской. Подобных аргументов для автокефалии у «Киевского Патриархата» нет. Основной декларируемой причиной раскола является желание «независимости украинской церкви». Но Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом), пользуется правами широкой автономии: избрание предстоятеля, избрание и посвящение епископов, свой Священный Синод, свои синодальные отделы.

 

Любой приход, по решению приходского совета, может совершать богослужение на украинском языке и т. д. Имея столь широкие права, Украинская Православная Церковь сохраняет молитвенно-каноническое единство со своей Матерью-Церковью – Русской Православной Церковью, а через нее и со всеми поместными церквями. «Подчинение Московскому Патриархату является больше подчинением любви и братства, – поясняет отец Дмитрий Яковенко. – Человеку, который хочет спастись, все равно, кто ему протянет руку спасения: русский или украинец, тем более что у нас служат украинцы. Поэтому это больше демагогия, пустословие и политика, но, к сожалению, и погибель для многих человеческих душ». Фактически раскол породило желание ряда бывших иерархов Православной Церкви (в первую очередь Филарета Денисенко) самовластно управлять хоть какой-то церковью. Филарет (в 80-х – митрополит Киевский) начал движение к автокефалии после того, как его не избрали Патриархом Московским и всея Руси после смерти Патриарха Пимена. Тогда Патриархом стал Алексий ІІ, несмотря на то, что Местоблюстителем патриаршего престола до собора был Филарет. За этим последовали известные события: захваты храмов и избиение клириков и верующих, не желавших признавать эту «церковь». Еще одним печальным фактом стало принятие Филаретом «благословения» от экстрасенса Гагика Авакяна, которому он позволил возложить себе руки на голову (!) и прочитать молитву. Позже Филарет дал его последователям интервью, в котором сказал, что Авакян является «целителем от Бога». Печально, что подобное позволяет себе человек, называющий себя «патриархом Киевским»…

 

                                        

 

Разве национализм – краеугольный камень религии?

 

Люди с древних времен относили себя к какому-то из народов. Патриотизм и сейчас остается важной составляющей мировоззрения многих православных христиан. Любовь ко Христу, соединенная с любовью к Родине, много раз приносила хорошие плоды. Но, к сожалению, встречаются случаи, когда люди, читавшие слова апостола Павла: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (1 Кол. 3:11), говорят о «национальной Церкви». В конце 80-х – начале 90-х Православная Церковь сделала все возможное, чтобы избежать обвинений со стороны патриотически настроенных граждан, УПЦ МП получила широкую автономию. Одним из факторов роста количества прихожан у «КП» являются их националистические взгляды, часто же просто ненависть к русским, тождественная ненависти к коммунистам, память о злодеяниях которых особенно сильна в западных регионах страны, для них неприемлема «московська церква». Крайние формы национализма редко приводят к чему-то хорошему, в нашей стране они усугубляют раскол, стимулируют появление всевозможных неоязыческих и прочих нехристианских учений. Прискорбно, когда «идея нации» затмевает Бога. Человек, который истинно любит Церковь как мать, положит душу свою, чтоб она не была разделена.

 

                                        

 

Нужна ли сейчас автокефалия Украинской Православной Церкви?

 

Наблюдая за церковной ситуацией в Украине и мире, неискушенный обозреватель может посчитать вполне обоснованным и необходимым получение независимости (автокефалии) Украинской Православной Церковью. Давно существуют автокефальные церкви: Румынская, Сербская, Грузинская, Болгарская… и кажется на первый взгляд, что Украина с ее тысячами приходов, множеством верующих, богатым духовным опытом давно должна была получить автокефалию. Но на самом деле историческая основа получения независимости вышеперечисленными автокефальными церквями – иная, отличная от украинской. Они сразу после официального принятия христианства образовывались как национальные.

Сейчас разделять нашу Церковь – резать по живому вековой союз восточнославянских народов, в первую очередь русского и украинского. Разделение церквей непременно вызовет широкую волну протестов верующих в восточных и южных регионах нашей страны, где верующие очень ценят братскую любовь двух народов. В западных регионах страны непринятие идеи духовного единства двух народов, в первую очередь, связано не с национальной враждой, а с неприязнью к советской власти, коллективизации, с разрушением храмов и другими процессами, которые у наших галицких братьев ассоциируются с русскими (которые на самом деле пострадали от террора большевиков не меньше). Есть надежда, что память о прошлом, становясь более объективной, однажды восстановит историческую справедливость, устранив безосновательную межнациональную вражду.

 

                                        

 

Ситуация в Одессе

 

В Одессе в настоящий момент так называемая «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата» представлена тремя храмами: Храм Рождества Христова (кафедральный храм и епархиальное управление), ул. Пастера, 5а; «епископ» Марк (Гринчевский) (назначен на этот пост 8 марта сего года); Свято-Троицкий храм на ул. Среднефонтанской в парке Космонавтов; Храм Георгия Победоносца (Юрія Переможця) на ул. Воробьева 36/1.

По «благословению» «патриарха Филарета» в 2003 году в Одессе был открыт Украинский южный богословский институт имени Василия Липковского, но сейчас этот проект фактически прекратил свое существование. Малое количество храмов говорит о том, что одесситам чужд раскол. Когда несколько лет назад в Одессу приезжал Филарет, горожане встретили его акциями протеста, показав, что им не нужен ни расстрига, ни раскольник. Была попытка открыть в Одессе «семинарию», но замысел не увенчался успехом.

 

         

 

«Господи, соедини их Святей Твоей Соборной и Апостольской Церкви…»

 

Православные всегда рады принять своих заблудших братьев из «КП», но только путем покаяния, как это делалось в нашей Церкви сотни лет. Чада канонической Украинской Православной Церкви ждут возвращения братьев, находящихся в расколе. Ежедневно Церковь молит Бога: «Соедини их Святей Твоей Соборной и Апостольской Церкви, да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое во веки веков. Аминь».

«Киевский Патриархат» также декларирует желание объединения. Однако обвиняет УПЦ МП во множестве грехов: искажении христианского учения, нарушении канонов, хуле на Святого Духа (информация из той же «Историко-канонической декларации») и прочих. Как резюмирует отец Дмитрий: «Нужно найти смирение всем: нам – постараться понять этих людей и показать, в чем их ошибка. Но этим людям нужно иметь подвиг и смирение сознаться, что они не правы и что политика – не причина для отделения от Церкви».

 

Владислав Водько

Алексей Попов