ДОРОГІЯ ДРУЗЬЯ! ЗДѢСЬ, ВЪ ПАРИЖѢ, золотистый купол Дома Инвалидов - а мой внимательный читатель знает, что Dôme - это и есть Купол, - составлял известнейшую вертикаль города и служил не только всеобще узнаваемым городским символом, а заодно - и блестящим символом лучших достоинств французского короля, - ещё задолго до постановления в нашем Парижике невероятно знаменитой в России Эйфелевой башни.
О любопытной истории его постройки, равно как и о создании самого Дома Инвалидов, а позднее в его стенах - Музея Армии, я уже рассказывал в Нескучных Заметках пару лет тому назад, посвятив этой теме целую трилогию - возможно, перечитать её ещё раз покажется интересным моему читателю, а потому предлагаю конкретные ссылки:
Как уже твёрдо убеждён мой читатель, в Париже вообще и в Доме Инвалидов - в частности, до поры сей сокрыто огромное множество разнообразных секретов и тайн. Часть из них уже стала известной прибывающей в Париж русскоязычной публике благодаря вышедшей совсем недавно здесь, в Париже, моей книжке ГРОБНИЦА ИМПЕРАТОРА, - как уже следует из самого названия, посвящена она была саркофагу Наполеона I, покоящегося под золотистым куполом Дома Инвалидов. В этой же НЗ речь пойдёт о том, что не вошло в ту книжку - я расскажу о тайнах и загадках самого купола, расписанного Шарлем де Ля Фоссом. Но обо всём по порядку!..
Итак, как это довольно часто бывает у нас в Парижике (вспомним, что именно здесь, в Париже, образовался чрезвычайно знакомый русскому читателю нерушимый союз Фридриха Энгельса и Карла Маркса, и может не так знакомый русскому - но случившийся уже ближе к нашим дням, - союз Пьера Берже и Ива Сен-Лорана, - да и многая, многая прочая, ещё более известная и неизвестная!..), жили да были два друга.
Тем немногим читателям, кто остро желает развить в этом месте гомосексуалистическую тему, предлагаю разпочать ея как и положено, с Маркса и Энгельса - обещаю, что лично почитаю такие разследования.
С остальными мы неспешно продолжим дальше. Дружба та - и здесь очень важно это подчеркнуть! - образовалась задолго до уже упомянутых нами пар, а именно ещё в канун аж 1700 года, т.е. скорее была для всех них примером, чем наоборот. Первого друга из той славной пары звали Шарль де Ля Фосс, был он выдающимся художником, учился фрескам в Италии, имя его в переводе на язык русский, конечно же, означало "Король", а вот чтоб понять смысл фамилии - тут следует включить свою фантазию. Ибо слово Fosse с языка французского, да как и с латыни вообще, можно перевести и как ров, и как овраг, и как яму, и даже - как могилу, или даже - как расщелину, в том числе и ту, и даже другую - всё будет зависеть от степени образованности вас, вашего переводчика и эротичной игривости или напротив - трагичного упадка вашего с ним настроения в тот, самый важный для вас, переводческий миг!..
Портрет Шарля де Ля Фосса руки его друга и перваго художника Короля, Гиацинта Риго
Вторым другом - и как это опять же бывает часто, большим поклонником его таланта - стал вовсе незнакомый, казалось бы, читателю русскому Пьер Кроза - фамилия его ничуть не сексуальная, а потому вполне возможно предположить, что по русски наверное, назовут его Гроза, да и точка. Друг тот, как и надлежит всем сериозным поклонникам, был богат. Мудрому будет достаточно, если сказать, что Пьер Кроза, носивший весёлое прозвище "Бедняк" (фр. Le Pauvre), вдвоём со своим братом, Антуаном Кроза, прозванным "Богачом" (фр. Le Riche), составляли второе состояние Франции после самого Короля, - для примера вполне позволявшее в те далёкия года Богачу приучать Европу к табаку, а Бедняку - самодельно и самодержавно командовать Крымом - тогдашней Луизианой, находящейся в годы те не где-нибудь сразу за первой границею, а аж в страшно далёкой Америке. Сопоставьте всё у себя - и вы многое всё сами поймёте.
Как это опять же бывает часто, но уже вовсе не в одном лишь Париже, а повсеместно на Земле - что-то там меж друзьями всё же произошло, ибо в канун 1700 засобирался было Шарль де Ля Фосс навсегда убыть из Франции в Англию, а друг его - Пьер Кроза - с целью одарить своего товарища необходимыми для путешествия средствами, выкупил у того в тот час его обширное имение в Монморанси. Кстати, стояло то имение после покупки незаселённым и нетронутым не то, что до кончины Фосса, а аж до кончины Пьера Кроза - и это многое объясняет всем людям думающим!..
Причём тут особенно важно дать атмосферу - та Англия, о которой мечтал тогда художник де Ля Фосс - была вовсе не Англиею уставших от строгостей режима русских олигархов, о нет - то была Англия герцога Бекингема и подвесок королевы, - и вот о каких романтических мушкетёрских временах следует помнить моему читателю!.. (Разумеется, лишь только тем из них, кто желал бы прослыть читателем внимательным!..)
Мечтая об Англии, все наши герои всё ещё жили припеваючи в мушкетёрской Франции, как тут вдруг случилось страшное: скоропостижно был отстранён от работы ведущий архитектор Брюан, и стало вдруг некому продолжать строительство Дома Инвалидов - олимпийской стройки, заповеданной самим Королём. За перехват дела берётся внучатый племянник архитектора Мансара - Жюль-Ардуэн Марсар, который достаёт из архива деда старые, да ловкие чертежи и уже по ним возводит Высочайше одобренный шедевр.
Для росписи потолка купола (плафона) внук тот, как это опять же часто бывает, приглашает своего хорошего приятеля - уже знакомого нам Шарля де Ля Фосса, соблазнив того высотой не столько самого королевского плафона, сколько бюджета королевского заказа. Ему и пришлось вдруг оставить - и как это всегда бывает, лишь только, казалось бы, на чуток, на время!, - свои мечты об Англии и резво приступить в свои уже 60 с гаком лет быстро да по-молодому расписывать в исстари знакомой тому италианской технике на высоте ужас сколько метров купол возводимого Дома Инвалидов. Вот что крест животворящийКоролевский Заказ с людьми испокон веку делает!..
Талантливому другу, не имевшему в Париже жилья и вовсе продавшему имение во Франции надлежало же где-то жить, и желательно - недалеко от работы, - и Пьер Кроза пускает своего друга к себе домой, в особняк по адресу 91\93 улица Ришелье - здесь, в отведённом ему целом этаже, он будет близок ко всем - и всему сразу!..
Известный многим портрет кардинала приведён здесь вовсе не ради одного лишь красного словца плаща. Хотя он к тому времени уже давно отправился "на повышение", кардинала стоит вспомнить оттого, что автором этого его знаменитого портрета является художник Филипп де Шампань: любопытство же заключается в том, что этот живописец тоже будет участвовать во всей этой истории - об этом чуть ниже, а пока запомните его "шампанскую" фамилию. Вторая причина появления здесь Ришелье состоит в небывалом созвучии его фамилии с прозвищем Ануана Богача - у них ведь общий корень riche. А как вы думаете, - это случайно?..
Будет странной загадкой, что особняк богатейшего человека во всей Франции с ироничным прозвищем Пьер Бедняк на улице Ришелье до наших дней увы, не сохранился. Не сохранилось также и достоверного портрета Бедняка - ниже один из предполагаемых, буд-то бы руки Жана-Франсуа де Труа.
Но в то же время, именно это место знаменито тем, что это именно здесь, на улице Ришелье сто с лишним лет спустя, родился знаменитейший парижский круассан! В 1837 в расположенном напротив доме Nr 92 австрийский военный ветеран (а может, что опять же и инвалид!..) Огюст Занг открыл Венскую Булочную, в которой впервые стали выпекать круасаны - загнутые полумесяцем рогалики, вскоре завоевавшие популярность по всему Парижу - да и по всему белу свету!.. Кстати, здание то вполне хорошо сохранилось, вот только занимает его сейчас увы, не Венская булочная Огюста Занга, а страховая компания Allianz - что примечательно, тоже будто бы австрийская.
Венская булочная Огюста Занга в 1909 - дом 92 по ул. Ришелье, Париж
Важно будет отметить, что тот второй наш друг - Антуан Риш - в Парижике нашем вовсе не бомжевал, а перебрался жить в как раз накануне свежо выстроенном на площади Вандом особняке под номером 17 - как раз справа от ставшего впоследствии знаменитейшим отеля Ритц: до конца лета он на глобальнейшей реставрации, но вот на этой фотографии всё видно великолепно - кстати, кликните по фото, чтобы разглядеть окна номера Шанель - это третья мансарда справа.
Именно здесь "богатейший" прожил аж до 1738, и это именно здесь хранилась собранная его братом-бедняком презнаменитейшая коллекция картин.
Читателю русскому знаменитой она покажется уже даже оттого, что после кончины ея собирателя Пьера Бедняка, это именно её за бесценок купила в 1771 у не сильно разбирающихся в живописи наследников некая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская - больше известная во всём мире, как русская императрица Екатерина II. Четыре месяца ушло на то, чтобы корабль с четырестами полотнами на борту достиг, наконец, невских берегов. На основе именно этой обширнейшей коллекции, всю жизнь скрупулёзно собираемой Пьером Крозе, и был создан русский Эрмитаж.
Как всегда, любое собирание земель русских картин иностранных не обошлось и тогда без скандала - в отличии от последних "собирательств", о тогдашнем мало кто знает, а тем более - в России, где знать о своих скандалах до сих пор не совсем ещё принято. Но не зная об этом, уже сам наивный Дидро в своём письме императрице жаловался на тот шум, что уже тогда стоял во всём Париже в связи с этой небывалой утечкой за рубеж национального достояния Франции: "Коллекционеры кричат!.. Художники кричат!.. Галеристы кричат!.." это его троекратная фраза вошла во все энциклопедии.
Не знаю, какую "золотую мысль" изрекла русская императрица по прочтению того письма, но знаю, что сразу вскоре после той сделки Дени Дидро резко улучшил свои жилищные условия, переехав с левого, богемного берега, где испокон веку жили такие же как он философы, учёные и прочие интеллектуалы, на престижный берег правый, где жила и живёт уже власть!.. Однако, несмотря на то, что ему тогда казалось, что и в коммерции он был столь же силён, как в философии, все эти сделки вышли энциклопедисту боком: пожив на новом месте всего два летних месяца, Дени Дидро приказал всем долго жить в возрасте 70 лет. Произошло это печальное событие в доме Nr 39 на какой бы вы думали улице?.. Конечно же - на улице Ришелье!.. Самое интересное продолжение - во второй части !
[B]ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ !!![/B]
Читайте и комментируйте и другие НЕСКУЧНЫЕ ЗАМЕТКИ™ о МОЁМ ПАРИЖЕ:
ЛУЧШАЯ ДЕСЯТКА - В ПОДПИСАННЫХ И КЛИКАБЕЛЬНЫХ КАРТИНКАХ!
Возможность оставлять комментарии временно отключена
Анатолий Деревцов
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
2014-06-11
# 37246691
Пожаловаться
Мой Дорогой Друг ! Вы прекрасно рассказываете
о Париже . Что же , Париж всего лишь одна из столиц
Европы , "гламурно" как сейчас говорят . Мне нравится
что Вы прописываете Париж от "начала и до сегодня".
Это действительно "Великий Город" , породивший вшивые
парики , лицемерие в отношениях просто между людьми,
и аристократию , гадящюю во дворце своего сюзерена...
Я Вам могу сказать - Париж "Трех мушкетёров" - это
не Париж "Парижских тайн " и не Париж " Гавроша" .
ИМХО Париж ( ну кому интересен Монматр ) ...
И ,вообще , Париж почему то становится или восстанавливается
городом врагов. Дурная память - французы мыли ноги нашим
аристократам и не только...
0
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
myparis myparis
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Анатолий Деревцов
2014-06-11
# 37249569
Пожаловаться
Жаль, что никто Вас не надоумил, что помои лить в комментариях - доблесть-то невелика, и в Ваших аристократических годах пора бы уж отличаться от остальных не проповедями "про вшей и ноги", а чем-то более умным. Задумайтесь над этим, пожалуйста.
2
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Грязный Гарри
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил myparis myparis
2014-06-12
# 37251185
Пожаловаться
Дорогой mypars myparis! В море книг, прочитанных мною в течение жизни, я всегда выделял романы Бальзака, Золя, Гюго, Дюма и всё, что написано о Париже и Франции. Связи литературных героев Бальзака для меня так же прозрачны, как собственная ближняя родословная. ))
Но Вы, отдаю Вам должное и свою признательность, великолепно дополнили своими "Нескучными заметками" мои далеко не обширные познания и украсили их живописными деталями и литературными "арабесками".
И стиль... очень хорош! Пафос и дидактика в смеси с юмором и иронией - это то, что, может быть, не нравится занудам и схоластам, но заставляет улыбаться людей остроумных и просто умных.
Удачи Вам и вдохновения!
1
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
myparis myparis
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Грязный Гарри
2014-06-12
# 37251250
Пожаловаться
Спасибо.) Пафос и дидактика в смеси с юмором и иронией - интересно...)) Хм, вполне возможно, что так оно и есть - со стороны всегда видней.
1
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Показать 3 ответа
Свернуть ответы
Владимир Усков
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
2014-06-12
# 37253149
Пожаловаться
Спасибо, всегда читаю Ваши "Нескучные заметки". Я хоть и не ценитель, но мне нравится!
1
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
myparis myparis
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Владимир Усков
2014-06-12
# 37260883
Пожаловаться
Спасибо, но раз нравится - отчего не ценитель?
0
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Комментарии
о Париже . Что же , Париж всего лишь одна из столиц
Европы , "гламурно" как сейчас говорят . Мне нравится
что Вы прописываете Париж от "начала и до сегодня".
Это действительно "Великий Город" , породивший вшивые
парики , лицемерие в отношениях просто между людьми,
и аристократию , гадящюю во дворце своего сюзерена...
Я Вам могу сказать - Париж "Трех мушкетёров" - это
не Париж "Парижских тайн " и не Париж " Гавроша" .
ИМХО Париж ( ну кому интересен Монматр ) ...
И ,вообще , Париж почему то становится или восстанавливается
городом врагов. Дурная память - французы мыли ноги нашим
аристократам и не только...
Но Вы, отдаю Вам должное и свою признательность, великолепно дополнили своими "Нескучными заметками" мои далеко не обширные познания и украсили их живописными деталями и литературными "арабесками".
И стиль... очень хорош! Пафос и дидактика в смеси с юмором и иронией - это то, что, может быть, не нравится занудам и схоластам, но заставляет улыбаться людей остроумных и просто умных.
Удачи Вам и вдохновения!