Надежды и разочарования во Христе
На модерации
Отложенный
“Терпением вашим спасете
души ваши” (Лк., 21:19)
В обоих разделах Библии постоянно упоминаются язычники – злейшие враги Господа Бога и иудеев. Видимо, поэтому авторы Нового завета, сделав по отношению к неистребимым врагам примирительный жест, превратили единого Бога в Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Так, на смену единому правителю вселенной у иудеев неожиданно пришел целый коллектив у христиан.
В связи с этим составителям Нового завета пришлось изобретать неизвестную в других религиях идеологему: Бог един, но существует в трех ипостасях. Такая ситуация запутала не только иудеев, но и самого Иисуса Христа, который в одном случае говорит: “Я и Отец – одно”, а в другом: “Отец Мой более Меня” (Ин., 10:30; 14:28). Соответственно, Иисус утверждает, что Он творит волю Отца Своего или свою собственную.
Более чем странное появление Иисуса по сей день вызывает не только недоумения, но и жаркие споры. Прежде всего невесть откуда взявшийся Святой Дух, изображаемый обычно в виде голубя (Мф., 3:16), вдруг оплодотворил ничем не примечательную еврейку Марию, только что обрученную с плотником-евреем Иосифом. В связи с неожиданным и непрошенным вторжением в чужую семейную жизнь, Ангелу пришлось являться плотнику во сне, чтобы предупредить его о внебрачном рождении сына: “Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого” (Мф., 1:20). Иосиф поддался уговорам и, несмотря на грех внебрачного зачатия, принял Марию, хотя назвал родившегося сына не Еммануил (по-греч. “с нами Бог”), как предлагал Ангел, а Иисус (греч. от евр. Иегошуа или Иешуа, что означает “спаситель” – Христианство. Энциклопедический словарь, т. I. М., 1993, с. 35). В соответствии с предписаниями иудаизма (Ветхого Завета) мальчик подвергся обрезанию на восьмой день после рождения. Позже Его помазали маслом оливы и стали называть “помазанник”, что было переведено на греческий язык как “Христос” (Мф., 1:23, 25) [Прилож., с. ХIХ].
Непонятное народу противоестественное зачатие и необычное рождение Иисуса Христа породили множество слухов и легенд, которые не прекращаются по сей день. В Талмуде (признаваемом священным только иудеями) фигурирует версия о том, что Иисус был сыном пряхи Марии и римского солдата-язычника Пантеры. А поскольку прелюбодеяние каралось смертной казнью, святому семейству пришлось изобретать мифический вариант. То, что Иисус был внебрачным ребенком, подтверждал и римский историк Цельс (2 век н. э.).
У евреев, живших по законам Моисея (т. е. по жестким установкам Господа Бога, изложенным в Ветхом Завете и Талмуде) видимо, было недовольство суровостью этих законов. Поэтому Иисус начал вносить в них смягчающие коррективы, на базе которых Он смог собрать вокруг себя 12 учеников, ставших позже называться апостолами. Странствуя вместе с Иисусом, они проповедовали новое учение, которое позволило первоначально сформировать секту в иудаизме, а затем превратить ее в самостоятельную религию, получившую имя ее основоположника. Учение Христа изложено в Новом завете, главным образом, четырьмя евангелистами, а также другими авторами.
Иисус, создавая новое учение на базе Ветхого завета, в первую очередь отказался от десяти заповедей Бога Отца. В Евангелии от Матфея перечисляется лишь шесть заповедей Иисуса в следующей последовательности: “не убивай”, “не прелюбодействуй!, “не кради”, “не лжесвидетельствуй”, “почитай отца и мать” и “люби ближнего твоего, как самого себя” (Мф., 19:18, 19). Выпали следующие четыре заповеди: “Да не будет у тебя других богов”, “не делай себе кумира”, “не работай в субботу” и “не желай жены ближнего”.
Апостол Марк также называет шесть заповедей, но он вместо “люби ближнего” приписывает Иисусу другую заповедь: “Не обижай” (Мк., 10:19). Лука же перечисляет только пять заповедей, опуская “люби ближнего, как самого себя” (Лк., 18:20). Но наиболее вольно с заповедями Учителя обошелся Иоанн, оставивший всего лишь одну (!) заповедь: “да любите друг друга, как Я возлюбил вас” (Ин., 15:12).
В первую очередь рассмотрим отношение Иисуса к заповеди “не убивай”, которую он с шестого места у Бога Отца перенес на первое (у Матфея) и второе (у Марка и Луки) место. Можно сказать, что Иисус на практике сделал эту заповедь, действительно, морально-нравственной, гордостью христианства. Он, в отличие от Господа, не совершил ни одного массового или индивидуального истребления людей, скотов, птиц и растений. Возможно поэтому художники в течение нескольких веков Иисуса изображали в виде жертвенного агнца Божия, агнца Закланного (Христианство. Энциклопедический… Т. I, с. 36).
Правда, Иисус не избежал искушения нагнетать страх на окружающих людей. “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч” (Мф., 10:34). И еще: “Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся” (Лк., 12:49).
Запугивание просматривается и в ряде других наставлений и указаний Иисуса. Так, Он повелевает: “Врагов же Моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо Мною” (Лк., 19:27). Правда, осталось неизвестным, были ли избиты (убиты) враги или нет. Было и такое предупреждение: “если не покаетесь, все так же погибнете” (Лк., 13:3). “Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения” (Евр., 9:22). Однако, все это – слова из области устрашения, без которых не могло распространяться христианство.
Заметим, что максимум насилия, которое допустил Христос в синагоге, состояло в следующем: “И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул” (Ин., 2:15). Даже в наше время это было бы расценено не более, чем “мелкое хулиганство”.
Помимо соблюдения заповеди “не убивай” Иисус внес изменения в другие установки Господа. Так, Он посягнул на нерабочую субботу, которую заповедовалось посвящать Богу. За такое нарушение полагалась смерть. Сам Иисус в субботу занимался исцелением больных, а Его ученики срывали колосья и ели. В субботу Он начал учить в синагоге. На недоуменные вопросы фарисеев Христос ответил: “Ибо Сын Человеческий есть господин субботы”. Иисус утверждал: “Можно в субботу делать добро” (Мф., 12:1, 8, 10, 12; Мк., 6:2).
Еще одно важное новшество Иисус ввел в отношении прелюбодейства. В заповедях Бога Отца записано: смерть прелюбодею и прелюбодейке. Иисус тоже заповедует: “Не прелюбодействуй”, но не требует за такое нарушение смертной казни. Иное наказание Он предлагает уже соблазнителю: “Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в гиенну” (Мф., 5:29).
Евангелист Иоанн приводит следующий эпизод, ставший хрестоматийным. Однажды, когда к Нему привели женщину, “взятую в прелюбодеянии”, то Христос, вопреки принятому обычаю забивать таких до смерти камнями, сказал: “кто из вас без греха, первый брось на нее камень”. Все обвинители поспешили разойтись. Тогда Иисус сказал ей: “Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши” (Ин., 8:4, 7, 11). Более того, Он заявил первосвященникам и старейшинам народа потрясающую новость: “истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие” (Мф., 21:34). (Правда, впоследствии оказалось, что первыми в рай попали ни те и ни другие, а один из разбойников, распятых рядом с Ним, и только за то, что, по его мнению, Иисус “ничего худого не сделал”. Этой ничтожной малости оказалось достаточно, что Иисус немедленно отреагировал: “истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лк., 23:41, 43). Столь высокая награда разбойнику за убийство или грешнице за прелюбодеяние способствовала переходу части иудеев в христианство. Однако эти эпизоды не вписываются ни в прошлые, ни в современные представления о нравственности.
Взаимоотношения Иисуса как с родителями, так и с братьями и сестрами, также не безупречны с морально-нравственной точки зрения. Да, Он напоминал: “ибо Бог заповедовал: “почитай отца и мать” и “злословящий отца и мать смертью да умрет”” (Мф., 15:4).
А также: “Кто говорит: “я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец”” (1 Ин., 4:20). И соответственно: “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу”” (Кол., 3:20).
Но сам Иисус не был послушным ребенком. Вот что об этом пишет евангелист: “Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи” вместе со своим двенадцатилетним сыном. Но однажды Он с ними не вернулся в Назарет. Иосифу и Марии пришлось возвращаться в Иерусалим. И только “через три дня нашли Его в храме”. “Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя” (Лк., 2:41–48).
С 30 лет, когда Иисус стал проповедовать свое учение и показывать чудеса, Он постоянно покидал отчий дом. И в Новом завете не просматривается, что Иисус почитал отца и мать. Что касается четырех братьев и двух-трех сестер, то есть лишь одно указание, что “братья Его не веровали в Него” (Ин., 7:5).
Прохладные отношения, видимо, были вызваны весьма высокими требованиями Иисуса: “И всякий, кто оставит дoмы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зeмли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф., 19:29). Но родственники не подались соблазну, что видно из вывода Христа в следующем эпизоде: “И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобой”. Он же в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? “И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои”; “ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь” (Мф., 12:47–50). И у другого евангелиста: “Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его” (Лк., 8:21). Отсюда следует, что Иисус не признавал свою мать и своих братьев, поскольку они не слушали Его “слово Божие” и не “исполняли его”.
Поэтому пришли на казнь Иисуса и “смотрели издали многие женщины, между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Заведеевых” (Мф., 27:55, 56). Другой евангелист утверждает, что среди них была и Мать Иисуса (Ин., 19:25). Но никто не зафиксировал, что четверо братьев и сестры пришли попрощаться со старшим братом. (Отец Иосиф совсем исчез из поля зрения составителей Нового завета). В таком изложении трудно говорить, что Иисус “возлюбил ближнего”. А евангелист Матфей пришел к еще более жесткому выводу: “И враги человека – домашние его” (Мф., 10:36). Это уже противоречит не только заповедям Господа, но и собственным Иисуса.
Принято считать, что Иисус ради спасения человечества добровольно пошел на мученическую смерть. Однако Новый завет позволяет придти и к другому заключению.
Конечно, всеведующему Богу Отцу не могла понравиться корректировка Его учения возлюбленным Сыном, а фактически создание нового учения. Существует версия, что Господь именно за отклонения от Его заповедей, за превращение иудаизма в христианство столь беспощадно наказал своего заблудшего Сына.
Ведь Иисус не хотел идти на мученическую смерть ради спасения грешных людей, в создании которых успел раскаяться сам Творец. Он умолял Отца в Гефсименском саду: “Отче мой! если возможно да минует Меня чаша сия”. И затем снова, как подневольный молился и умолял: “Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя” (Мф., 26:39, 42). Но Отец, привыкший наказывать правых и виноватых, остался глух к последней просьбе безвинно осужденного Им же “возлюбленного Сына” и не захотел изменить свою волю. А жертвенный Иисус, уже истекая кровью на кресте, продолжал жалостливо стонать: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мф., 27:46). Лишь на третий день Господь воскресил мученически убитого им Иисуса Христа.
Возможно, что у Иисуса Христа была надежда, что Отец поступит с ним так же, как это однажды уже было описано в Библии. Господь, искушая Авраама, предложил ему убить сына Исаака. И в последний момент, когда Авраам занес нож, явился Ангел, который сказал ему: “не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня” (Быт., 22:12). Тогда безвинный Исаак был спасен. Но в случае с Христом распятие было заранее “запрограммировано”, поэтому надежды и просьбы были напрасными.
Кстати, несколько слов о великом грехе евреев. Одной из главных причин гонения на сынов Израилевых служило и служит “вечное обвинение” в убийстве Иисуса Христа. Однако в контексте Нового завета обвинение выглядит по крайней мере сомнительным. Во-первых, казнь Христа формально явилась результатом внутриеврейской разборки, на которой первосвященники и народ обвинили Христа в том, что Он “развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя себя Христом Царем” (Лк., 23:2) Во-вторых, казнь Иисуса должна была состояться даже независимо от решения еврейского собрания и независимо от “поцелуя Иуды”, ибо такова была воля самого Господа Бога.
Мученическая смерть и чудо воскресения Иисуса Христа породили у евреев, а также у других народов надежду, что их грехи уже искуплены и через день-два состоится второе пришествие Спасителя, когда все они попадут в рай. Иллюзию скорого возвращения на землю зачастую охотно поддерживал и сам Иисус. Правда, иногда он оговаривал, что “О дне же том, или часе (!) никто не знает, ни Ангелы Небесные, ни Сын, но только Отец (Мк., 13:32). Но многократно утверждал совсем иное: “Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий “ (Мф., 10:23). И еще: “Истинно говорю вам, есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого грядущего в Царствии Своем” (Мф., 16:28). То же у другого евангелиста: “приблизилось к вам Царствие Божие” (Лк., 10:11). И снова повтор: “Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе” (Мк., 9:1). И еще раз устами одного из апостолов: “пришествие Господне приближается” (Иак., 5:8).
Пропагандистский напор сделал свое дело, и уже тогда появились уверовавшие в обещания Христа: “Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие” (Лк., 19:11), т. е. была уверенность, что врата рая откроются в считанные часы или дни.
Не за часы, дни, месяцы, годы, а за двадцать веков можно было миллионы раз обойти города Израилевы, а стоявшие, слушавшие Христа, все роды сии вкусили смерть. Царствие Божие так и не наступило, никто не ожил ни тогда, ни в последующие две тысячи лет. Слова “истинно, истинно говорю вам” оказались обманом, “истинно истинной” ложью. А поскольку “невозможно Богу солгать” (Евр., 6:18), то “узники Господа” (2 Тим., 1:8), рабы Божие все еще верят в Христа, ждут чуда и на что-то надеются.
А может быть стоит поверить другим признаниям Христа: “Царство Мое не от мира сего” и “Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня” (Ин., 16:10; 18:36). В таком случае, надо забыть о загробной жизни, “потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости” (Екк., 9:10). Да, при внимательном прочтении Нового, как и Ветхого, завета невольно станешь атеистом.
Как привели в своей энциклопедии многозначительные слова двое российских ученых, “народ ждал и разочаровывался” (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь, т. ХХХVIIа, С.-П., 1903, с. 637). И было отчего. Народ ждал других, кардинальных перемен в своей беспросветной жизни, а Иисус вдруг заявил, что “не придет Царствие Божие приметным образом” (Мк., 17:20). Народ не дождался, чудодейственный Иисус исчез, пришествие не состоялось, – есть от чего разочароваться в Христе, в его заверениях и даже в его учении. Тут даже у верующих возникает сомнение: а не умер ли Иисус за истекшие 2000 лет.
Комментарии
Бог Отец (Творец) на седьмой день творения почил от всех своих дел. (кн.Бытие), а Иисус покинул Землю более 2000 лет назад.
1. Иисус означает не "спаситель", как указано в статье, а современная церковнославянская транслитерация греческой формы Ιησούς еврейского имени ישוע (произносится [Йешу́а]), которое является усечением имени יהושע [Йеhошу́а], состоящего из корней слов «Йеhо́ва» —- имя Бога в Ветхом Завете и «шу́а» — спасение.
2. Иисус был раввином, а следовательно проповедовал иудаизм и вряд ли нес отсебятины.
3. Арье Барац, автор ряда книг по иудаизму пишет: "Многочисленные как христианские, так и еврейские исследователи показывают, что Евангелия не приводят ни одного случая нарушения законов Торы Иисусом. Даже оправдание учеников, срывавших в субботу колосья, находит себе параллель в Гемаре (см Шабат 128.а).
И это при всем том, что редакторам евангелий представлялось чрезвычайно важным показать, что Иисус находился в конфликте с “книжниками и фарисеями” по причине пренебрежения Законом."
и т.д.....