В Сочи завершился XXV фестиваль российского кино «Кинотавр»: главный приз получил фильм «Испытание» Александра Котта, лучшим режиссером стала Анна Меликян, а лучшим дебютом признан «Класс коррекции» Ивана Твердовского.
Подведены итоги юбилейного, XXV российского кинофестиваля «Кинотавр». Лучшим фильмом жюри во главе с режиссером Андреем Звягинцевым признало картину Александра Котта «Испытание» — о жизни отца, дочери и влюбленных в нее ассистента оператора из Москвы и местного юноши в казахской степи.
Эта же картина удостоилась приза за лучшую операторскую работу — в этом бессловесном повествовании именно работа Левана Капанадзе становится главной, отметил режиссер Александр Котт, назвавший своего коллегу «оператором-тружеником».
Кадр из фильма «Испытание»
Еще одной наградой «Испытанию» стал специальный приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон».
Всего в основном конкурсе «Кинотавра-2014» участвовало 14 фильмов.
Лучшей режиссерской работой названа «Звезда» Анны Меликян, а Северию Янушаускайте, сыгравшую роль мачехи в этом фильме, признали лучшей актрисой. Приз за лучшую мужскую роль получил Алексей Филимонов, сыгравший ревнивого мужа-неудачника в ленте «Еще один год» Оксаны Бычковой («Питер FM»).
Сценарный приз имени Григория Горина получил Юрий Быков за фильм «Дурак» — историю сантехника, который на свою голову вступает в схватку с чиновниками, закрывающими глаза на плачевное состояние здания общежития. Эту же картину наградила своим дипломом Гильдия киноведов.
Детки в клетке
На «Кинотавре» показали «Класс коррекции» — полнометражный художественный дебют документалиста Ивана Твердовского, в... →
А лучшим дебютантом признали Ивана Твердовского с его «Классом коррекции» —
эта лента о жизни и нравах специальной школы, показанная в середине фестиваля, стала одним из самых громких его событий; первый художественный фильм режиссера-документалиста отметило своим призом и жюри кинопрокатчиков.
Приз имени Таривердиева, который вручается за лучшую музыку к фильму, получила режиссер картины «До свидания, мама» Светлана Проскурина — кажется, это случилось впервые, но композитора на этой картине просто не было.
Диплом жюри «за легкое дыхание и художественную целостность» достался фильму «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой — драматической истории первой встречи отца, всю жизнь прожившего в маленьком приморском поселке, с 17-летней дочерью.
Накануне завершения «Кинотавра» были вручены и награды программы короткометражных фильмов, в которой участвовали 24 картины. Главный приз получила короткометражка «Нечаянно» Андрея Першина (подписывает свои фильмы, самым известным из которых является прокатный хит «Горько!», псевдонимом Жора Крыжовников), лауреата премии «Ника» за 2014 год в номинации «лучший дебют».
Отдельный приз за режиссуру и приз Гильдии киноведов и кинокритиков достался короткометражному фильму «Верпаскунген» Григория Добрыгина с Сергеем Маковецким в главной роли, а картина «Про любовь-2» Анны Меликян удостоилась специального упоминания жюри. Диплом критиков получил «Абонент» Марины и Оксаны Артеменко.
Таким образом, жюри «Кинотавра» отметило все фильмы, которые всерьез претендовали на призы.
Главная из наград досталась картине, в которой доминирует изображение; ее эскапизм и красоту кадра еще на открытии похвалил председатель жюри Андрей Звягинцев. Однако при этом остался совершенно незамеченным «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой о жизни молодых людей в городе-заводе за Полярным кругом, ставший предметом оживленного обсуждения еще до «Кинотавра». Ни одного приза не нашлось для соавтора «Комбината...» — талантливого кинодраматурга Любови Мульменко, бывшей также соавтором сценария «Еще одного года» Бычковой и «Как меня зовут» Сайфуллаевой. Приз за сценарий парадоксальным образом достался «Дураку» Юрия Быкова, который берет свое за счет социального накала и играющих на разрыв актеров;
получая «слона» от Гильдии критиков, Быков сказал, что ждал от них ответа на вопрос, артхаусный он режиссер или нет.
Интересно, что надежда на приз у фильма Натальи Мещаниновой все-таки была: вручая награду Ивану Твердовскому, критик Алена Шумакова назвала «Кинотавр» «комбинатом надежд» — однако намек оказался просто фигурой речи.
В самом начале церемонии закрытия юбилейного «Кинотавра» показали нарезку из значимых российских фильмов за те 25 лет, что существует «Кинотавр», процитировав тем самым церемонию открытия, состоявшуюся неделю назад. Набор фильмов и кадров немного отличался, однако завершилась подборка вновь сценой из «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего.
А закроется юбилейный «Кинотавр» показом фильма председателя жюри Андрея Звягинцева «Левиафан». Эта картина была представлена в конкурсе недавнего Каннского кинофестиваля, где получила приз за сценарий, а для выхода ленты в российский прокат его, скорее всего, придется переделывать: 1 июля вступает в силу закон, который запрещает использовать мат в кино и на сцене. Конкурсный «Комбинат «Надежда» процедуру пересъемки и переозвучки уже прошел.
Комментарии