Я намеренно пишу эти заметки по-русски, чтобы они были доступны и тем, кто “на мове” не читает.
После Киевского Майдана мир изменился. Без всяких метафор и гипербол мы оказались рядом с Империей зла. В общем-то мы всегда рядом с ней жили, но теперь уже невозможно делать вид, что в России что-то меняется в лучшую сторону. То есть в сторону демократии, прав человека, уважения к личности, к законам, к правилам международного сосуществования. Мир возвращается к противостоянию враждебных блоков, взаимную непрязнь которых подпитывают несовместимость этики, идеологии, миропонимания. Для всего мира угрозой номер один все больше становится путинская Россия. И мы не просто живем на границе с ней. Мы вляпались в это … по самые уши.
Поэтому самый актуальный вопрос сегодня: как Беларуси, экономически, политически, военно, информационно и т.д. зависимой от Росии, спасти свой суверенитет, свою идентичность и в конце концов вырваться из нового лагеря “братских народов”?
Основа этого лагеря – империи Путина – не экономическое или военное могущество. Не привлекательность уровня жизни или технические достижения. Ничего этого у России нет. То, чем пузырится и пахнет сегодняшняя Россия, – это так называемый «русский мир». Каждый, наверно, не раз сталкивался с этим понятием, но как его определить рационально? Российская «Википедия» толкует его как «концепцию международного трансгосударственного и трансконтинентального сообщества, объединённого причастностью к России и лояльностью к русскому языку и культуре». Еще считается, что «русский мир» покоится на «трех столпах»: православии, русском языке и культуре, общей исторической памяти и общих взглядах на общественное развитие». Чтобы сделать картину более полной добавлю яркий лозунг русского мира: «Россия, Украина и Беларусь — это и есть Святая Русь!» Правда теперь все больше проявляются тенденции, добавить к ним еще и Казахстан, Молдову, а за ними Болгарию, Сербию, Латвию… Может достаточно? Крым стал первой крупной победой «русского мира». Что делается дальше, мы видим. Знамя «русского мира» развевается над пылающими Донетчиной и Луганщиной.
После падения СССР о столкновении цивилизаций на Западе стали говорить с некоторой иронией, но для «русского мира» тут никакой иронией не пахнет. Вот некий господин Максим Шевченко заявляет (на сайте «Росбалт»): «Я считаю, что союз православного христианства и ислама является важнейшим фактором противостояния подлинному злу, которое уничтожает и разрушает нашу страну – это Запад и западные ценности. Экспансия Запада в Россию – это продолжающееся веками движение. Поэтому народы Великой России, Великой Евразии — и народы христианского корня, и народы исламского корня — должны быть вместе, заключить принципиальный союз и договориться о ценностях совместного проживания и совместного будущего». Можно было бы не обращать внимания на бормотание больного, но он — член Совета по правам человека при президенте Путине. Еще цитатка из самого Путина: «Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание — «русский мир». Кстати, сегодня 86% граждан России поддерживает Путина и его курс.
Мне лично будущее, предлагаемое господами из «русского мира», никак не подходит.
Знаю, что в Беларуси я не один такой. Запад, понадеявшись в свое время на «конец истории» и дав зверю «подняться с колен», похоже пока, так и не уяснил, что же на самом деле произошло. Как и в тридцать восьмом году он все еще надеется на «умиротворение» агрессора и новые «перезагрузки». Поэтому нам в гораздо большей степени, чем Украине, остается надеяться на себя и на свои, не столько силы, сколько стойкость, разум и веру.
В отличие от Украины нам прямая российская оккупация пока не угрожает. Мы и так оккупированы. Оккупированы российскими деньгами, российскими медиями, российским языком... Беларуская власть – это воплощение коллаборционизма. «Русский мир» в нашей стране чувствует себя как дома, ведет себя вольготно и нагло. Но все-таки мы еще не «русский мир». Мы пока на границе. У нас есть шанс.
Остановить «русский мир» — значит остановить агрессора. Остановить ползучую оккупацию и сделать шаг к спасению нашей страны. Это делать можно, несмотря на то, что власть пока в руках коллаборации. Пока у нас не внедряют «русский мир» танки и снайперы.
Носители «русского мира» не только маргиналы-титушки и визгливые тётки, «больные на всю голову». Не только православные «интеллектуалы» и «народные» артисты. Надо признать, что «русский мир» часто гнездится в нас самих, в наших мыслях, в нашей речи и наших вкусах, в наших компьютерах и телевизорах. «Русский мир» не входит в организм с материнским молоком, не определяется генетическом кодом. «Русский мир» похож на болезнь. Можно быть русским, а можно беларусом, украинцем, евреем, грузином, немцем – хоть негром. Можно не быть православным и почти не знать русского языка, но при этом подхватить «русский вирус» и стать частью «трансконтинентального сообщества» и участником настоящего зомби-апокалипсиса. Мне кажется, он повреждает что-то в механизме нравственности. В какой-то момент носитель вируса соглашается с тем, что для важной цели можно что-то, что в других случаях нельзя. А самое важнейшее – это, конечно же, интересы «русского мира». И далее пошла цепная реакция. Согласитесь – это не ново. Это уже было и не раз… Как сказал в свое время действующий президент Беларуси: «и не все так плохо было при известном Адольфе Гитлере…»
Заболеть несложно, вылечиться тяжело. Поэтому лучше не болеть. На всякий случай хорошенько проверить самого себя, выдавить образующиеся прыщи. Чтобы предохраниться окончательно, надо решить для себя: кто ты сам, в каких отношениях ты со своей страной (а не с правительством), с ее языком, ее историей и ее будущим. Что значит для тебя Европа, цивилизация, культура? Как ты понимаешь добро и зло? Возможно, для некоторых — это сложные вопросы. Но если не ответишь на них – рискуешь рано или поздно заболеть. А живем мы в таком месте, что навсегда не спрячешься, а убежать куда подальше тоже не всем удастся. Значит надо решать, кто ты. А потом – помочь ближнему. И так вместе укреплять свою территорию. Хочешь не хочешь, а от «русского мира» придется ставить барьер. Не получился пока «многовекторный мир».. «Русскому миру» должно стать неуютно и некомфортно на нашей земле. И чем более чужим он нам станет, чем больше будем вытеснять его, тем больше шансов появится на то, чтобы зажить своим домом, свободно и счастливо.
О том, что можно сделать, чтобы защитится от «русского мира» и как он функционирует, — в следующих заметках.
http://www.belaruspartisan.org/blogs/areshka/16490/
Комментарии
Здесь я хочу обратить внимание на важность тщательного выбора терминов. Называть данное явление "Русским миром" - не есть хорошо. Это превращает научное изучение в политическую войну. Это отвлекает внимание от сути и приковывает его к внешним опознавательным атрибутам в системе "свой-чужой". Русский мир - это реальность интимной жизни народа. Есть мир Украинский, мир Американский, мир Еврейский... Здесь есть сообщество с одноимённым названием. Там "Русский мир" вытаскивается из интимной сферы и выпихивается в политику. Так вот противоположная сторона этически ничем не лучше этих деятелей с душком русского национализма. И не важно, что одни используют термин "Русский мир" в положительном свете, а другие - в отрицательном. Всё равно это не есть решение проблемы, а есть старая агрессивная игра - "стенка на стенку".
А Вам бы хотелось, чтобы его кто-нибудь уже распахал, возделал, убрал и дал Вам плодов?))
Запомните их имена,
Пока не захлопнули крышку,
Пока не поставили вышку,
Как в прежние, те, времена.
Не весь ещё выпущен пар,
А кто-то уже голодает,
А кто-то патроны считает,
А кто-то снимает навар
З.Ы. Мне больше по душе поэзия силы))
Поэтов вообще не много.
А "поэзия силы" - это что?
"Кто там шагает правой? Левой! Левой!" ?
Шёл Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,—
Знать, от голода качается, болезный».
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй... маленько крепче будешь».
Но:
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я Вас просил не только поведать, как Вы поняли этот пример... )) ...но и предположить, что я имею в виду))
Нет, не в мудрости заповедей сила Человека. Я уверен, что сила эта - в способности человека удивить Бога... )) ...и опровергнуть пессимистические предположения относительно себя))
"А вот чего нельзя, так это - врать"... )) ...самому себе. И тогда не будет желания цепляться за подобную соломинку: "Какой-то момент была надежда на прекращение вранья, но оказалось всё лишь провокацией" - оправдание собственного ленивого... )) ...и привычного уже разочарования.
А врать нельзя. Без оговорок - это два.
Я над этим только могу весело всхохотнуть, дивясь изобретательству Охов в сохранении своего экзистенциального страха... )) ...да и пойти дальше своей дорогой - делать чё-нибудь.