Эрдогану, Назарбаеву и Алиеву снятся разные «геополитические сны»
Станислав Тарасов
В турецком Бодруме состоялась встреча президента Казахстана Нурсултана Назарбаева со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым. По сообщению азербайджанских информационных агентств, «в ходе беседы состоялся широкий обмен мнениями об урегулировании армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта». При этом президент Алиев выразил Назарбаеву «признательность за поддержку позиции Азербайджана на заседании Высшего Евразийского экономического совета в связи с членством Армении в Таможенном союзе». Но это как раз тот самый случай, когда спать в одной постели не значит, что видеть общие сны.
Накануне в Астане Казахстаном, Россией и Белоруссией был подписан Договор о создании Евразийского экономического союза, в создании которого заслуга лидера Казахстана огромна. Сам он в своём выступлении об этом говорил так: «Сегодня, говоря о Евразийском экономическом союзе, кто-то высказывает мнения, что он станет реинкарнацией СССР. Откровенно скажу, что в таких негативных оценках я вижу, с одной стороны, попытки закамуфлировать опасения, что Евразийский экономический союз имеет потенциал стать довольно сильным конкурентом другим центрам глобальной экономической гравитации. По сути, говоря языком права, речь идёт о приёмах недобросовестной конкуренции в глобальном масштабе уже на этапе становления нашего нового интеграционного объединения».
Вслед за этим Баку с рабочим визитом посетил министр экономического развития России Алексей Улюкаев, в ходе которого он пригласил Азербайджан в Евразийский экономический и Таможенный союзы. Однако министр экономики и промышленности Азербайджана Шахин Мустафаев ответил, что «Азербайджан не планирует вступать в Евразийский экономический союз или Европейский союз», так как «эти проекты имеют не только экономические составляющие, но и политическую подоплёку». То есть, Алиев не поверил Назарбаеву, Путину и Лукашенко, которые в Астане заявляли о том, что «ЕАЭС является исключительно экономическим проектом, и не посягает на политические суверенитеты государств – его действительных и потенциальных членов». Говоря иначе, Астана и Баку в отношении этих проектов оказываются на разных позиционных сторонах.
Теперь обозначим второй сюжет. Премьер-министр министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, принимая президента Киргизии Алмазбека Атамбаева, оценил как «позитивный шаг» намерение Киргизии присоединиться к Таможенному и Евразийскому союзам. По его словам, это «открывает большие возможности для республики, и она станет от этого сильнее». Любопытно, что накануне в Киргизии была закрыта военная базу США «Манас», которая 12 лет использовалась для переброски американских солдат в Афганистан. По словам главы «Центра транзитных перевозок» ВВС США полковника американской армии Джона Милларда, администрация США осуществила эту акцию «даже с некоторым опережением». Следовательно, Турция позитивно оценивает проект создания Евразийского экономического союза, если не возражает против участия в нём своего союзника по тюркскому союзу Киргизии.
Говорят, что ветер дует не потому, что деревья качаются. Проект тюркского союза, который, как также когда-то говорил Назарбаев, «мог бы объединить 200 миллионов тюрок на территории, простирающейся между Алтаем и Средиземным морем», провален. Налицо отставание или вообще свёртывание процессов создания на этой основе наднациональных органов и наделение их правом принимать обязательные решения. Такой подход не поддержан большинством государств тюркского альянса, опасаясь того, что Турция в нём займёт ведущие позиции.
Более того, Турция и Азербайджан, декларирующие себя как «цивилизационные и стратегические партнёры», застряли на этапе становления альянса.
Ещё в начале 2014 года авторитетное турецкое издание Uluslarası Politika Akademisi отмечало, что в условиях, когда в мире создаётся «новая региональная конструкцию, растянутая от китайской границы до границы с ЕС, Турции необходимо будет определяться». Ещё и потому, что «если сравнивать с ЕС и принимать во внимание отсутствие каких-либо глубоких расхождений в общественной жизни, социально-культурной структуре, политической системе государств, существующих на постсоветском пространстве и евразийском материке, можно прийти к выводу, что в плане политической интеграции Евразийский союз способен опередить ЕС».
Напомним, что ранее Назарбаев выступал за принятие в Таможенный союз Турции. По его словам, это помогло бы раз и навсегда пресечь слухи о том, что под видом Таможенного союза идёт возрождение Советского Союза. «Президент Турции обратился ко мне с просьбой вступить в наш Таможенный союз. Давайте примем Турцию. Турцию принять - большая страна, и разговор закончится». А ещё ранее, в феврале 2010 года глава МИД Турции Ахмет Давутоглу на заседании послов призывал создать Евразийский Союз - «аналог Евросоюза в Евразии». «Евразия может стать движущей силой мировой экономики,- подчёркивал Давутоглу.- Этот регион выйдет со своим потенциалом из конфликтов. Посмотрите на развитие наших отношений с Россией. В регионе открываются новые возможности для сотрудничества». В то время газета Sabah писала, что таким образом «Турция выстраивает «мозаику своей будущей геополитики, готовит смену внешнеполитического курса, при котором её нормализация отношений с Арменией становится неизбежным фактом», точно также как и «обострение – в ближайшей перспективе - противостояние Запад-Восток в Черноморско-Каспийском бассейне». В этой связи Анкара будет стремиться к альянсу с работающей интеграционной моделью, а не, как точно подметил депутат Милли Меджлиса Азербайджана, политолог Расим Мусабеков, к « замкнутому экономическому или политическому союзу, построенному на этнической основе».
Тем временем еврокомиссар пo вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле, заявляя о желательности расширение ЕС за счёт Украины, Молдовы и Грузии, фактически пытается укрепить европейский «христанский клуб». Поэтому для Турции, которая уже не одно десятилетие топчется в европейском предбаннике, и которая имеет договор об ассоциации с ЕС и стремится стать полноправным членом Евросоюза, этот проект становится трендом недавнего прошлого.
В таком контексте приглашение Азербайджану со стороны России подключаться к евразийским интеграционным проектам приобретает иное звучание и другое значение. Как признает бывший госсоветник глав Азербайджана по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде, «официальный Баку находится сейчас в трудном положении». Про его словам, «если Россия сделает Азербайджану очень суровое предложение - или независимость Карабаха, или вступление в Таможенный союз, сделать выбор будет очень и очень трудно»». По мнению известного американского эксперта и публициста Александра Муринсона, которого цитируют бакинские СМИ, «Путин умело воспользовался сложившейся ситуацией и уловил момент нерешительности Запада», и что «кольцо вокруг Азербайджана сужается - в лице Ирана Россия видит союзника против Запада, Грузия нейтрализована, Турция думает о присоединении к евразийским проектам».
В дальнейшем «коридор возможностей» у Азербайджана будет сужаться. Особенно с выходом на сцену Ирана. Так что до закрепления нового геополитического образа Закавказье уже недалеко.
Комментарии
Вот вступит Турция в ТС - тогда и посмотрим. На сегодняшний день А.Г. Лукашенко говоря о вступлении Белоруси в ТС сожалел что условия не таковы чтобы 100% устроить Белорусь. Так что не все так просто
Идёт прощупывание вероятностей создания т.н. "валютных зон" и занята этим команда Ротшильда.
Процентщики, чей выразитель Рокфеллер, бодаются за сохранение доллара, но силёнок явно не хватает.
Как Вы понимаете все проверили, факты подтвердились и офицера оправдали за отсутствием состава преступления и притом никто не стал выслушивать остальные 9 причин.
Так и в случае с ЕС и ТС - у правящих элит немеряно бабла вложено за рубежом - чей крючок окажется важнее в данной ситуации - туда и повернут слуги народа. А интересы народов - это остальные 9 причин которые никому не интересны
и политического единения.Вот ЕС толкает одну политику.И то
потрескивает.