В одном из своих недавних выступлений президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал соблюдения "железной дисциплины" в сельском хозяйстве. Белорусский лидер пообещал подписать декрет, который введет "крепостное право", в том числе, и на селе, когда работники АПК не смогут увольняться или менять сферу деятельности.
Корреспондент DW решил посмотреть, как обстоят дела в сельскохозяйственной отрасли Беларуси и насколько эффективными могут быть жесткие меры, обещанные Лукашенко. Для этого он отправился на родину белорусского президента – в Шкловский район Могилевской области.
Реальная жизнь
Жизнь на пустых, на первый взгляд, улицах деревни Добрейка Шкловского района кипит только возле магазина. Очевидно, половина покупателей приходит сюда за спиртным. Бросается в глаза востребованность - до сих пор - гужевого транспорта. Коня, запряженного в плуг, можно увидеть практически в каждом подсобном хозяйстве Добрейки, хотя автотракторная техника простаивает на машинном дворе местного сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК).
В некоторых хозяйствах вместо лошади впрягаются сами люди
Иногда встречаются огороды, на которых люди сами впрягаются вместо лошади. При этом местные жители благодарны властям за то, что Добрейка стала агрогородком. Правда, здесь же оговариваются, что пункт оказания бытовых услуг, недолго поработав, уже закрылся, и вскоре закроется почта.
Руководители сельхозпредприятий из соседних районов, попросившие не называть их имен, признаются, что Шкловщина для них - это предмет зависти. Здесь, считают они, удалось создать экономическое чудо благодаря тому, что, имея статус родины президента, до 70% хозяйств существуют за счет поддержки промышленных предприятий. Та же Добрейка, например, сегодня относится к хозяйству "Газовик-Сипаково", то есть фактически находится на иждивении предприятия"Могилевоблгаз". И здесь действительно можно встретить доярку с зарплатой в 700 долларов США.
А в соседних районах в это время процветает пьянство. Часто, признается их руководство, во время уборки урожая приходится увольнять человека по статье, а к посевной брать его обратно. Не секрет, что трактористов, лишенных прав, часто все равно приходится сажать за руль трактора, и госавтоинспекция закрывает на это глаза. Причина банальна - некому работать, и никакие угрозы "крепостным правом" не помогут. Во многих хозяйствах переходить на "военное положение" просто некому.
Парадоксы села
В таких условиях нет другого варианта, кроме привлечения на ответственные участки специалистов из города, а для сбора урожая в поле - студентов и школьников. Автослесарь одной из могилевских СТО Валерий называет себя типичным примером "помощи селу". Ежегодно он берет отпуск за свой счет, чтобы в июле-августе сесть за руль комбайна. В среднем за два месяца он планирует заработать 2-3 тысячи долларов, после чего вернется в город чинить автомобили.
Логика тут проста: для горожан управление импортным комбайном "John Deere" будет менее стрессовой ситуацией, чем для сельчанина, привыкшего к отечественной "Ниве".
Кроме того, руководители сельхозпредприятий обращаются за помощью и на заводы, которые командируют своих работников на период уборочной. При этом они не называют ситуацию "авральной", говорят, что это обычная практика последнего десятилетия.
Брошенная ферма в деревне Добрейка
Ситуация выглядит парадоксально, соглашается житель деревни Добрейка кандидат экономических наук Петр Мигурский, ведь в деревне сегодня одновременно наблюдаются рост безработицы и дефицит квалифицированных кадров. Фермы закрываются, оставляя людей без работы. Это делается, объясняет он, в угоду новым животноводческим комплексам, на которых устанавливается закупленное за валюту импортное оборудование. Но система подготовки кадров заточена под советские образцы техники и не способна подготовить специалистов нужной квалификации. Соответственно, эффекта от вложенных инвестиций нет, и это заставляет руководство страны нервничать.
Что касается угроз президента, то Мигурский уверен, что все действия будут направлены на рядового исполнителя, в то время как основная проблема села кроется в низком качестве среднего управленческого звена, которое не проявляет инициативы и только ждет указаний президента. Мешают и амбиции руководителей райисполкомов, которых также назначает лично президент. Первым делом на новом месте они начинают переназначать кадры, требуя уважения к себе, но при этом разрушают систему поощрения специалистов.
Военная риторика
Петр Мигурский
Понять логику властей, продолжает Мигурский, можно, зная структуру сельского хозяйства, основой которого остаются СПК – по сути, те же колхозы, только переименованные на современный лад. Учитывая, что фермеры сегодня составляют лишь 1,8% от общего количества сельхозпроизводителей, именно СПК призваны выполнять Программу продовольственной безопасности страны, то есть, фактически должны ее накормить.
Со своей задачей они в принципе справляются, но авторы этой экономической модели ранее игнорировали такие вещи, как рентабельность и эффективность сельского хозяйства. А теперь на них обратил внимание глава государства и остался недоволен.
Заместитель председателя Партии БНФ шкловчанин Григорий Костусев отмечает, что Александр Лукашенко в последней речи сильно злоупотребил военной риторикой, знакомой ему еще с советских времен. В одном тексте, отмечает Костусев, были использованы такие обороты, как "всех перевести на военное положение к уборке", "все должны быть мобилизованы на заготовку кормов", "сами себе введете диктат", и т.д.
В конце 1980-х годов Костусев и Лукашенко почти одновременно стали руководить совхозами, расположенными в соседних районах. Тогда, вспоминает политик, Коммунистическая партия тоже каждый год вела "битву за урожай". И чем больше было проблем, тем жестче становилась риторика.
Сегодня власть, уверен Костусев, уже поняла, что сельское хозяйство стоит на грани краха. Но проблема в том, что нынешние руководители сельхозпредприятий уже не способны существовать вне командно-административной системы.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А что не платит ?
Ермакова пустила их в свободное плавание.
Так что вам, Виталий, только молиться, что наш АПК - апкапистый. Вон Бурнос радуется, что Саву3шкин поставляет продукты в сингапур, Иорданию. А статья написназывается, что мы пробились в ЕС
Но рынок будет сужаться.
Бывший министр с/х Леонид Русак - сам лукашенковец - об этом говорил еще в 2008 г. Я размещал его статью
Совершенно прав Ярослав - мало штата и много сезонников. Но это не наша модель.
И еще. У повозки оглобли из необстуганной березы. У нас на Полесье такого не может быть в принципе.
И вообще - сейчас продают все для лошадей - сбрую и пр. Или сам возьми прямую сосну и высуши и обработай.
Нет,даже в БССР были что-то тира заводиков, где делали все готовое. Повозки в колхозах только собирали и ремонтировали.
И у этой лошади сбруя нормальная. Я помню, насколько была добротная - вся из кожи, войлока.
Сейчас набрал в гугле - и море предложений по производству сбруи и телег.
Простая мебель. Но у нас ее не было.
Шауляй ведь город небольшой. А этих предприятий было пять
Кстати, у вас русские заметны ?
Забрали у белорусов.
А язык учили польский
ГРП,работающим в которых будут ежегодно начислять пай,
зависящий от результатов деятельности и стоимости фондов ГРП.В этом случае каждый будет заинтересован в большей отдаче.При выходе на пенсию этот пай будет составлять
накопительную часть пенсии,а государство обеспечит базовую часть за счёт социального налога ,который можно значительно сократить,что даст дополнительную возможность развития хозяйств.Кроме того часть сельхозпредприятий можно
присоединить к крупным промышленным в качестве их продовольственных цехов.Конечно ,для полного счастья следует установить минимальные цены на энергоносители в объёмах необходимых для производства.
Все эти принципы нужно ввести в действие ЗАКОНОМ,после
всенародного обсуждения.Не нужно зажимать и частников.
Пусть создают хозяйства с более привлекательными условиями.
На такой же принцип следующим этапом необходимо
перевести и перерабатывающие предприятия.
За палочку работать никто не будет,Это показала
практика колхозов Но и в советское время было
много хозяйств,в которых люди с удовольствием работали и куда бежали из других ,в которых руководители были хапугами и дураками. А последнее наряду с плохими дорогами беда.
А в чем причина их успешности была, коллега ?
А у них финансирование было в 5 раз больше, чем по с/х в целом
результаты не заставили себя ждать:производительность повысилась вдвое и
зарплата в полтора.И всё за счёт принципа
материальной заинтересованности.Да зачем мне
метать бисер перед свиньями, у которых главный
принцип:об....и ближнего.
Система была гнилой. Но были прекрасные6 менеджеры-председатели, были интересы района сделать образцы, были районы (черноземье и нечерноземье).
Но система все равно была гнилой, Виталий.
На этом фоне арендные фермы и цеха - прорыв.
Но ведь сегодняшняя частная собственность - это получше аренды ?
разных реформах сегодня стало лучше чем вчера,а завтра лучше чем сегодня.Но к сожалению я вижу обратное.У нас в районе есть фермеры,но они
уже сохой на козе пашут и сеют ячмень по ячменю.
Они пользуясь неразберихой и знакомством с
колхозным или совхозным начальством скомуниздили кое какую технику,землю у алконавтов на правах аренды с оплатой 2х
центнеров зерна за земельный пай в 10 га
поработали ,сорвали не платя почти ничего,загубили землю и все дела.Я почти 40 лет
проработал в машиностроении непосредственно вы производстве и по работе в совхозе после возвращения на родину посещал некоторые заводы
То во что они превратились трудно описать,можно только описать.К этому привела частная собственность.Конечно для Чумака или Глобы
с Кашпировским она эффективна,но вот ракеты
почему то падают,хотя летали успешно ещё при
Королёве,а он умер в 1966 году.иЭТО ПО ВАШЕМУ УСПЕХ.а по моему х...ня на постном масле.