Какие позитивные мифы появляются у русского народа?

Русский народ снова стал гордиться своей страной - такой вывод можно сделать, изучив реакцию пользователей социальных сетей на размещённые там провокационные материалы. Об этом же говорят результаты социологических опросов. А значительный объём помощи, оказанной русским повстанцам в Крыму и на Донбассе, источником которой были частные лица и различные негосударственные структуры, большая часть которых находится в России, демонстрирует высокую национальную пассионарность.

Подобный всплеск патриотизма объясняется успехами руководства страны на внешнеполитической арене. Блестящее проведение сочинской Олимпиады (при весьма сомнительных прогнозах), практически идеально реализованная спецоперация по обеспечению безопасности в Крыму (и присоединению его к России), а также беспрецедентная вспышка пассионарности в Новороссии, получившая название “Русской весны”, были значительным “подспорьем” в восстановлении национальной гордости. Достаточно отметить, что государственный флаг, ранее присутствовавший, в основном, на административных зданиях страны, теперь нетрудно встретить даже рядом с рыбацкой стоянкой или на магазине (автор имел возможность лично наблюдать флаги России, развевавшиеся на автомобилях рыбаков, разбивших свои лагеря на берегах Оки и Волги, чего никогда прежде не было даже в праздники.). Рассуждения же о “власовском символе” (ранее стабильно муссировавшиеся “патриотическими” медиа) и вовсе сошли на нет после событий в Крыму.

Можно уверенно утверждать, что десятилетия подавления национальной гордости, навязывания чуждых ценностей и идеалов, десакрализации побед и святынь и отсутствия вектора движения для русского народа подошли к концу. Олимпиада, Крым, Новороссия – проявление давно назревших изменений в сфере национального самосознания.

В этой связи важно обратить внимание на такую его составляющую, как наличие позитивных мифов. Эти мифы, в прежние времена зарождавшиеся в котле народного творчества, а ныне в основном формируемые профессионалами – надёжная основа не только простой агитации и пропаганды, но и менталитета вообще, так как могут веками сохранять эффективность.

Сегодня со стороны радикальных националистов в Киеве мы видим активную работу по искусственному созданию подобных мифов. Ярким примером является так называемая «небесная сотня», которая в массе своей погибла от огня наёмников, нанятых самими же руководителями Евромайдана и в память о которой весь центр Киева превратили в «кладбище».

А какие позитивные мифы появляются у русского народа? Наши мифы – подлинно народные. Как и столетия назад, когда пропаганды в современном понимании ещё не существовало, ими не занимаются специалисты. Так, крымская операция подарила нам великолепное словосочетание «вежливые люди». Зародившееся в блоге севастопольца Бориса Рожина, оно разошлось по всему Интернету, этому явлению был даже посвящён микроблог, который вёдут несколько известных интернет-деятелей. Однако «народность» этого мифа не всегда идёт ему на пользу. Так, недавно была презентована новая песня «Вежливые люди», исполненная Ансамблем им. Александрова, качество которой стоит подвергнуть серьёзному сомнению. Впрочем, думается, в данном случае количество обязательно перейдёт в качество: уже появилась массовая сувенирная продукция с “вежливыми”, а в Бахчисарае собираются поставить памятник “вежливому солдату”. При этом стоит отметить, что за рубежом тоже уже начали делать пластиковых солдатиков (Рис.1.), изображающих наших бойцов в Крыму, в то время, как во время чеченской войны, выпускали пластиковых «боевиков» (Рис.2 и Рис.3). Кстати, они тогда были изготовлены в Харькове, а на стороне настоящих боевиков воевали некоторые украинские националисты - в частности, известный глава ровенского “Правого сектора” А. Музычко.

Едва ли не впервые в истории Российской Федерации солдаты её армии приобрели положительный имидж. Песня, памятник, сувенирка - это, безусловно, движение в правильном направлении, но не стоит забывать о качестве подобной “идеологической продукции”. Впрочем, несмотря ни на что, миф о “вежливых людях” уже разошёлся по всей российской медиасфере, и хочется надеятся, что не будет забыт.

Не менее интересен и миф о других солдатах - украинских милиционерах из подразделения “Беркут”. На Майдане в Киеве именно на служащих этого подразделения приходились основные атаки боевиков. Стойкость и мужество “идеальных солдат” (как их иногда называли в интернете) спецподразделения, а также тот факт, что именно строй “Беркута” был последним препятствием на пути радикальных националистов к власти, сделали это подразделение символом русского Сопротивления на юго-востоке Украины. Известный факт - во время массовых мероприятий в городах Новороссии люди кричали “Беркут” и развешивали на “стенах памяти” фотографии погибших бойцов. В Москве рядом со станцией метро Юго-Западная уже заложен камень на месте, где собираются поставить памятник бойцам подразделения.

Также высказывались предложения о переименовании в честь “Беркута” одной из улиц в городе.

Сейчас в связи с разгоревшейся гражданской войной на Донбассе о подвиге “беркутят” (как их называли СМИ Украины) уже не так часто вспоминают. Но миф об “идеальных солдатах” продолжает быть действенным и убедительным.

Третий миф – это «двести запорожцев». История про двухсот запорожцев, которые простояли около 6 часов против тысячной толпы «правосеков», кидающих в них камнями, яйцами, мукой и зелёнкой и порывавшихся избить безоружных митингующих арматурой, облетела Интернет. Внимательные наблюдатели обнаружили сходство на картинке с камер, запечатлевших неудавшийся митинг, где запорожцы стоят под зонтами, защищаясь от летящих предметов, и кадра из фильма «300 спартанцев» (основанного, в свою очередь, на реальной истории древних защитников Фермопил), на котором спартанцы точно таким же образом противостоят врагу (только вместо зонтов – щиты) (Рис.4). Эта картинка облетела весь Интернет, но, к сожалению, миф широко не разошёлся. Во многом это было связано с тем, что дальнейшее развитие кризиса способствовало возникновению более сильных мифов, в том числе негативных.

Кроме подобных “локальных” мифов, связанных с подвигами и действиями отдельных организаций и групп людей, за время украинского кризиса сформировались и более “всеобъемлющие”. Так, по аналогии с пражской и арабской весной, массовые общественные выступления в Новороссии были названы организаторами “Русской весной”. Этот “бренд” оказался весьма удачным, и до сих пор активно используется русскими активистами юго-востока Украины. Возможно, его успех связан с тем, что это отнюдь не уникальное название отражает давнюю мечту определённых групп пророссийски настроенных пассионарных граждан о русском возрождении. Весна закончилась, наступило лето, но можно уверенно констатировать, что о “Русской весне” забудут не скоро.

И, наконец, наиболее впечатляющий миф – это целый город Славянск. Вернее, идеи: «Славянск – город-герой», «Славянск – новый Сталинград». Уже погибло немало защитников города, противостоящих превосходящим их в десятки раз (в живой силе и технике) силам, лояльным путчистам в Киеве.

Понятно, что, несмотря на многочисленные обвинения со стороны украинских политиков и прессы, Россия как официальный политический субъект не имеет никакого отношения к событиям на Донбассе. Поиски многочисленных “спецназовцев ГРУ и ФСБ” раз за разом оборачиваются фарсом, а ополченцы самопровозглашённых республик не получают от агентов спецслужб РФ оружия или денег.

Однако к этим событиям имеет отношение русский народ. В городе на стороне ополченцев Донецкой народной республики воюют люди не только со всей (в том числе, Западной) Украины, но и из России. В России же активно проходят кампании по сбору и отправке гуманитарной помощи в ДНР и, в частности, в Славянск.

Этот город стал настоящим символом возрождения русского духа. Не случайно в Севастополе на аллее городов-героев на мемориале, посвящённом Киеву, неизвестные закрыли название города табличкой “Славянск” (Рис. 5.). Происходит героизация защитников города, так, в Интернете  можно увидеть плакат в честь погибшего снайпера с позывным “Ромашка” (Рис. 6.).

В нашей истории немало мифов о городах-героях, защитники которых вопреки всему выстаивали против превосходящих сил противника. Неслучайно Славянск сравнивают со Сталинградом. Победа или поражение сил ополчения в этом городе будет иметь ключевой характер и определит - станет ли Славянск для новых властей в Киеве тем, чем стал город на Волге для их идейных предшественников из нацистской Германии, или ему уготована участь Брестской крепости. В любом случае можно говорить о сформированном позитивном мифе, который обещает быть достаточно устойчивым и не исчезнуть. Ведь подобный факт (противостояние “русского народа” и “фашистов”) в последние 70 лет на территории бывшего СССР мы наблюдаем впервые.

* * *

Любой миф - и негативный, и позитивный - лишь средство, инструмент в достижении идеологом и пропагандистом определённых целей. Кроме того, если миф не упоминать в информационном пространстве достаточно часто - его действенность снижается, его могут и вовсе забыть. Поэтому правильно, что в России ставят памятники “Вежливому солдату” и “Беркуту”, правильно, что активисты “отнимают” у Киева мемориал города-героя и “передают” его Славянску. До сих пор у России и, шире, Русского мира, не было новых позитивных мифов, которые могли бы использоваться для консолидации, идеологического “оздоровления” и поднятия морального духа нашего народа. Благодаря украинскому кризису такие мифы появились и можно прогнозировать, что появятся ещё. Главное, не забывать их умело использовать.