Украинский кризис расколол российскую оппозицию

На модерации Отложенный

Илья Пономарёв, Владимир Тор, Сергей Удальцов, Гарри Каспаров, Игорь Драндин теперь вряд ли смогут оказаться на сцене одного митинга. На фото - "Марш миллионов" в сентябре 2012 года в Москве.

"Украинский вопрос" стал новой линией раскола в среде российской несистемной оппозиции. При этом поддержка антиукраинской позиции власти совсем не гарантирует оппозиционерам доброго отношения со стороны этой власти.

3 июня в Москве был задержан и после признания вины отпущен под подписку о невыезде очередной фигурант "Болотного дела", гражданский активист Олег Мельников. Он только что вернулся из украинского Славянска: по словам его жены, он доставил гуманитарную помощь "ополченцам" на востоке Украины.

Это последнее обстоятельство многие оппозиционеры эмоционально прокомментировали в соцсетях, при этом одни злорадствовали, а другие возмущались: почему российские власти преследуют своих вроде бы союзников в самом актуальном сейчас "украинском вопросе".

Заместитель председателя партии "Демократический выбор" Игорь Драндин, как и многие другие, ничего удивительного в таком преследовании не видит.

"Власть ведёт себя последовательно. Она же никому ничего не обещает. Тут идет такой разговор: вы делайте, а мы посмотрим", - сказал Драндин bbcrussian.com.

Возможно, единственный из несистемных оппозиционеров, кто пока добился какого-то знака признательности от власти - это Эдуард Лимонов: ему впервые разрешили митинг на Триумфальной площади в Москве 31 мая в рамках "Стратегии 31".

Война Лимонова

Лимонов, который когда-то был юным жителем советского Харькова Эдиком Савенко, в последнее время Нажать переключилсяс обличения других оппозиционеров на обличение новых украинских властей и борьбу за отделение от Украины Юго-Востока, включая его родной Харьков.

 

При этом нацболы из незарегистрированной партии Лимонова "Другая Россия" Нажать объявили о наборе добровольцевв сепаратистские отряды на Украине и лично участвуют в столкновениях в соседней стране.

В то же время, например, Сергей Удальцов благодарности от властей пока не дождался: суд над ним по "Болотному делу" идет своим чередом, хотя его странички в соцсетях, которые из-за домашнего ареста ведут его жена и соратники, полны скопированных сообщений с одной, пророссийской стороны украинского конфликта и реплик в поддержку борцов с "киевским режимом". Также активно "ретвитит" всё, что поступает с одной стороны "украинского фронта", и адвокат Удальцова Виолетта Волкова.

Оппозиционеры-националисты в массе горячо поддерживают словом и делом аннексию Крыма и идею отделения "Донецкой народной республики" и "Луганской народной республики", но никаких признаков, что им за это позволят, например, зарегистрировать свои партии, публика пока не увидела.

Впрочем, приговор Удальцову с его соратником Леонидом Развозжаевым пока формально не известен, и, например, Национально-демократическая партия ответ от минюста на новую попытку зарегистрироваться пока не получала.

Развал левого фронта

Раскол по украинскому вопросу в наибольшей, возможно, степени, коснулся российских несистемных левых.

Лимонов и нацболы - условные "левые", хотя сочетают в своих воззрениях просоветскую левизну с крайним имперским национализмом, а националистов в России принято причислять к правым.

Лидер Левого фронта Сергей Удальцов - "против Украины" и радуется, что "с Крыма началось восстановление СССР", одна из основательниц Левого фронтаНажать Дарья Митинанеистово поддерживает "Новороссию", а вот еще одного из бывших лидеров того же Левого фронта, Илью Пономарёва, его партия "Справедливая Россия" грозит изгнать из Госдумы за "антироссийскую" позицию по Украине. Пономарёв голосовал против присоединения Крыма в Госдуме.

Состоявшийся в минувшую субботу митинг "Стратегии 31" власти Москвы разрешили впервые за пять лет

При этом сам Пономарёв объясняет, что российские левые, с его точки зрения, не должны вставать в украинском конфликте ни на одну из нынешних его сторон.

"В случае Украины пораженные шовинизмом современные российские левые [...] вместо поддержки украинских левых организаций, находящихся в глубоком кризисе, начинают поддерживать "своих" ультраправых, орудующих на востоке страны. Скажу больше: поддержкой сепаратистских движений на Востоке мы ставим для многих украинцев знак равенства между советской идеей и российским империализмом и закрепляем правый поворот нашей соседки", - пишет Пономарев вНажать пространной статье на эту тему, где обильно цитирует классиков марксизма-ленинизма.

По оценке Пономарева, актив Донецкой и Луганской "народных республик" на 10% состоит из российских ультраправых боевиков, а на остальные 90% - из местных люмпенов и криминалитета, и с ними настоящим идейным левым не по пути.

Третий путь марксистов

"Наглядно сбывается предупреждение Маркса, который писал, что люмпен-пролетариат, в противоположность промышленному пролетариату, всегда выступает на стороне того, у кого сейчас власть, охотно предоставляя себя в распоряжении буржуазных групп", - считает российский депутат-оппозиционер.

 

Похожую позицию занимает еще один деятель Левого фронта Алексей Сахнин, бежавший от преследований по "Болотному делу" в Швецию.

"Трагизм ситуации заключается в том, что раздел между разными группами в оппозиции, в том числе внутри левого движения, проходит по категорически неправильным границам. Сама по себе ситуация вынуждает нас - и многие, к сожалению, на это ведутся - делиться на сторонников двух заведомо порочных игроков в этой жуткой игре", - сказал Сахнин Русской службе Би-би-си, пояснив, что под этими игроками подразумевает "киевский режим" и "путинский режим". И тот, и другой, по мнению Сахнина, опираются в конфликте на юго-востоке Украины на своих ультраправых.

Сахнин, как классический левый, хотел бы, чтобы конфликт на Украине перерос в то, что он смог бы назвать народной революцией.

"Единственный, хоть и призрачный шанс на выход из этого тупика - это быстрая эволюция массового движения. И в этом смысле союз между, условно, демократическим крылом Майдана и демократическим крылом Антимайдана - это единственная альтернатива договорному матчу между фашистами всех стран", - заявил Сахнин, подчеркнув, что понимает, впрочем, что в нынешней ситуации надежд на это немного.

Многие из российских националистов, как и часть левых оппозиционеров, подчеркивают, что поддерживают в украинском конфликте не президента Путина, а "русских братьев". Здесь, говорят они, их позиции отчасти и временно, ситуативно, совпадают с позицией власти - но в остальном они остаются твердой оппозицией.

За "русское государство"

"Мы не поддерживаем спецоперацию Путина. Мы поддерживаем выступления русских людей на Востоке Украины против русофобского режима", - Нажатьобъясняетодин из идеологов оппозиционного русского национализма, лидер незарегистрированной Национально-демократической партии России Константин Крылов.

По мнению Крылова, цели Путина и цели сепаратистов на юго-востоке Украины не совпадают: сепаратисты, как считает Крылов, хотят создания "русского государства" или вхождения в состав России на правах "русского региона", Путин же будто бы боится этого как угрозы для всей системы своей власти.

Пономарев был единственным депутатом, проголосовавшим против присоединения Крыма к России

Решительно против российского вмешательства и расчленения Украины выступает небольшая либеральная партия "Демократический выбор", которую можно отнести к умеренным националистам: она тоже выступает за резкое ограничение иммиграции в Россию из бывших южных советских республик.

"Кто-то считает, что там - "русская весна", и это надо поддерживать. Мы же считаем, что на юго-востоке Украины фактически происходит хорошо организованный хаос, и довольно странно поддерживать такую идею", - сказал bbcrussian.com заместитель главы "Демократического выбора" Игорь Драндин.

Драндин надеется, что Демвыбору удастся и дальше сотрудничать с националистическими организациями - с национал-демократами в том числе - в тех вопросах, где их позиции совпадают.

"Но сейчас появился еще один момент: некоторые люди и организации стараются на этой теме получить какие-то договоренности с действующей властью, а в пакет этих договоренностей, возможно, не впишется сотрудничество с оппозиционными партиями", - опасается Драндин.

Правда, по мнению Драндина, если у кого-то из нынешних оппозиционеров, совпавших с Кремлем во взглядах на украинский кризис, и есть мечты о подобных договоренностях, то они, скорее всего, не сбудутся.

Единство либералов

"Тот же Лимонов - я думаю, это не предел его мечтаний: согласовать 31-е число и раз в жизни не свинтиться на Триумфальной площади. Я думаю, он всё-таки хочет чего-то большего, и его активисты тоже хотят другого, у них есть амбиции создать партию. Но вряд ли у них это получится. Потому что власть же тоже понимает, что Украина - Украиной, а жизнь продолжается, и такого толка партия, по мнению Кремля, сейчас просто не нужна", - говорит замглавы Демвыбора.

 

В наименьшей мере раскол по линии Украины затронул либеральное крыло протестной оппозиции: все ее лидеры и активисты вышли на Нажать Марш мира15 марта в Москве, все осуждают российскую власть за аннексию Крыма и вообще вмешательство в украинские дела. Они понимают при этом, что идут против мнения большинства россиян, но поступаться принципами ради популярности не хотят.

"Какие-то люди, которые принадлежали к либеральному флангу протестной оппозиции и впали в раж "Крым наш", они есть, но их очень немного, и они на далекой периферии либерального фланга", - говорит один из лидеров незарегистрированной "Партии 5 декабря" Сергей Давидис.

По несистемной же оппозиции в целом, признает Давидис, "украинский вопрос", действительно ударил очень сильно. В 2012-2013 годах оппозиционеры разных взглядов впервые наладили сотрудничество - в рамках Координационного совета, в организации протестных акций.

"Это сотрудничество и взаимодействие было очень ценным достижением, и вот сейчас в значительной степени оно разрушено, потому что существенная часть левых и большая часть националистов изменили свое отношение к власти в связи с полной или почти полной солидарностью с ней по вопросу Крыма и Украины", - сказал Сергей Давидис Русской службе Би-би-си.