Антиамериканизм в России. продолжение

Антиамериканизм по-русски. Одинокий гастарбайтер женского пола из Киргизи, вышедший постоять на Тверской с плакатиком. Тариф 300 руб./ч. (жить же надо на что-то). Вместо оранжевой жилетки — жилет с портретом Путина.
 
С другой стороны, до брезгливого культурного антиамериканизма, как во Франции, нам тоже весьма далеко.
Америку так или иначе временами будут ненавидеть за ее внешнюю политику, и в этом ничего плохого нет. Множество стран имеет на это достаточно оснований. В России пик такого деятельного антиамериканизма приходился на конец 90-х годов, времена американской войны против Сербии, которую все воспринимали именно как американскую войну. Кстати, именно тогда случилось единственное в истории России успешное нападение на Макдональдс. Его кажется закидали камнями и даже, вроде, разбили витрину. Если измерять антиамериканизм в нападениях на посольства и на американских граждан, то в России нет антиамериканизма, как бы власти ни хотели обратного.
Когда-то давно мне чуть было не пришлось участвовать в одном из последних комсомольских мероприятий – это было еще в Советском Союзе. Согнали большую толпу комсомольцев на митинг около американского посольства (мы все понимаем, что представлял собой Советский Союз, поэтому митинг был, разумеется, не просто санкционированный властями, а властями и устроенный). Комсомольцев набирали из вузов по разнарядке. В частности, комсомольцам вручили яйца и чернильницы, чтобы кидаться ими в посольство. Комсомольцы (как рассказывали очевидцы) кидали довольно вяло: большая часть этого добра до посольства так и не долетела. Да и сами комсомольцы, которые это делали, чувствовали неловкость. Им было неудобно. Я вот сам, например, в этом мероприятии не участвовал тогда, потому что болел. И, наверное, даже если бы меня погнали в толпу, то, скорее всего, мое яйцо и моя чернильница до посольства тоже не долетели бы. То есть, людям дали возможность нахулиганить , но они этого не стали делать. Замечу – это были советские времена, когда возможность покричать, побузить, тем более, покидаться чем-то, — это была уникальная возможность. И ею не воспользовались. В постсоветские времена, когда стало посвободнее, не было ни одного подобного рода серьезного эпизода. Разве что был один сумасшедший, который в разгар натовских бомбардировок Сербии в знак протеста пытался выстрелить по американскому посольству из гранатомета, но его, к счастью успели вовремя скрутить и потом отправили лечиться в дурдом.
Гораздо большее количество людей пыталось например взорвать мумию Ленина. О чем это все свидетельствует? О том, что антиамериканизм у нас в народе на самом деле представлен очень слабо.
Хотя есть вещи, за которые Америку осуждают. За ту же Сербию, за ее позицию по Украине, по объяснимым с точки зрения россиян причинам.
 
Может быть, Америку недолюбливают по той же причине, как например в российских деревнях могут недолюбливать самого богатого соседа на улице?
 
Константин Крылов: Пожалуй, даже нет. С лидерством Америки все смирились, в том числе и в России. Здесь все давно поняли, что Россия не лидер, Россия — довольно бедная страна. Америка — страна богатая.
Германия или Франция — тоже страны, которые гораздо богаче России. И ни у кого это никакого негатива по отношению к Германии или Франции не вызывает.
Америку могут осуждать не за то, что она богатая, не за то, что она сильная. Эти вещи, напротив, могут вызывать только восхищение и зависть, конечно же. Осуждают Америку, как я уже говорил, за ее внешнюю политику и за определенную часть внутренней. Причем зачастую, за те проявления, которые россиянам усиленно выпячивает центральное российское телевидение.
Кроме того, раньше Америку могли осуждать за некоторые особенности ее культуры. Считалось, что Америка слишком терпима к неприятным для России темам, связанным, в основном, с так называемой нравственностью. Но сейчас больше в этом упрекают Европу, а не Америку. Выражение «Евросодом», раскрученное нашими «патриотическими» СМИ, ассоциируется именно с Европой, а не с Америкой. Америка на этом фоне воспринимается как образец нравственности. Если для человека советского именно Америка была символом этакого буржуазного растления, то сейчас, в общем-то, выяснилось, что Америка — страна, в общем-то, довольно консервативная. Вот то ли дело в Европе, в какой-нибудь Голландии или Норвегии. Поэтому сейчас вот эти все настроения — они, скорее, антиевропейские.
Так вот, антиамериканизм сейчас в основном направлен на проявления американской внешней политики.
Американцев подозревают во всякого рода кознях — в общем, в чем-то и справедливо подозревают (потому что сверхдержава не может не заниматься кознями); в желании контролировать мир. Ну да, конечно! А кто бы не хотел контролировать мир на месте американцев?
Россия вот хочет контролировать Украину. Что, в общем-то, тоже совершенно объяснимо. России, как региональной державе, хочется держать под контролем процессы, происходящие в ближайших странах. Это все равно, что если какой-нибудь кошечке или собачке мешать писать по углам. Она все равно это будет делать. Потому что она считает эту территорию своей.