Каннский кинофестиваль, 67-й по счету, завершился победой турецкого режиссера Нури Бийге Джейлана (фильм «Зимняя спячка»), одного из давних каннских фаворитов. «Левиафан» Звягинцева получил приз за сценарий. Между тем, борьба была, как никогда, острой: до самого конца не было понятно, получит ли Россия наконец вожделенное главное золото, которого не может дождаться с 1958 года, то есть более полувека - со времен триумфа «Летят журавли».
В общем, рассуждения о том, что мы, мол, «опять пролетели» (иные досужие репортеры пишут так, даже когда российской картины нет в конкурсе), обычно смехотворные, на сей раз логичны: «Левиафан» Звягинцева как раз вполне бы мог потягаться и с Джейланом, и с другими конкурсными картинами. Прежде всего своей смелостью – и художественной, и гражданской, и какой угодно еще: несмотря на некоторые натяжки и дурновкусие, в целом это замечательная картина. Честная, без экивоков и заигрываний с властью, без стыдливых эвфемизмов, уловок и околичностей: речь в ней о том, что власть сращена с церковью и судами, и правды ты нигде не найдешь, живя в ситуации бандитского беспредела. (Недаром одна то ли простодушная до идиотизма, то ли служивая девица-репортер написала в соцсетях: дескать, Минкульт ему, Звягинцеву, такому-сякому, деньги дает, а он плюет в рожу этому самому Минкульту).
Тут не поспоришь: плюет, и еще как плюет, и коррумпированному Минкульту (опосредованно) – в том числе. Кстати, этот самый Минкульт теперь в сложном положении: министр культуры поспешил заявить, что фильм ему сильно не пришелся (прежде всего, понятно, своим «содержанием», о языке кино наш министр понятия не имеет), и вот не пришедшийся ко двору фильм получает приз именно что за «содержание», то есть за сценарий.
Как быть?
Что делать?
Не дает ответа.
Пока что решается судьба озвучки: закон о запрете на мат уже вышел, а в фильме порой ругаются; очевидно, бандиты и беспредельщики из «Левиафана» будут теперь изъясняться, как аристократы на званом обеде или многие эпизоды придется «запикивать». Фильм должны показать в рамках ММКФ (Московского кинофестиваля) и какая версия, с пиканием или без оного, будет продемонстрирована журналистам – еще вопрос.
Усталое жюри
Что же касается расклада жюри (то есть более широкого пасьянса, чем частное дело России) – то, как иронизирует Андрей Плахов, жюри, исчерпав свой запас духовности на Джейлане, уже не смогло распространить его жалкие остатки на Дарденнов, тоже любимчиков Канна (бельгийцы братья Дарденны – одни из немногих, кто получил золото Канна два раза; таких людей в мире всего шесть).
Дарденны – выдающиеся мастера, авторы таких шедевров, как «Розетта» и «Сын»; однако, если по гамбургскому, то и они в последнее время стали повторяться, а драматургия их картин («Мальчик на велосипеде» или нынешний «Два дня и она ночь») уже не обладала такой алмазной прочностью и абсолютным, каким-то недосягаемым совершенством их ранних произведений.
Правда, их обошли призами не по этой причине: заметно, те абсолютные критерии, которых Канн пытался придерживаться, начинают размываться: очевидно, времена не способствуют.
То же самое можно сказать и о Джейлане: утонченное, глубинное совершенство «Отчуждения» и «Времен года» заменились на некоторую тяжеловесность, умозрительность, даже академичность его нынешнего периода. Но, как это и бывает всюду – и в раскладах Нобелевской в области литературы тоже – дают тем, кто уже утерял буйство глаз и половодье чувств. Так сказать, за вклад, усилия, культурную оснащенность и культурную же… усталость.
Украина: поступь Истории
Интересно, что Украина – несмотря на трагические события этого года – смогла выставить сразу две талантливые картины в разных программах, придав рутинному Канну, постепенно теряющему свой радикализм, актуальность и «политическую зрелость». Фильм Сергея Лозницы «Майдан», чью стилистику сам автор сравнивает с эйзенштейновской «Стачкой», был встречен здесь бурной овацией.
Внимание к фильму Лозницы было подчеркнутым: каннский показ сопровождал невиданный аншлаг, каковой наблюдается здесь только в дни премьер мировых знаменитостей.
Любопытный факт: исторические события на Украине совпали с подготовкой к фильму «Бабий Яр», который задумал Сергей Лозница еще до противостояния украинского гражданского общества произволу Януковичу и иже с ним.
И тогда он решил снимать Майдан не только как факт истории, но и как художественный «акт», универсальный образ. Как поступь самой Истории, ее образ…
Вырисовывающийся сам по себе из нарезки трагических и величественных кадров, снятых на Майдане непосредственно во время противостояния. Сергей отснял 100 часов времени, и, будучи гением монтажа, сделал из этого материала фильм, используя статичную камеру, стоящую посреди толпы и поэтапно фиксирующую происходящее. Здесь практически нет известных политиков, поскольку, по мнению режиссера, не они создавали эту историю, а - народ.
Цель картины – показать стихию и природу протеста, коллективного героя, как бы метафизическое «тело нации»: оттого-то он и отказался от отдельных героев. Ведь, на его взгляд, они не полностью отражают картину происходящего…
Интересно, что во время мирного периода люди на Майдане, случайно попавшие в камеру, реагировали на нее довольно экспрессивно, зато в активный период революционных событий на съемочную группу практически никто уже не обращал внимания.
Особенность Лозницы-документалиста состоит в том, что он отказывается нажимать на беспроигрышные эмоциональные кнопки, чтобы вызвать прогнозируемую, спланированную реакцию зрителя. Наоборот — режиссер в этой картине вроде бы занимает позицию постороннего, даже отстраненного наблюдателя.
Однако именно его взгляд — отстраненный, и потому объективный, якобы «бесстрастный» — как раз и вызывает сильное эмоциональное напряжение и сопереживание.
Напомним, что съемки фильма "Майдан" начались в декабре 2013-го, а завершились 5 марта 2014-го.
Последние сцены — прощание с погибшими.
Многие европейцы плакали на просмотре...
Украинский павильон в Канне организовал встречу с постановщиком. Выступая на ней, Сергей отметил: "У нас существует традиция ставить памятники неизвестным солдатам. Но именно тогда, когда мы начнем ставить памятники солдатам известным, мы и начнем изучать историю".
Говоря о фильме "Майдан" на радио "Свобода", режиссер сказал: "Если сравнивать мой фильм со "Стачкой" Эйзейнштейна, то это картина, в которой тоже нет героя, там много второстепенных персонажей… И история рассказывается не благодаря тому, что мы следуем за судьбой какого-либо персонажа… Когда я ставил камеру, то специально смотрел, чтобы никто на себя не перетягивал кадр, чтобы был эпизод, включающий многоплановую композицию, чтобы каждый элемент был равноценен. Первая сцена — исполнение национального гимна. (Эта сцена станет лейтмотивом фильма, его стержнем и потаенным смыслом (прим. авторов). Там есть концентрация мысли, это мощный кадр. Он воздействует на зрителя, вы получаете сильное впечатление. Я намеренно просил оператора брать в кадр только людей — море людей. Меня не интересовала другая сторона Майдана — "Беркут" или Янукович, меня интересовал народ".
В Канне Лозница призвал общественность максимально содействовать освобождению украинского режиссера Олега Сенцова, назвав его арест и обвинения в терроризме «абсурдом».
Здесь же, в Канне, Лозница отказался от общения с представителями российских СМИ. По этому поводу у режиссера принципиальная позиция: "Мне неприятно даже представить, что мои слова будут присутствовать в общем лживом информационном потоке. Сейчас идет информационная война. И средства информации используют как оружие".
Фильм "Maйдан" должен со временем появиться в прокате, а впоследствии Лозница обещал выложить фильм в Интернет.
Напомним также, что на нынешнем Каннском фестивале Украина представлена целым рядом документальных проектов кинообъединения «Вавилон’13» на тему Майдана.
Среди них - "Кино гражданских протестов", "Черная книга Майдана", "Киев. Война на Институтской", "Женщины Майдана", "Небесная сотня".
Кроме того, в «Неделе критики» победителем стал Мирослав Слабошпицкий с фильмом «Племя». События фильма происходят в интернате для глухонемых. Единственный язык, который используется в фильме - язык жестов : ни перевода, ни субтитров , ни диалогов в привычном понимании этого слова. Это - история любви , непривычная история, и тем не менее…
Комментарии
Посмотрю каннские картины, тогда составлю собственное представление. Отзывы на них положительные, это хорошо.
Недавно прошёл наш сериал по Достоевскому "Бесы". Достоевского читать трудно, а поставить ещё труднее. Почему? Ведь та же метафизика жестокости, тот же психологический фрейдизм, доходящий до экзорцизма, - всё как у всех классиков. Однако не смотрится Достоевский с экрана, "достоевщиной" отдаёт, а что это такое, никто не знает?! Всё понимаем, а изобразить Достоевского не можем.
В чём символизм творчества Достоевского? В стремлении показать изнанку человеческой души. Изобразить притворство, ложь, бесовщину! Ну, кому будет приятно это?!
Не любят Достоевского. Он на жизнь человеческую смотрел через призму смерти.
Как можно показать изнанку народа? Если человеческую душу с изнанки не разглядеть... как только через майдан и через то, что теперь твориться в Украине.