Записки на полях. Каин и Авель

На модерации Отложенный

Среди всех картин художника Ильи Глазунова есть одно произведение, которое я по наивности своих представлений, считаю лучшей работой мастера. Картина не столь известна как многие другие популярные работы художника, но которая обладает, по моему убеждению, более глубоким смыслом, чем все остальные. Речь идет о полотне «Братоубийца» (Каин и Авель), написанной в 1963 году. (Фотографию картины прилагаю, изображение смотрите ниже)

 

Братоубийца

 

На картине мы можем увидеть изображение двух мужчин – персонажи известной библейской истории. Согласно Святому преданию, Каин и Авель были родными братьями – первыми детьми прародителей рода человеческого Адама и Евы. Авель стал первой жертвой убийства, его убил родной брат. Эту историю все прекрасно знают и без меня, не думаю, что следует отдельно останавливаться на изложении теологического и прочих смыслах известного сюжета. Всем, кому действительно интересна эта тема, без труда смогут найти множество источников и комментариев к ним. Картина в данном случае, поднимает несколько иной пласт вопросов, которые для меня и определяют особую ценность произведения. А именно, она позволяет внутри себя обнаружить скрытые начала человеческой натуры.

 

Предлагаю небольшой эксперимент.

Постарайтесь сейчас отвлечься от текста, посмотреть на картину и интуитивно определить: кто на картине изображен. Кто из них Авель, а кто Каин?

 

Делюсь своими интуитивными соображениями, буду признателен, если у кого-то возникнут другие ассоциации или другие мысли. Мои наблюдения следующие: один человек, изображенный с левой стороны картины, предстает перед нами с открытым взглядом, с благородными чертами лица, вызывающий, чисто внешне, расположение к себе. А второй человек, наоборот, больше похож на уголовника, какая-то приземистость и ограниченность наполняет его образ. Если сопоставить внешний вид с известными именами, то создается ложная уверенность в том, что слева изображен Авель, а справа Каин, уж больно как-то сомнительно и недостойно выглядит человек справа на холсте. А теперь давайте вспомним библейский сюжет. Именно высокомерие и зависть послужило мотивом убийства. И именно смесь этих чувств и заставляет нас думать о том, что человек справа – это недостойный человек. Рискну предположить, что сам Каин именно так и думал, поэтому, выразил свой гнев и возмущение «более достойного» через убийство своего брата. Каин себя считал человеком высшего, особого порядка. Есть еще пару других косвенных признаков, указывающих, что замысел художника заключался именно в том, чтобы вывернуть картину наизнанку и дать нам, всем зрителям, примерить чужие пороки на себе. И мне кажется, что Глазунову этот прием в данном произведении удался. Если ошибаюсь, прошу меня великодушно простить.