расстрелянный защитник
Оказывается...
...В ходе необъявленной советско-польской войны в сентябре 39 года погибли 1475 бойцов и командиров Красной армии. Сотни жизней всего за две с половиной недели - и не против вермахта.
Кстати, первой защитой Брестской крепости от войск Вермахта в середине сентября 1939 года руководил бригадный генерал Константин Плисовский – некогда храбрый ахтырский гусар, штабс-ротмистр и офицер Русской Императорской армии, расстрелянный органами НКВД в 1940 году.
13 сентября передовые части германского 19-го армейского корпуса генерала Гейнца Гудериана уже находились недалеко от Бреста. 20-я моторизованная дивизия генерала Викторина достигла Волочин, 10-я танковая дивизия генерала Шааля – Высокое Литовское, передовые части 3-й танковой дивизии генерала Гейра фон Швеппенбурга дошли до Каменца-Литовского, а 2-я моторизованная дивизия генерала Пауля Бадера достигла района м. Бочки.
14 сентября в 9.20 утра генерал Клеберг рапортовал Главнокомандующему маршалу Рыдз-Шмиглы: «В районе Бреста спокойно. По неподтвержденным слухам в Жабинке немецкие части. Ген. Плисовский еще не установил связи с ген. Млотом и ген. Пжеджимирским».50 Однако иного рапорта командир обороны Полесья отправить не мог – он попросту не располагал данными о движениях 19-го корпуса Гудериана. А те уже вступили в бой с передовыми частями группировки «Брест». 14 числа пополудни немецкий 2-й батальон 8-го танкового полка 10-й танковой дивизии на севере от цитадели вступил в бой с 113-й ротой лёгких танков (4-й танковый батальон), на вооружении которой находились устаревшие французские танки «Рено» FT-17. В неравном бою поляки потеряли 12 машин, 113-я рота перестала существовать. 53-й бронепоезд под началом капитана Мечислава Малиновского в ходе разведки в направлении на Высокое Литовское столкнулся с разведывательными частями немецкой 10-й танковой дивизии. Прислуга поезда открыла по немцам огонь прямой наводкой, однако под натиском танков поляки были вынуждены отойти в крепость. Немцы вошли в не обороняемый город и попытались с ходу взять крепость, однако встреченные огнём польских орудий и танков 112-й роты лёгких танков, вынуждены были откатиться назад. Поляки заблокировали вход в цитадель остававшимися в их распоряжении «Рено» FT-17. 3-я танковая дивизия немцев заняла Жабинку, куда генерал Плисовский отправил 55-й бронепоезд. После боя с неприятелем поезд был вынужден вернуться в Брест.
За период с 14 по 16 сентября поляки отбили семь пехотных штурмов, поддержанных танками, артиллерией и атаками с воздуха.
Защитники крепости потеряли около 40% личного состава. Генерал Плисовский (раненный в ходе боёв 16 сентября) отдавал себе отчёт в том, что помощи извне ждать неоткуда, к тому же он уже два дня не имел связи с генералом Клебергом, т.к. в здание штаба попал снаряд, и узел связи был выведен из строя.
Ввиду невозможности более оборонять крепость, 16 сентября в 18.00 Константин Плисовский отдал приказ, согласно которому все защитники цитадели должны были покинуть её до 20.00 и двигаться в южном направлении на Кодень. Группировка «Брест», вернее то, что от неё осталось, прибыла в означенное место на следующий день. Генерал Плисовский передал командование своему начальнику штаба подполковнику Хораку, а сам с подполковником Сосабовским и адъютантом подпоручиком Яном Мазарским выехал в южном направлении в поиске соседних соединений.53 В результате генерал Плисовский присоединился к Оперативной кавалерийской группе генерала бригады Владислава Андерса.
29 сентября на расстоянии около 6 км. от м. Турье в направлении на м. Исаи группа на биваке была окружена советскими войсками. Константин Плисовский (будучи больным) не смог добраться до лошади и попал в плен.
После пленения генерал Плисовский после тюрем в Старом Самборе и Львове оказался в Старобельском лагере для военнопленных. По словам его товарищей по несчастью, находясь в лагере, Плисовский служил примером спокойствия, достоинства и крепости духа. Весной 1940 г. он разделил судьбу многих тысяч польских офицеров, попавших в советский плен – генерала расстреляли сотрудники НКВД. К сожалению, в нашем распоряжении не имеется точных сведений о том, где и когда именно генерал был расстрелян. Скорее всего, это случилось в харьковском управлении НКВД между 5 апреля и 4 мая 1940 г.59 Тело его до сих пор не было найдено.60 Так трагически закончилась жизнь Ахтырского гусара и первого Язловецкого улана Константина Карловича Плисовского...
В посткоммунистической Польше имя Константина Плисовского не было забыто. Указом Министра Обороны Народовой Станислава Добжаньского имя генерала было присвоено 6-й Бронекавалерийской бригаде Войска Польского (расформирована в 2007 г.), а постановлением Президента Польской Республики №112-48-07 от 5 октября 2007 г. Плисовский был посмертно произведен в чин генерала дивизии.

Комментарии