Почему Путин сдаст Донбасс. Но на этом не кончится
Независимо от личных качеств и биографии победителя украинских выборов, первое чувство по их поводу – облегчение. Наконец-то у соседей появился человек. Потому что до этого было ощущение, что разговаривать надо с толпой. А с толпой как говорить? Все шумят, перекрикивают, друг друга подзуживают, кого-то выталкивают вперед: «Говори от нас». А тот, кого вытолкнули, одновременно гордится, в восторге от своей храбрости, и боится сказать что-то «не от нас»: затащат обратно да и поколотят. А вот человек – дурной ли, хороший – может быть собеседником.
Источник угрозы
Кто-то не разговаривает с террористами, а российское первое лицо – с революционерами. Ну вот теперь в Киеве не революционное руководство. И это видно. Вот что Порошенко говорит в одном из новейших интервью про себя будущего: «Президент будет очень сильным. Тем уровнем народной поддержки и доверия, которые будут, и вы это увидите. И Майданы не будут влиять на президента, даже если кому-то сильно захочется. В противном случае Майдан из воли народа станет просто банальной политтехнологией. А как бороться с технологиями, я знаю». И его союзник, новый мэр Киева Кличко первым делом обещает разобрать баррикады в центре Киева: «Задача Майдана выполнена». В общем, революция закончилась.
Киев перестал быть главной опасностью для Путина, потому что перестал быть революционным. Главная опасность для Путина теперь Донбасс, потому что он остался революционным. И поэтому Путин не будет все больше и больше ввязываться в него, а будет отстраняться, отходить в сторону. Хотя в Киеве маршрутки еще лавируют между остатками баррикад, Майдан теперь не здесь, а в Луганске и Донецке, а значит, с ними надо настороже.
Чудо самоорганизации
Я вполне согласен с размером, в какой киевские власти оценили явку на референдум в Донецкой и Луганской областях. «Что касается участия граждан, по информации МВД, по информации экспертов, присутствовавших вчера в Донецкой, Луганской областях, в этом фарсе приняли участие: в Луганской области – где то на уровне 24% от населения, которое имеет право голосовать. В Донецкой области – чуть больше 32%», – говорил и.о. президента Турчинов.
Только я не согласен, что незаконное мероприятие, в котором принимают участие 24% и 32% граждан, – это фарс. Это чудо самоорганизации.
Киевляне любят хвалиться самоорганизацией на Майдане или вчера в длинных очередях к избирательным участкам. Но ведь треть населения многомиллионных областей на референдуме, организованном наспех, непонятно кем, с неясными целями и последствиями, и очереди, из которых тоже, как и в Киеве, не расходились часами, – это неведомые прежде высоты политической самодеятельности населения.
30% людей, которые раньше привыкли, что все решает начальство, а тут взяли и пришли на такой не пойми какой референдум, – это немыслимо, бесконечно много. Это совершенно выдающееся явление низовой демократии.
Даже если воспринимать это как митинг – митинг, на который пришла четверть населения одной области и треть другой, – огромен. Это как миллионная демонстрация в трехмиллионном Киеве. Майдан на пике мобилизации, 8 декабря, дал примерно столько: по собственному счету от 500 тысяч до миллиона с учетом многочисленных приезжих из западных областей. А в случае востока я, как видите, беру счет его противников.
Юридический статус референдума, безусловно, как говорят киевские власти, «ничтожен». Но ведь и юридический статус Майдана не определен. Строго говоря, юридического статуса у него и нет никакого, зато есть все остальное. Странно же слышать процедурные претензии к самодеятельному голосованию от тех, кто только что соглашался на процедуру утверждения кабинета министров на площади.
Конечно, по двум восточным областям бегают непонятные люди в камуфляже и с оружием, но вот эти-то люди в очередях, эти вполне понятные. На восток, может, и забрасывали через границу саботажников, но вот этих теток в очередях точно никто не забрасывал. Что выросло, то выросло.
Последняя осень
Путину есть где развернуться, есть кого поднять на борьбу. Но он не будет – в том смысле, в каком хотят одни и опасаются другие. Он будет сворачивать вмешательство, которое и так не было слишком прямым. И ясно почему.
Можно ведь и так посмотреть на восставший восток Украины: большие и малые города, а посреди каждого – московский Белый дом образца 1993 года.
С соответствующими по составу и образу мыслей защитниками. Как будто разбили московское зеркало, а в каждом осколке по белому дому.
Ополченцы Донецка, Славянска, Луганска и прочих и выглядят, и говорят похоже на защитников московского Верховного Совета 1993 года. Почти та же смесь из жажды справедливости, военного авантюризма, культа оружия, ностальгии по Советскому Союзу, который не уберегли от предателей, ненависти к Америке, презрения к Европе, боевого православия без экуменических и еврейских штучек (не считая Содома и Гоморры, про них все правильно написано), выдуманной славянской мифологии, любви к форме, погонам, древним орнаментам, десантным ботинкам, камуфляжу, крестам, оптическим прицелам, красивым народным песням под гитару, смесь шашлыка у лесного костра, автосервиса, баньки, церкви, казармы и спортзала с тиром.
Такие были и на Майдане: вот они в Христианской школе снайперов отстаивают единство страны, воюют сейчас в патриотических батальонах Нацгвардии.
Как удачно выразились коллеги из kermlin: для ополченцев востока автомат Калашникова оказался самым быстрым социальным лифтом. Лучшим социальным лифтом за последние 20 лет. Был никем, мужичком из городка, где дорабатывает свое и вот-вот встанет старый советский завод, а он шерстит, где может, чтобы принести копейку в семью, ругает такую жизнь и власть, а тут взял в руки автомат, надел камуфляж – и серьезный человек. Народ смотрит с уважением. Кто наворовал, боятся. Защитник. Власть. Сила и слава, фобос и деймос.
В наш 93-й год таких хватило на несколько зданий в Москве на несколько дней. А на украинском востоке – на недели – уже второй месяц пошел, и на целые города. Так, по экономическим показателям на Украине 93-й год и завис, длится 20 лет. А еще в Москве по обе стороны были, может, социально чужие, но национально свои, а тут с одной стороны свои, а с другой – вроде такие же, социально похожие, а национально или сами чужие, или те, кто их послал.
Экспорт революции
Но ведь и в России хоть уже давно не 93-й год, а и у нас не везде росло, и у нас много мужиков, которые шерстят за копейку, ругают власть и такую жизнь и тех, кто в ней тепло устроился, предателей, которые развалили великую страну, чурок, америкосов, евреев, губернатора, олигархов, депутатов, Медведева, министра Сердюкова, ментов, любят камуфляж, оптический прицел, шашлык у костра, красивые народные песни, автосервис, баньку, спортзал, тир, а церковь если не любят, то уважают. И вот они видят, как такие же простые русские мужики в Донецке берут ствол и идут на дачу олигарха Ахметова наводить на родной земле порядок, очищать ее от нечисти. Так и они бы могли.
А такого Путину у себя в стране не надо. И пока Государственная дума выражается почти что словами Верховного Совета РСФСР 1993 года, почти языком Донецкой республики, там, где расположена реальная власть, срабатывает чувство самосохранения. Ведь в отличие от лозунгов Болотной, столичных Навального, Кудрина, Акунина лозунги Стрелкова и Славянска людям с последнего советского завода понятнее. Вот что могло бы поднять Россию и скинуть Путина.
Реальная опасность для Путина не экспорт в Россию киевского Майдана, а экспорт в Россию Донецкой республики.
И Путин будет отдаляться от Донецкой республики. Во всех его выступлениях на Питерском форуме не было слов про фашистов, бандеровцев и хунту. Не было даже про Новороссию и единство русского народа. И в новостях тему хунты и правого сектора все больше разбавляют балканские наводнения, железнодорожные аварии, похищенные нигерийки, европейские и украинские выборы. Даже главные идеологи остывают.
Конечно, Путин не может развернуться в один день кругом: он если не симпатичнее (хотя кому как), точно умнее Януковича. Он не скажет сегодня одно, а завтра совсем противоположное, и другим не велит. Он будет выходить из дела постепенно. Но он будет выходить, потому что после того, как в Киеве кончится Майдан и начнется обычная политика, в Донбассе останется вот эта национал-ностальгическая сечь вооруженных идеалистов, которая в отличие от Майдана может перекинуться на глубинную Россию.
Но это не значит, что все кончится. Путин будет уходить, а мужички с социальным лифтом в руках и чувством, что надо, чтобы порядок и справедливость на родной земле, останутся. Путин отойдет в сторону, потому что для него, государственного служащего и юриста, обязательно наступит момент, когда законная государственная центральная власть в Киеве будет понятней вольницы самодеятельных республик – не важно, что этим он помогал, а Киеву мешал, и эти за него, а Киев против.
Но когда Путин отойдет в сторону, восток – какой он есть, останется. А у Киева останется искушение видеть во всем Путина, одного его и никого больше, как российская пропаганда видела везде один большой правый сектор. Сейчас сочиню китайскую пословицу: нельзя поймать дракона в комнате, где есть только кошка. Нельзя победить Путина там, где его нет, или там, где дело не только в нем. Секрет настоящей победы простой: нельзя взять свободу себе, не дав ее другим. Она всегда обернется и собственной несвободой.
Украина рискует впасть в ту же ошибку, в какую впала в первом десятилетии этого века Грузия, – то и дело повторять: «Пусть Россия вернет нам Абхазию, пусть Россия вернет нам Донбасс». Психология тут понятная: если уж проигрывать, то огромной России – это не так неудобно, как не пойми кому. Но Россия может вернуть, именно вернуть Абхазию или Донбасс прежним хозяевам, только завоевав их. А воевать ни с Украиной за Донбасс, ни уж тем более с Донбассом за Украину она не будет.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Вообще, первое правило аналитика - не давать предсказаний на ближайшие пару лет (через два года никто о конфузе предсказателя уже не вспомнит). Похоже это золотое правило автору поста неизвестно...
Анализ расчленяет общее на более простые части. При помощи синтеза снова соединены надлежащим образом, эти части снова образуют единое целое, причем такое целое, которое обладает совершенно новыми свойствами - в данном случае это и есть попытка предсказать.
Иначе это уже не аналитика, а творение художника - интересно, но к делу не относится.
Вообще, Саша, мне жаль, что вы взяли такой тон, вместо обсуждения реальных вещей в нужном ключе.
Я уверен, что на каждое Ваше подобного типа "выступление" я найду верный ответ, только скажите, зачем Вам эта пикировка?
Разумеется, у Вас другая "специальность", Вы привыкли аппелировать к чувствам людей, а я - к разуму, но думаю, что в данном случае Вам стоит немного "перестроиться".
Без обид, да?
Выводы господина Баунова неверны, потому что он игнорирует СУТЬ - "Донбасс" (или "майдан", что по сути одно и то же) не импортируется. Он приходит в зависимости от внутреннего положения - и не иначе. Экспорт революции - ерунда, он никогда не происходит. Как не произошло при возвращении в Россию "травмированных войной" после конца чеченской компании. Как улеглись "порядки" лихих 90-х, когда прошло их время.
А вот сами события на Украине служат скорее "наглядной прививкой" русскому обществу: оно воочию видит, что майдан и Донецк ничего не приносят с собой, кроме разрухи (а сколько "наивных и честных", но глупых майданило-то, а?)
2)Все события происходят из-за активности пассионарий, их в обществе около 5% т.е нет особой массовости ни в Киеве, ни тем более в Донбассе.
3) В Донбассе, наиболее активными - добившиеся власти, были пассионарии прибывшие из России. Сами же жители Донбасса и прежде всего имею виду шахтеров были пассивны.
На Украине, в Киеве, революцию оседлали не революционеры, а ревизионисты т.е по сути революция на Украине проиграла и перешла от революционных методов к фазе реформ.
Победа Порошенко, это стремление жителей Украины не повторять 90ые. Это путь реформ.
Причем примеров, не относящихся к сегодняшней Украине - но полностью подрывающих Ваши теоретизирования, в истории более чем достаточно.
И это я уж не говорю о том, что более чем странно, как это "стремление" актуализовалось: выборами человека, который "наловил рыбку в мутной воде" 90-х, и уже бывал в правительстве на ОЧЕНЬ видных местах - но ничем себя не проявил.
Ваше утверждение, что выборы Порошенко - "путь реформ", совершенно не имеют под собой основания, кроме журналистской болтовни.
Вот если бы Вы сказали, что большинство народа, которое за него голосовали, реформ ХОТЯТ, тут я с Вами согласился бы. Да только разве не того же хотели все эти люди во время "первого Майдана"?
Надеялся что вы что-то также почитывали, знаете.
Революционный путь, это путь быстро принятых решений и без всякого бюрократизма. Неужели по вашему Порошенко способен на такое самоуправство, тем более что и власть у него будет гораздо меньше чем у его предшественников?
Непонятны ваши возражения.
То что он пребывая на вторых ролях ничем себя не проявил, это более нормально, зная расклад сил в те времена, по другому быть не могло. Что он из себя представляет, узнаем только сейчас.
К примеру что вы знали о Путине пока он был на вторых ролях? и как изменился П когда в выдвинулся? Что ещё из истории вы можете поведать?
Речь проста: тот, кто занимал "столь малозначительные" должности в правительстве, как председатель Совет национальной безопасности и обороны Украины, председатель комитета по вопросам финансов и банковской деятельности, был министром иностранных дел Украины и министром экономического развития и торговли, мог бы себя и проявить-с.
И самоуправство тут не при чем (я уж не говорю о противоречивости Ваших заявлений - то Порошенко гарант реформ, то он "не будет столь силен). Я читал его интервью Собчак - это интервью умного и откровенного человека, НО!
Это интервью оппозиционера, а не того, кто пришел к власти. Открыто обозначены проблемы - и НИ ПРОБЛЕСКА решения.
Более того, он еще не вступил в должность - а уже совершил ошибку, оставил прежнего премьера, человека, уже показавшего, что он НЕ МОЖЕТ руководить страной (негодный именно политик) - не сумел поладить с соседом (Россией) и со своими гражданами.
Вообще, пост президента в объятой гражданской войной стране - не то место, куда можно пустить кого-то для того, чтобы дать ему возможность "проявить себя".
Оставил прежнего премьера, Порошенко сохранил коалицию. Показал что способен на компромиссы.Он сейчас более зависим от Рады и нуждается в правительственный коалиции.
Я у себя не нашел высказывания о том что Порошенко гарант, но я сказал что путь реформ единственно возможный для Порошенко, не зависимо от его личных хотелок.
То, что у Порошенко не так много возможностей для маневра - оно-то верно, да только сиё лишний раз подчеркивает, что я прав в своем скептицизме.
"Он", возможно, и нуждается в "правительственной коалиции", но сие только подчеркивает, что никакого дела не будет, ибо проваливших дело надо ГНАТЬ. А дело - провалено именно ими, прежними, в которых "он" нуждается. При них (и при их содействии) разгорелась гражданская война. И ни о каком компромиссе тут дело не идет. В качестве компромисса этих ребят можно было бы не выгонять и судить, а дать каждому, тому же премьеру, скажем, хорошо оплачиваемый и видный - но ничего не решающий пост. Такой компромисс - да, был бы возможен.
Так что тут "на выбор": Порошенко такой же ничтожный политик, как они - или он не так плох, но ничего не может.
По мне так оба варианта хуже.
"Путь реформ единственно возможный" для Порошенко? А это - смотря что он хочет. Это - единственный путь для сохранения целостного государства - но президент может отсидеть свой срок и на руинах...
Я только хочу пригласить Вас в прямой эфир для разговора "вживую".
И что я никогда не позволю себе в отношении Вас тон ернический.
Напомню Вам, однако, что сказал Цицерон о двух видных римских ораторах своего времнени:
"Гней Лентул раздул славу своего красноречия скорее искусством произнесения речи, чем теми способностями, которые у него были; не будучи умным, он казался таким по виду и выражению лица; умелыми передышками, восклицаниями, голосом приятным и звучным он снискал себе такое восхищение, что никто не жалел о тех качествах, которых ему недоставало, и великолепным своим произнесением скрывал слабость других ораторских качеств.
Почти то же самое можно сказать и о Публии Лентуле, который скрывал вялость своей мысли и речи благородным выражением лица, искусными и привлекательными телодвижениями, приятным и сильным голосом - во всем же, кроме исполнения, был совершенно бессилен".
Зачем мне соревноваться с "в прямом эфире" с наследниками Лентула?
Тезис не должен зависеть от актерского умения его представляющего.