Вадим Негатуров – заживо сгоревший одесский поэт

На модерации Отложенный

Ну кто, узнав обстоятельства его смерти, скажет, что поэты не пророки? В февральском номере 2012 года литературного журнала «Южная звезда», выходящего в Ставрополе, читаю строки поэта Вадима Негатурова:

 


Автор гимна Антимайдана, 2 мая в Одессе он выпрыгивал из горящего Дома профсоюзов. Спасти его не удалось – умер от ожогов. После лютых ненужных сражений…
«Я вернусь в отчий дом… Я вернусь – да не будет сомнений!

Даже если зимой – все равно в этот день будет май!

Я вернусь в отчий мир после лютых ненужных сражений…»

Вот как рассказывает о последнем дне его жизни брат поэта Александр: «Вадим иногда ночевал в палаточном городке активистов Куликова поля, а 2 мая отправился защищать родной город. Вадим узнал о том, что в одной из палаток хранятся иконы. Тогда он позвонил маме, пообещал, что не будет ни во что вмешиваться. Встретив по дороге дочку, отдал ей деньги со словами: «Отнеси на всякий случай бабушке». Потом был от него звонок из Дома профсоюзов. Он успокоил мать, мол, все в порядке, мы тут в безопасности, а икона у меня в руках. Это была последняя весточка от него».

А вот как Вадим писал о себе на своем сайте: «За свою полувековую жизнь успел побывать строителем, кочегаром, охранником, научным сотрудником, преподавателем, советским офицером – «двухгодичником», инженером, программистом, милиционером, профессиональным «командировочным», экономистом, бухгалтером, менеджером, торговцем ценными бумагами, финансовым аналитиком, директором нескольких фирм, финансистом. Пока остановился на финансовом консультанте и предпринимательстве (хотя первое – постыдно, а второе, как в моем случае выяснилось, – больно и разорительно). Являюсь действительным членом Академии русской словесности и изящных искусств им.  Г.Р.  Державина, С.-Петербург. Но главное достижение – причастен к рождению трех замечательных дочерей. Убежденный православный. Сочинял стихи всегда, сколько себя помню...».

Последняя его прижизненная публикация на литературном портале Пскова. Там размещен «Марш Куликова поля», положенный в основу гимна антимайдановцев. Марш переложили на музыку и исполняют в Питере: «Укреплялись в единстве три части Руси: Беларусь, Украина, Россия». Так было, а «Сегодня наш черед доказать любовь свою к Отечеству – делом доказать любовь к Отечеству, жизнью доказать любовь к Отечеству».

Видео на его стихи снимают (и показывают) в Народном театре Новгорода.

Москва, Ставрополь, Псков, Питер, Новгород… А что же украинская творческая интеллигенция? В особенности та самая киевская интеллигенция – ум, честь, совесть и идейный вдохновитель революции? Киевская интеллигенция безмолвствует. Не возмущается, не критикует, не протестует. Ни слова осуждения в адрес поджигателей и убийц. А ведь есть в интеллигентном Киеве (город давно себя превозносит как чисто интеллигентный) творческие союзы и писателей, и композиторов, и журналистов. «Скрипач не нужен», – сказал герой одного фильма. Поэт тоже не нужен. Молчат, потому что согласны или потому что боятся? Или интеллигентская этика не позволяет вмешиваться в политику? Хотя нет. Был же всплеск активности, даже у пенсионеров. Я лично смотрела многие украинские видеоновости через Интернет. Там показывали, как очень приличные киевские бабули несли на Майдан пирожки и чай голодным студентам, оправдывая и жалея их: «Они же дети», прямо после того, как «дети» славно побросали зажигательный коктейль в таких же (да не таких же для киевской интеллигенции) украинских детей – совсем молодых милиционеров и солдат, стоявших в оцеплении...

...Да что там Одесса! Что там какой-то заживо сгоревший одесский поэт. Киевская интеллигенция смолчала, когда в одну революционную ночь, когда ни о каких «сепаратистах» и «террористах» Юго-Востока еще и слыхом не слыхивали, на Крещатике сожгли сразу три музея: музей Крещатика, музей пластинок и музыкальных инструментов, музей народного быта Украины. Народный быт-то чем не угодил? Чисто украинский же... Потом «они же дети» подожгли Дом архитектора, потом разгромили помещения благотворительного фонда «Духовное наследие». (Про памятники Ленину уж и не говорю.) Я все шарила по Интернету – ну хоть бы один интеллигент в Киеве открыто выразил сожаление, пожурил «детей» хотя бы по-отечески: оно, мол, понятно, Майдан для вас геройское место, но зачем же музеи жечь? Ничего подобного.

За пять месяцев «стремительного рывка вперед Украины» я лишь единожды встретила вопрос о судьбе культуры в стране в свете европейской перспективы и существующих реалий русско-украинской дружбы, да и то на «Эхе Москвы». Вопрос был такой: «Что теряет Украина в культурном отношении с уходом Крыма?». Ответ эксперта по украинской культуре: «Ну что теряет… Да, собственно, мало что теряет. Ну жил в Ялте великий украинский поэт Чехов, музей его там или домик… Да, собственно, и все». Ей-богу не вру, сами найдете во мнениях на «Эхе Москвы». Фамилию эксперта не хочу называть. Он среди наших оппозиционеров числится. Чехов – не потеря, хоть в их понятии и великий, и украинский, и поэт, а мы тут про одессита Негатурова слово молвим. Скрипачи не нужны, поэты не нужны, история не нужна, музеи не нужны – зачем с таким багажом в Европу? У новых киевских умов сегодня сложная задача – придумать собственную, в отрыве от русских «ватников», историю, например, для начала объяснить, откуда есть – пошли украинцы. Если они укры с Венеры, надо доказательства сфабриковать или своих экстрасенсов привлечь, пусть сочиняют историю укров-венерианцев, а может, украинцы прямо, отдельной ветвью, минуя родство с евреями и русскими, от Адама и Евы произошли? Еще нужны, конечно, исторические факты, подтверждающие, что «Украина – це Европа». Не сомневаюсь, будут найдены корни и созвучия в украинском языке с немецким, французским, английским и будут пространные рассуждения на тему: почему француз, или англичанин, или немец могут понять украинца без перевода, а русский не может. Надо еще своих исторических героев придумать. Сочинить боевые подвиги бандеровцев, превратив их из карателей в солдат, храбро сражавшихся на фронтах, а не зачищавших деревни, оставшиеся без мужиков. Надо покупать и продавать только европейское и американское, в первую очередь культуру, ибо удел интеллигентов Киева теперь – продажа чужой культуры, раз от своей, общей с москалями, отказались. Опять же и быт европейско-американский надо внедрять, ибо украинский быт в пылу революции пострадал и восстановлению не подлежит. В общем, много дел у интеллигентов Киева. А по поводу «детей» можно не заморачиваться: «сепаратисты – це не европейцы», на что? Они тупые – пусть борются.

В Новгороде сейчас на сайт собирают стихи погибшего поэта, мы откликнемся. В «Южной звезде» хорошая подборка стихов Вадима Негатурова. Печатались в ставропольском сборнике многие украинские авторы, а если быть точным – 22. Восемь из них из Киева, четверо, включая Вадима Негатурова, из Одессы, еще авторы из Крыма, Днепропетровска, Донецка, Харькова, Сумской области.

Не думаю, что русско-украинские культурные связи разрушатся. Российские журналы по-прежнему будут получать рукописи украинцев. Вот только не все из них теперь с гордостью без опасений смогут написать в своей творческой биографии: «Печатался в России».

А Вадиму Негатурову, поэту и гражданину, вечная память.