Советский дефицит - выдумка лентяев.

    Как-то напрягают меня разговоры о дефиците в СССР. Бог родил всех одинаковыми, но некоторых лишил здоровья - не додал ума. Чтобы жить в СССР в абсолютном достатке и абсолютной защищённости, нужно было совсем немного - желание хорошо жить и умение трудиться. Всё остальное СССР предоставлял в полном объёме.  Гораздо в большем, при чём, объёме, нежели сегодня предлагает своим гражданам Россия.  Законное право на труд, не затратные образование, медицина, отдых и молодость давали возможность решить вопрос достойной жизни.

       К 1978 году я закончил все процессы, связанные с получением образования, исполнения почётной обязанности и встал перед выбором - как жить? Крестьянин по происхождению и деревенский по рождению я не стал мудрить с северными заработками, а перебрался в деревню рядом с городом. Их таких, была тьма. На всех могло хватить. С работой для специалиста на селе, как и с жильём проблем никогда не было. Первая была всегда, второе надо было постоянно улучшать. Можно, конечно, было стоять в очереди, а можно было построить дом самому.

      Почему рядом с городом? Потому что крестьянин в СССР всегда работал на двух работах. Официально, для пенсии в том числе, он трудился на предприятии - не суть важно, колхоз это был или совхоз. Вторая работа - это приусадебное хозяйство. Корова, бычок, телёнок. Две головы свиней, сотня птиц разных видов. Или: четыре тонны молока, двести килограммов говядины, двести десять килограммов свинины, 15 000 яиц. При этом литр молока - 30 копеек, килограмм говядины - 3,50 рубля, килограмм свинины - 3 рубля, десяток яиц - 0,9 рубля. К услугам крестьянина колхозный городской рынок - совершенно бесплатный, если не арендовать весы, а иметь свои. Арифметикой занимайтесь сами.

      К 1983 году я имел двоих детей, дом, "Москвич"  ( ужасайтесь, лодыри, - купил я его в кредит ), дачу и не имел тридцати лет от роду. Дом строил два года. Сложность была с кирпичом - низкий ассортимент. Местные заводы изготовляли красный жжённый, мне же необходим был ещё и белый силикатный.  Песок, цемент, лес - это по линии совхозной строительной части по льготной цене, как и бутовый камень для фундамента. Заполнения - окна, двери - дело рук виртуоза из столярной мастерской того же совхоза. Выполняла работы местная бригада ( у нас - шабаи ).

     В 1986 я поменял место жительства - перебрался под Ростов. Возможности города-миллионника трудно переоценить. К тому же я, признаюсь, воспользовался лазейкой в законодательстве - продал свой дом и вселился в дом, построенный для меня моим новым предприятием. Здесь со мной случился ещё один казус. Мне с супругой предложили путёвки для групповой туристической поездки в Болгарию. Желающих, кроме нас с ней, не нашлось, поэтому знакомиться с коллегами по путешествию пришлось по ходу поездки. Из впечатлений - цветной уксус, оливковое масло и вино в качестве специй на столах ресторанов ( оказалось с вином надувательство - для обычных посетителей оно платное ). Из приобретений - чемодан книг русских и советских классиков по бросовой цене.

    Потом наступили спекулятивные годы. Из них запомнился 1989. Из Ростова в Псков в комиссионные магазины я вёз тонну сырокопчённой колбасы. При въезде на МКАД подлецы в милицейской форме колбасу мою изъяли ( заплатив по указанной мною цене ) и уничтожили на моих глазах с помощью негашёной извести.  

    Вот такой вот голод и такой вот дефицит встретил я. Другого не видел.