Украина в обвале

На модерации Отложенный

За те шесть лет, что Столыпин возглавлял правительство Императора Николая II, он, что называется, энергично реформировал русскую государственность, ставя перед собой и остальными сформулированную им самим задачу – «…обновить, просветить и возвеличить Родину, в противность тем людям, которые хотят ее распада…»[1]. И вот теперь, 30 августа 1911 года, университетский любимец Менделеева и дальний родственник Лермонтова, верный слуга империи Петр Аркадьевич Столыпин сопровождал Государя по праздничному Киеву на торжественное, – в честь пятидесятилетия отмены крепостного права,– открытие памятника Императору Александру II. Самого Столыпина современники по праву считали продолжателем реформы Царя-Освободителя, при этом образованный класс ставил ему в заслугу усмирение революции – «Где с бомбами врываются в поезда, под флагом революции грабят мирных жителей, там правительство обязано поддерживать порядок, не обращая внимания на крики о реакции»[2], а многочисленное русское крестьянство – обретение долгожданной земли: «нет предела содействию и льготам, которые я готов предоставить крестьянству, чтобы вывести его на путь культурного развития»[3].

По сути дела, Столыпин деполитизировал русское крестьянство, отвратил его от соблазнов революции и встроил в стремительно развивающийся русский капитализм в качестве стабильного и надежного элемента. Русское крестьянство повсюду – и здесь, на юге Империи особенно, – благодаря Столыпину строило новую, современную Россию.

По свидетельству современников, тогда, в августе 1911-го Киев не скупился на выражение своей благодарности. Местное купечество в знак признательности от малороссийской житницы империи устроило торжественный прием на шесть тысяч человек. Не отставало от купечества и земство – с просьбой к Столыпину принять их в эти дни для выражения благодарности и почтения. За городом были организованы военные маневры, затем шло посещение Владимирского кадетского корпуса и снова прием делегаций, и снова и снова (даже киевские скауты организовали свои выступления перед высокими гостями). Сам Петр Аркадьевич всегда ощущал некую сердечную привязанность к исторической малой Родине всех русских. В Киеве он произнес, как ему казалось, пророческие слова: «Отсюда начнется выздоровление всей России».

Далее здесь