Куда исчезла артиллерия.

Артилерийские пушки разного калибра были одним из самых видов оружия великой войны.

Артилеррийские орудия могли пробить броню любого немецкого танка или САУ,в случае их эффективном применении она могла нанести непоправимый урон бронетехники противника.

Но этого не случилось потому что значительная части артиллерии попросту отсутствовала в начале войны.

Уже много известно как разоружали и демонтировали воздушную оборону СССР,о том как снимали вооружение с сухопутных частей,но артиллерия тема отдельная.

Если потери бронетехники вермахта нужно было сильно снизить--то соответственно нужно было отобрать значительную часть артиллерии с боевых частей,таким образом снизив огневую мощь РККА.

Этим и занялись заувалированные сторонники нацизма в СССР.

Это обстоятельство было очень важным--иначе танковые соединения вермахта потерпели бы поражение в самом начале войны.

КУДА ПОДЕВАЛАСЬ АРТИЛЛЕРИЯ

Так как и куда вывели артилерию?

В БОВО значительной частью (но не всю) тяжелую и не очень артиллерию вывели на корпусной артполигон в Червоном Бору (юго-восточнее Ломжи).

Генерал Покровский в ответах в "ВИЖ" вспоминал:

«Все командующие армиями, в том числе и я, докладывали Павлову о совершенно открытой подготовке немцев к войне.

Так, например, нами было точно установлено сосредоточение крупных сил немцев в Августовских лесах юго-восточнее Сувалки.

В наших руках также были подметные письма, в которых указывалось примерное время перехода немцев в наступление – 21, 22, 23 июня.

Тем не менее, Павлов за несколько дней [до этого] приказал всю артиллерию отправить на артиллерийские стрельбы за несколько сот километров от линии фронта…»

Что делал Павлов?....был предателем и преднамерено лишил РККА огневой мощи?

В том что он лишил РККА огневой мощи нет сомнения--но он делал это потому что был предателем или потому что дейсвовал под чьим-то давлением?

А ведь история с исчезновением артиллерийских частей имела предисторию перед нападением.

17 июня 1941 года войска выходили на границу согласно плану стратегического развёртывания,но командующему Белорусским военным округом генералу Д.М.Павлову позвонили из Москвы.

Звонил народный комиссар обороны СССР С.К.Тимошенко который настоятельно рекомендовал провести крупные военные учения в округе,но без применения тяжелой артиллерии.

Павлов всегда воспринимал волю руководства как приказ,пускай и без письменной формы и велел готовится к учениям,артиллерийские части в течении следующих двух дней вывели из расположений дивизий и корпусов.

ПРИМЕР 10-Й АРМИИ

Вот пример 10-й армии.

Начальник артиллерии 10-й армии генерал-майор М. М. Барсуков собрал три артполка РГК--а именно 124-й и 375-й гаубичные и 311-й пушечный

Все четыре корпусных артполка 10-й армии --130-й и 262-й корпусные артполки 1-го стрелкового корпуса и 156-й тяжелый и 315-й корпусной артполки 5-го стрелкового корпуса

130-й и 262-й корпусные артполки 1-го стрелкового корпуса тоже находились на окружном артполигоне Красный Бор близ г. Ломжа. Его 176-й озад – на сборах в районе Белостока.

8-я стрелковая дивизия этого корпуса отправила свой 62-й артполк на полигон Красный Бор, 117-й гаубичный артполк – куда-то еще дальше на окружные стрельбы. 

Также оба артполка 86-й стрелковой дивизии (248-й легкий и 383-й гаубичный), 117-й гаубичный артполк 8-й стрелковой дивизии и 7-й гаубичный артполк 7-й танковой дивизии.

Также в 10-й армии, находившейся в Белостокском выступе, в этот день в район своих позиций были выдвинуты стрелковые полки 86-й стрелковой дивизии.

По свидетельству В.Д.Шерстнева:

«В ночь на 20 июня 1941 г. стрелковые полки дивизии были выдвинуты ближе к границе в район Залесье, Костельное, Нур, где в последующие дни планировалось проведение ночных учений.

Артиллерийские же полки находились в это время на окружных сборах в районе Ломжа».

Из этого рассказа видно что учения планировались без участия артиллерии

Выход к границе в 86-й стрелковой дивизии выполнялся без артиллерии. А без артиллерии можно учиться, но нельзя воевать.

Поэтому выход войск без артиллерии вольно или невольно воспринимался командирами как тренировка и вовсе не настраивал их на мысль, что это подготовка к близкой войне.

Еще один характерный пример 24-й стрелковой дивизии.

24-я стрелковая дивизия входила во второй эшелон 3-й армии и стояла лагерем в районе г. Молодечно (220 км от границы).

22 июня оба ее артполка находились на полигоне в районе местечка Красное.Правда полигон находился близко--в 20 км от дислокации части.

Но дивизия весь день 22-го готовилась к походу и выступила к границе только в ночь на 23 июня с большим опоздание

Аналогичное положение было также с зенитной артиллерией.

Все дивизионы и полки, во всяком случае весь основной начсостав и матчасть, были собраны для прохождения лагерных сборов, в м. Крупки, близ Минска

И вплоть до начала войны в 10-ю армию не вернулись.....

Таким образом, соединения, склады, города остались без зенитной артиллерии.

Отдельный зенитный артдивизион 7-й танковой дивизии проходил сборы на полигоне Крупки за Минском. Там же находился и зенитный дивизион 6-й кавалерийской дивизии

ПРИМЕР 3-Й АРМИИ

3-я армия РККА на 1/3 была лишенна атилеррии.

Дивизии 1-го эшелона были лишенны частично артиллерии. пришлось вступать в бой только с теми дивизионами (по одному от артполка).

Что вместе со стрелковыми батальонами строили укрепления на границе.

Это треть артиллерии соединений, вся остальная находилась на полигонах

ПРИМЕР 4-Й АРМИИ

В 4-й армии по приказу из округа артиллерию перед войной готовили к показным учениям, назначенным в аккурат на 22 июня.

Утром этого дня на артиллерийском полигоне южнее Бреста находились 204-й гаубичный артполк 6-й стрелковой дивизии и 455-й корпусной артполк.

Остальная артиллерия 6-й и 42-й стрелковых и 22 й танковой дивизий,28-го стрелкового корпуса находились при своих соединениях, но у самой границы, в городе Бресте и крепости.

Поэтому все это дорогостоящее хозяйство на рассвете 22 июня попало под удар немецкой артиллерии и в основном было уничтожено.

О зенитной артиллерии начальник штаба армии полковник Л. М. Сандалов вспоминал

“И тотчас же над нами появилась вражеская эскадрилья. С малой высоты она стала сбрасывать 500-килограммовые бомбы. Страшные взрывы потрясли воздух, и на наших глазах здание штаба стало разваливаться. За первой волной бомбардировщиков последовала вторая.

А мы лежали в канаве, лишенные возможности что-либо предпринять: зенитных средств при штабе не было…”.

 

Сандалов Л. М. Пережитое. М.: Воениздат, 1961, с.63

Зенитных средств не было почти во всей 4-й армии: они находились за 300 километров от нужного места, на полигоне Крупки под Минском.

Вспоминал Н.К.Андрюшенко:

"Только один 393-й зенитный дивизион 42-й стрелковой дивизии находился при ней.

Но и его разместили у границы в Бресте столь “удачно”, что после первого огневого налета немцев он вышел оттуда с тремя пушками без снарядов, а из 131-го артполка вывели всего девять орудий." 

Андрющенко Н. К. На земле Белоруссии летом 1941 года. Минск, 1985,

Почти всю зенитную артиллерию округа удалили на сотни километров от прикрываемых объектов. Даже дивизии второго эшелона, дислоцировавшиеся в 200-300 километров от границы, после начала войны не смогли ее получить.

А приграничные дивизии и подавно ее не увидели вплоть до своей гибели. Поэтому с противовоздушной обороной в округе получилась катастрофа.

По словам Сандалова, беззащитность наших войск от ударов фашистской авиации оказалась одной из главных причин неудач армии. 23 июня командующий армией генерал Коробков докладывал Павлову:

“Слабоуправляемые части, напуганные атаками с низких бреющих полетов авиацией противника, отходят в беспорядке, не представляя собой силы, могущей сдержать противника”.

Такого, как в ЗапОВО, где почти вся 4-я армии, включая аэродромы ее авиации, осталась без противовоздушной обороны, больше нигде не было.

СПЕЦСООБЩЕНИЕ О ПРИЧИНЕ КАТАСТРОФЫ

Есть один интересный документ о положении дел.

Это спецсообщение 3-го Управления НКО 36701 от 5 июля, 3-го отдела Западного фронта

Он сообщил ряд фактов, оказавших отрицательное влияние на ход боевых операций наших войск в первые дни войны на Западном фронте.

Я привду документ в сокращении,выделив только самое важное:

"21 июня командующий 3-й армии Кузнецов вместе с генерал-лейтенантом из Генерального штаба Красной Армии Карбышевым смотрели части, расположенные на границе.

Заместитель командира артполка 56-й стрелковой дивизии майор Дюрба доложил, что происходит большая концентрация немецких войск на границе, что наши укрепленные точки боеприпасами не обеспечены и в случае нападения окажутся небоеспособными.

На этот доклад Дюрба Кузнецов ответил:

“Ничего страшного нет и не может быть”.

Никаких мер к обеспечению точек боеприпасами Кузнецов не принял. После вторжения фашистских войск Дюрба среди комначсостава заявил:

“Кузнецов и командование 3-й армии нас продали”

Страна на грани войны.а отсутствие боеприпасов не проблема....вот уж действительно продали,однако тогда им удалось остатся безнаказанными.

Далее стоит отметить эту цитату:

"444-й тяжелый корпусной артполк, находившийся на границе, боеприпасов не имел (видно, тоже готовился к погрузке или переходу границы своим ходом для погрузки в составы на немецкой железнодорожной станции.)

В то время как боеприпасов на складах Гродно и Лида было достаточно"

Удивительно...боеприпасов достаточно на складах,но артполк не вооружили и отправили на передовую буквально безоружными

Вот следующая цитата из документа:

"Части 38-й танковой дивизии 23 июня вышли в направлении гор. Барановичи не обеспеченными материальной частью, боеприпасами и оружием, в частности, мотострелковый полк вышел без артиллерии, которая был сдана в ремонт.

127-й отдельный саперный батальон 4-го стрелкового корпуса к началу военных действий имел только 30 винтовок. Батальон потерял до 70 % личного состава"

В этом случае артиллерия была сдана в ремон,а мотострелковый полк остался без артиллерии,а 30 винтовок на батальон это вообще кошмар.

А вот о том как саботировали снабжение артчастей боеприпасами:

"Из-за отсутствия связи с частями Артснабжение округа не знало расхода и потребности боеприпасов в действующих частях, в результате не обеспечивало их боеприпасами (это возможно лишь в случае временного расположения войск и их подготовки к последующей транспортировке.).

22—23 июня Артснабжение округа должно было отправить действующим армиям 3 эшелона боеприпасов, но по вине работников Артснабжения боеприпасы отправлены не были"

На этом интересные подробности документа исчерпываются.

А вот как указывалось в спецсообщении 3-го Управления НКО 4/37175 от 8 июля, «по сообщению 3-го отдела Западного фронта по состоянию на 1 июля имелись следующие существенные недочеты.

"1. В приграничных соединениях и частях не было боеприпасов и горючего, почти везде они хранились на значительном расстоянии от мест расположения частей и соединений (от нескольких десятков до сотен километров) на центральных складах и складах зимних квартир.

Очень часто в железнодорожных эшелонах либо на открытых площадках вблизи железных и автомобильных дорог.

2. Невозможно было быстро перебросить или вывезти в необходимом направлении боеприпасы и горючее, продовольствие и пр., в результате чего огромные их запасы уничтожались при отступлении или доставались врагу."

КАК БЫЛО В КОВО

В КОВО почти вся артиллерия 5-й армии, находившаяся на Повурском артиллерийском полигоне за 100 км от границы.

Кроме артиллерии 87-й сд, там находились: приданный армии 589-й гаубичный артполк РГК, 231 и 264-й корпусные артполки 15-го стрелкового корпуса

Там же оказались 21 и 460-й корпусные артполки 27-го ск, оба артполка 45-й стрелковой дивизии, 150-й гаубичный артполк 62-й сд, 184-й гап 135-й сд

А также ряд дивизионов и батарей зенитной, противотанковой и полковой артиллерии из состава войск 5-й армии.

18 июня штаб КОВО все-таки приказал вернуть к 20 числа артиллерию армии в свои соединения и части.

В итоге КОВО на 70% был обеспечен артиллерией.

РЕЗУЛЬТАТЫ КАТАСТРОФЫ

Офицальные источники сообщают о том сколько потеряла аритиллерия в 1941 году.

В их число входили--11 704 батальонные 45-мм пушки из 14 621 поставленных перед войной, которые потеряли в начале войны и 7 450 полковых 76-мм пушек из 6 960 поставленных перед войной.

Также в их число входили 23 434 батальонных 82-мм миномета из 14 450 поставленных вам перед войной, вы бросили немцам 6 833 полковых 120-мм миномета из 3 983.

В известной "Краткой истории" на стр. 67 говорится, что только на Западном фронте в июне 1941 были утеряны

"почти все артиллерийские склады, в которых хранилось более 2 000 вагонов боеприпасов... "

И вполне становится понятно, что при таком "раскладе" "соотношение сил резко изменилось в пользу врага".

А как еще могло быть, если из строя вышла артиллерия - главная огневая сила сухопутных войск как в обороне, так и в наступлении?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так РККА прямо перед нападением Германии оставили без огневой мощи.

Бер ариллерии нельзя было воевать,нельзя было отразить нападение агрессора и нельзя было удержать позиции.

Битва была выиграна агрессором до её начала-но заслуги командования вермахта и немецких офицеров и солдат совсем немного.

Эту победу над РККА одержали граждане СССР,которые преднамерено и целенаправленно разоружили авиацию,танковые части,ПВО и артиллерию.

Все что оставалось вермахту--войти на территорию СССР и уничтожить части РККА лишенных возможности сопротивлятся.